Вербицкий Андрей Александрович 1 страница
ISBN 5-9220-0012-8
Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Москва
ББК Б | 67.401 | Рекомендовано к изданию редакционно-издательского совета Московского экономико-лингвистического института « 11» июня 2004 г. |
Бакшаева Наталья Анфиногентовна,
Вербицкий Андрей Александрович
Психология мотивации студентов: Учебноое пособие.М.: МЭЛИ, 2004, 168 стр.
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор, Н.Д.Творогова
Доктор психологических наук, профессор, А.Н.Строкина
Доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. РАО, В.А.Иванников
В учебном пособии представлен анализ психологических исследований, посвященных проблематике развития мотивации субъектов учебной деятельности. Авторы обосновывают процессы трансформации познавательной мотивации студентов в профессиональную в условиях контекстного обучения, в котором моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности. Рассмотрены: сущность мотивации и основные проблемы ее развития; психолого-педагогические условия формирования мотивов в различных видах обучения; динамика изменений соотношения познавательных и профессиональных мотивов в общей системе мотивации студентов в контекстном обучении. Систематизированы практически все основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию мотивации деятельности и поведения человека и ее развитию в обучении; описаны методики исследования мотивации субъектов учения; проанализированы факторы формирования и развития познавательной и профессиональной мотивации студентов; приведен обширный список литературы.
Книга будет практически полезной студентам, преподавателям, исследователям, всем, кто интересуется проблемами мотивации человека.
© Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.
© Московский экономико - лингви-
стический институт, 2004г.
ВВЕДЕНИЕ
Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования высшего, в том числе педагогического образования, идущего в настоящее время по многим направлениям. В нашей стране принята личностно ориентированная концепция педагогического образования, опирающаяся на культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека в процессах его онто- и филогенеза. В концепции утверждается отказ от ориентации главным образом на предметную подготовку педагога; усвоение содержания учебных предметов становится не самоцелью, а лишь средством развития личности будущего педагога. Формирование его собственной педагогической позиции возможно посредством выбора и реализации каждым студентом индивидуальной траектории получения образования, в которой интегрируются собственно образование, его рефлексия, совместное обсуждение студентами и преподавателями образовательных ситуаций, совместная исследовательская работа (153).
Модель педагога строится на основе определения его деятельностных, когнитивных и личностных характеристик в форме требований к специалисту, который владеет общей культурой, имеет глубокие психолого-педагогические знания и знания в своей предметной области, освоил гуманистические педагогические технологии, является развивающейся личностью, способен к педагогическому целеполаганию, проектированию и организации эффективного образовательного процесса, к педагогической рефлексии процесса и результатов педагогической деятельности.
Основной проблемой профессионального образования является проблема перехода от учения к труду, обусловленная противоречиями между содержанием, формами и условиями познавательной и усваиваемой профессиональной деятельности: в рамках одного типа деятельности нужно "вырастить" принципиально иной (А.А.Вербицкий). С позиций общей теории деятельности, которую мы разделяем, такой переход идет прежде всего по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является конституирующим признаком той или иной конкретной деятельности (А.Н.Леонтьев). Общепризнано, что релевантными деятельности учения являются познавательные мотивы, тогда как практическая деятельность мотивируется профессиональными. Следовательно, остающаяся открытой в теории и образовательной практике проблема "естественного" перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста, преобразуется в проблему трансформации познавательных мотивов в профессиональные. При всем многообразии исследований мотивации учебной деятельности студента эта проблема еще не получила своего разрешения.
РАЗДЕЛ 1. Подходы к психологическому исследованию познавательных и профессиональных мотивов
ТЕМА 1. Основные проблемы исследования мотивации поведения и деятельности человека
Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов как одна из центральных проблем психологии личности и деятельности. Однако интерес к ней не только не ослабевает, но даже усиливается (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Б.И.Додонов, В.И.Ковалев, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, А.Б.Орлов, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобская, Д.Н.Узнадзе, Х.Хекхаузен, П.М.Якобсон, М.Г.Ярошевский, J.Atkinson, D.Birch, K.B.Madsen, J.Nuttin, R.W.Whin и др.). Объясняется это как развитием самой психологической науки, так и потребностями образовательной практики.
Б.Ф.Ломов (101) относит мотивы к системообразующим факто-рам личности; мотивация является глубоко личностным образовани-ем; деятельности без мотива не бывает (А.Н.Леонтьев, 1981), сле-довательно мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности.
Предпринято множество попыток выделить направления изучения мотивации, перечень которых можно продолжить. Мотивацию исследуют в связи с попытками классификации различных мотивов по группам и созданием их максимально полного перечня, эффективностью учебной деятельности и необходимостью ее активизации, раскрытием профессиональных мотивов в рамках исследования профессиональной направленности. Достаточно большое число работ направлено на выявление психологических механизмов порождения и развития мотивации, психологических механизмов развития личности. При этом акцентируются самые разные аспекты: от выявления ситуационных детерминант поведения до онтогенетического развития мотивации.
Можно согласиться с Х.Хекхаузеном, который писал, что "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" (172, с.9), что одним взглядом эту область знаний окинуть трудно. По степени разработанности теоретических аспектов и методов изучения проблем мотивации эта область психологических исследований представляет собой достаточно пеструю картину: "фрагментарность подходов к психологическому исследованию мотивации, скорее, является правилом, чем исключением" (там же, с.36).
В то же время мотивы определяются в психологии как внутренние детерминанты деятельности. "Мотивы, - отмечает Е.В.Шорохова, выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятель-ности, как мощнейшие регуляторы поведения" (175, с.20-21).
Понятие мотивации трактуется психологами в достаточно широ-ком спектре смыслов и значений: от активности организма до раз-личных видов целенаправленной деятельности субъекта. Мотивацией объясняют также многие отклонения в психике непроизвольного ха-рактера. Существуют прямо противоположные точки зрения на моти-вацию. С одной стороны, она признается реальной особенностью психической жизни человека, с другой - отрицается сама необходимость в представлениях, связанных с мотивацией. Как пишет Д.Дьюсбери, "понятие мотивации используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна" (63, с. 200). По Х.Хекхаузену, понятия мотива и мотивации суть облегчающие понимание вспомогательные или гипотетические конструкты в схеме "объяснения действия между исходными наблюдаемыми обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми явлениями в самом поведении" (172, с. 37-38).
Исследования мотивации проводятся в психологии исходя из различных теоретико-методологических оснований. А.Г.Асмолов (13) выделяет три подхода к изучению мотивации: первый реализует принцип стремления к равновесию, второй - стремления к напряжению, третий основывается на принципе саморазвития личности. Принцип стремления к равновесию разделяется психоанализом, необихевиоризмом, когнитивной психологией. Для индивидуальной психологии А.Адлера характерно признание в качестве движущей силы развития личности ее стремления к компенсации дефекта; необихевиористические концепции используют идею редукции напряжения потребностей; в работах, выполненных в русле теории К.Левина, источником мотивации считается система внутриличностного напряжения и т.п. Исследования, основанные на принципе стремления к напряжению разделяют персонологический подход: концепция А.Маслоу о самоактуализации личности как внутреннем источнике ее развития, теория личности Г.Оллпорта, где основной движущей силой развития личности выступает тенденция к самореализации (13).
Для Г.Оллпорта, А.Маслоу, Дж.Гилфорда, Р.Кетелла характерно рассмотрение проблем мотивации на основе анализа особенностей личности в целом. Г.Оллпорт исходит из положения о психологии личности как психологии послеинстинктивного поведения; независимо от первоначальных побудительных сил, они полностью преобразуются в процессе своего созревания в системы мотивов (Цит. по (11). Исходным для концепции самоактуализации А.Маслоу является признание существования иерархии потребностей: в ее основании лежат органические потребности, а высшими выступают познавательные и эстетические потребности. А.Маслоу вводит понятие мотивации к росту и мотивации к получению недостающего (цит. по 182).
По Г.Оллпорту, мотивы есть неразрешенные напряжения, не исчезающие в результате удовлетворения интересов личности, но, напротив, ведущие к расширению системы интересов, тем самым усиливая состояние напряжения, обусловливающее непрерывный процесс развития личности как "открытой системы". Личность открыта миру через свою деятельность, "она постоянно что-то получает из мира и что-то ему отдает" (цит. по 11, с. 168).
В высших мотивах - мотивах развития - заключены источники развития личности, которая стремится не к снижению, а к поддержанию состояния напряжения, нарушению равновесия. Чтобы понять, чем является личность, нужно адресоваться к тому, чем она может быть в будущем, поскольку каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей. Это положение, как отмечает Л.И.Анцыферова, сходно с положением Л.С.Выготского о зонах ближайшего развития ребенка.
Точка зрения Г.Оллпорта альтернативна теории влечений (драйвов) которая, по его мнению, применима лишь к мотивации нужды, обусловленной органическими состояниями человека. Г.Оллпорт определяет личность не как законченный продукт, но как процесс постоянного совершенствования, развития. Этот процесс характеризуется формированием новых мотивов, которые являются самоподдерживающимися системами, вырастающими из предшествующих систем, но функционально от них независимыми.
Одним из путей формирования новых мотивов, подчиняющих себе органические потребности, является, согласно Г.Оллпорту, превращение средств в цели. Та деятельность, которая выступала для человека сначала как средство достижения целей, начинает вызывать интерес сама по себе и обретает собственную мотивирующую силу. Таким образом, мотивы являются продуктом развития внутренней структуры деятельности. В связи с этим Л.И.Анцыферова отмечает, что саморазвитие деятельности не исчерпывает источники новых мотивов, а основным из них является включение человека в новую систему общественно-практических отношений, предъявляющую ему новые требования; важным способом появления новых мотивов является также процесс преобразования целей в средства (11).
Наиболее полный анализ зарубежных теорий мотивации поведения (необихевиоризма, фрейдизма, гештальтизма, персонализма) содержится в монографии П.М.Якобсона (1969), не потерявшей своей актуальности и сейчас. Автор отмечает, в частности, необоснованность переноса сторонниками бихевиоризма результатов исследований мотивации животных на закономерности мотивации человека и неадекватность используемых ими понятий сущности мотивационной сферы человека. Такие понятия, как первичные влечения, врожденные потребности, побуждения организма не раскрывают структуру мотивационной сферы человека и не отражают сложные соотношения в иерархической системе его мотивов (182).
В необихевиоризме вводятся понятия промежуточных между стимулом и реакцией переменных (К.Халл) - побудительной силы (драйва), потребности для объяснения активности живого существа даже в ситуации отсутствия внешней стимуляции его поведения. Е.Толмен настаивает на возможности использования результатов исследований поведения животных для понимания поведения человека: "все существенное в психологии ... может быть исследовано в своей сущности через продолжающийся экспериментальный и теоретический анализ условий, определяющих поведение крысы в момент выбора в лабиринте" (цит. по 182, с. 49).
При всем отличии бихевиоризма от фрейдизма в понимании проблем мотивации, они сходятся на биологизации человека, преувеличении роли инстинкта. Согласно Фрейду, биологические, инстинктивные влечения, проявляясь в завуалированных формах намерений и стремлений человека, остаются неизменными в общественных условиях жизни, определяя даже творчество в сфере науки и искусства. В работах гештальтпсихологов (К.Левин, Б.Баркер, К.Лисснер, М.Овсянкина, и др.) рассматриваются преимущественно характерные признаки динамики мотивационного процесса, психологические факторы, ведущие к его усилению или ослаблению. Однако анализ мотивации отличается у них односторонностью, обусловленной пониманием психики как силового поля. Изменения мотивации определяются только взаимодействием некоторых внутренних сил внутри этого поля, отрицается воздействие на личность внешнего мира. Существенный недостаток гештальтпсихологии в том, что она не охватывает все многообразие сторон и видов мотивации конкретного человека, определяющихся сложностью его социальных связей и взаимоотношений с окружающими (182).
Дж.Гилфорд описал шесть групп факторов, влияющих на мотивацию личности: органические потребности, потребности, связанные с окружением, трудом, позицией субъекта, социальные потребности, общие интересы. По мнению П.М.Якобсона, понимание мотивации конкретной личности в работах представителей персонализма имеет "расширительный характер" (182, с. 95).
По Х.Хекхаузену, мотив отражает относительно устойчивые личностные диспозиции, т.е. индивидуально-специфические моменты мотивационного процесса, побуждаемого ситуационными характеристиками. Мотивация выступает как побуждение к действию определенным мотивом, как процесс выбора из возможных действий, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иначе говоря, мотивацией объясняется целенаправленность действия. Не являясь единым процессом, равномерно пронизывающим поведенческий акт, мотивация складывается из разнородных процессов (например, процесса оценивания возможных исходов действия), выполняющих функцию саморегуляции на отдельных фазах выполнения действия, прежде всего в его начале и в конце. Мотивация определяет активность и упорство индивида в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.
Суть мотивационного процесса (побуждения) состоит в предвосхищении возможных действий индивида, приводящих к достижению определенных результатов. Взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) с ситуационными побуждениями определяет результирующую тенденцию, инициирующую и направляющую конкретное действие. Характеристики ситуации выступают "в качестве побудительных условий. Из множества личностных диспозиций актуализируется та, которая настроена на данную ситуацию" (172, с. 19). Поведение определяется субъективным переживанием индивидом ситуации или взаимовлиянием личностных диспозиций и особенностей актуальной ситуации. Понятие мотива, по Х.Хекхаузену, равнозначно понятиям личностных, индивидуальных, ценностных и оценочных диспозиций.
Кроме того, при анализе мотива автор использует "интерферирующие" с ним понятия потребности, побуждения, влечения, склонности, стремления с их общей функцией направления действия на определенные целевые состояния, всегда содержащие ценностный момент. Поведение человека в определенный момент времени побуждается действенным мотивом, который активируется в заданных ситуацией условиях, будучи ближе других связанным в иерархии мотивов с возможностью достижения целевого состояния.
В соответствии с изложенным пониманием Х.Хекхаузен обозначает следующие основные проблемы психологии мотивации:
1. Проблема содержательной классификации мотивов, обусловленная наличием различных классов отношений в системе "индивид-среда".
2. Формирования, изменения и развития мотивов в процессе индивидуального развития посредством целенаправленного вмешательства и выявления активирующих воздействий среды на возникновение индивидуальных различий в мотивах.
3. Измерения мотивов в их иерархической организованности и различиях по характеру и силе индивидуальных проявлений у разных людей.
4. Выделения ситуационных условий, обусловливающих актуализацию мотива, теснее всех связанного с перспективой достижения соответствующего целевого состояния.
5. Действенности мотивации, ее смены, возобновления или последействия при выполнении действий, направленных на достижение желаемого целевого состояния в изменяющихся условиях той или иной ситуации.
6. Мотивации как общей целенаправленности деятельности и мотивационного конфликта при конкурирующих целях - проблема, обусловленная пониманием мотивации как обусловливающей выбор субъектом возможных действий.
7. Реконструкции мотивации путем анализа разнородных ее проявлений в системе саморегуляции поведенческого акта.
8. Многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты с учетом индивидуальных особенностей психических функций человека (восприятия, мышления, речи, моторной активности и др.) и возможностей функциональных компонентов его деятельности (умений, навыков, знаний).
К перечисленным проблемам, как считает Х.Хекхаузен, можно свести все усилия по раскрытию сущности мотивации и ее влияния на поведение человека. Независимо от выбираемой исследователями терминологии "проблемы остаются в сущности те же, лишь несколько меняются подходы к их решению" (182, с. 35).
Третий подход, о котором пишет А.Г.Асмолов (13), основан на принципе саморазвития личности и разрабатывается в отечественной психологии прежде всего в рамках психологической теории деятельности, где мотив - центральный, системообразующий фактор деятельности. Первой продуктивной попыткой найти источник развития деятельности в ней самой является, по мнению автора, введение Д.Н.Узнадзе понятия функциональной тенденции. Согласно Д.Н.Узнадзе, "функция, внутренняя сила может активизироваться не только под давлением потребности, но и самостоятельно, автономно"; функциональные тенденции, возникая в процессе взаимодействия субъекта с миром, выступают источниками мотивации (166, с. 350).
Л.С.Выготский анализирует взаимосвязанные понятия потребности и интереса, раскрывая через них представления об инстинктах. Инстинкт - могущественный импульс к деятельности, связанный с наиболее сложными органическими потребностями ребенка; интерес "является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями" (45, с. 118). Таким образом, по Л.С.Выготскому, интерес является формой проявления инстинктов.
В свою очередь, С.Л.Рубинштейн признает влияние органического состояния человека на мотивацию его инстинктивного действия: такое состояние ограничивает мотивацию, что и отличает инстинктивное поведение от его более развитых форм. Следовательно, мотивация, связанная с природными потребностями, органическими состояниями и инстинктивными стремлениями индивида, не исчерпывает всех ее форм (146).
В соответствии с этой позицией зависимость человека от того, в чем он нуждается или заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. Зарождающаяся при этом достаточно неопределенная динамическая тенденция превращается в стремление. По мере опредмечивания такой тенденции она становится все более осознаваемым мотивом деятельности. Поэтому проблема направленности личности - это "прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами" (146, с. 104). Понятие динамической тенденции у С.Л.Рубинштейна основное в определении различных мотивационных проявлений - установок, эмоций, целей, задач, мотивов, потребностей, интересов, идеалов. Так, интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции - формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону.
Для А.Н.Леонтьева понимание соотношения мотивов и потребностей является главным в психологическом анализе личности. Врожденные потребности и инстинкты выступают лишь предпосылками ее развития, "которые перестают быть тем, чем они были виртуально, "в себе", как только индивид начинает действовать" (95, с.182). Мотивы, субъективные переживания и желания взаимосвязаны опосредовано (через их предмет) и в то же время принципиально несводимы друг к другу.
Автор подчеркивает, что при существующем терминологическом многообразии нет необходимости разбираться во всех смешениях понятий, которые характеризуют состояние проблемы мотивов. Главный вопрос здесь - в понимании предмета хотения, желания или страсти. Таким образом, предмет придает деятельности определенную направленность; деятельность - это процесс, "побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность"; "за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов" (95, с. 188-189). В таком понимании обозначена взаимосвязь мотива и потребности, причем имеющая генетический характер: развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, их удовлетворяющих. Это, считает А.Н.Леонтьев, основной фило- и онтогенетический закон развития потребностей (97). В разных исследованиях конкретизируется положение о соотношении понятий мотива и потребности.
Мотивы и цели, по А.Н.Леонтьеву, могут совпадать в результате приобретения целью самостоятельной побудительной силы или в результате осознания мотивов, превращающего их в "мотивы-цели" (95, с. 201). Об этом же говорит Б.Ф.Ломов: мотив приобретает свою побудительную функцию в соотношении с целью. Вектор "мотив-цель" является качественно новым образованием, которое отличается от мотива и от цели, выступая как направленный побудитель и регулятор деятельности (101).
Между мотивом, целью и установкой существуют сложные отношения (О.К.Тихомиров, 1983). Осознание мотива может иметь двоякие следствия: возникновение мотивов-целей при сохранении направленности деятельности; целей-"антимотивов", нейтрализующих или подавляющих осознанный мотив. В последнем случае возникают новые мотивы или меняется их иерархия; именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере обусловливают появление целей, альтернативных актуальным потребностям. Установка замещается целью при недостаточности действия установочных механизмов; она определяет избирательность по отношению к возможным целям; установка может быть продуктом трансформации целей - в результате принятия решения образуется намерение (163).
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта (В.К.Вилюнас, 1990). Иначе говоря, мотив - это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими "единицами пристрастности" и различными составляющими опыта (40, с. 193). Психологическая связь мотивов и эмоций состоит, по А.Н.Леонтьеву, в том, что последние отражают отношения между мотивами (потребностями) и возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта, возникая вслед за актуализацией мотива (потребности) и предшествуя рациональной оценке субъектом своей деятельности (97).
По мнению некоторых авторов, эмоциональная окрашенность мотивов неустойчива: одни мотивы жестко связаны только с определенным типом эмоций (например, интерес - с положительными эмоциями), другие под влиянием ситуации и характеристик выполняемой деятельности могут менять свой эмоциональный "знак". В зависимости от "знака" ведущего мотива отношение к учению может быть положительным, неопределенным или отрицательным (91).
Потребности есть обусловленные природой и обществом программы жизнедеятельности; эмоции - психические феномены, порождаемые потребностями и являющиеся их индикаторами (Б.И.Додонов). Кроме того, эмоция сама формирует временную потребность - намерение. Эмоция есть своеобразная функциональная потребность организма и личности в эмоциональном насыщении; она может стать и своеобразным объектом потребности. Относительно потребности функции эмоции трансформируются: от роли ее индикатора и функционально-потребностной роли до объекта потребности и интересов личности. Интерес есть "потребность в определенном объекте и деятельности с ним как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей" (62, с. 21).
Несколько иного взгляда на проблему соотношения потребностей и стремлений личности придерживается А.Г.Асмолов: понятие потребности неправомерно использовать для обозначения феноменов человеческой психики, которые в качестве мотивирующего источника имеют взаимодействие субъекта с миром; более адекватно им понятие функциональной тенденции, способное стать теоретической основой разработки проблемы движущих сил развития личности (13).
Развитие личности сопровождается появлением новых форм психики в познавательной и эмоциональной сферах, как и в сфере потребностей и мотивов ребенка: "Первоначально элементарная потребность в раздражителях... превращается в потребность в новых впечатлениях, а затем в специфически человеческую познавательную потребность" (Л.И.Божович, 1995, с. 64). Познавательная потребность ненасыщаема в тех случаях, когда возникающее при ее удовлетворении переживание начинает выполнять функцию предмета потребности. Развитие мотивационной сферы человека выступает центральным звеном в формировании его личности (там же).
Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности (В.А.Иванников, 1991). В отличие от него побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, т.е. следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение - субъективное проявление мотива как личностного образования, предваряющее его появление.
К мотивационному процессу автор относит: создание готовности к действию; выбор целей, средств, способов, места и времени действия; формирование уверенности в правильности и необходимости действия. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть "особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение" (74, с. 115). "Мотивационное действие" может быть свернутым или развернутым во времени, протекать осознанно либо на неосознаваемом уровне. Анализируя возможности произвольного формирования побуждения посредством изменения смысла действия, В.А.Иванников говорит о произвольной форме мотивации, осуществляемой в плане сознания.
Мотив определяется как конкретно-предметная форма потребности; в качестве субъективных форм мотивов могут выступать влечения, стремления, намерения, идеалы, интересы и другие мотивационные компоненты (В.В.Репкин и А.К.Дусавицкий, 1974).
Мотивационная сфера человека исследуется и со стороны ее уровневого строения. На биогенном, социогенном или личностном уровнях этой сферы мотив выступает проявлением единства внешнего и внутреннего, интериоризированного и экстериоризированного. Мотив - продукт и условие соотнесения внешней и внутренней среды, потребности и предмета ее удовлетворения (биогенный уровень); результат и предпосылка интериоризации заданных извне социальных ценностей (социогенный уровень); следствие и условие порождения (экстериоризации) общественно значимых продуктов деятельности (личностный уровень). Мотивы объективированы в продуктах духовного творчества, реально функционируют в процессе опредмечивания и распредмечивания культурно-исторических ценностей, актуально или потенциально представлены в переживаниях действующего субъекта (164).