Вербицкий Андрей Александрович 1 страница

ISBN 5-9220-0012-8

Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Москва

ББК Б 67.401 Рекомендовано к изданию редакционно-издательского совета Московского экономико-лингвистического института « 11» июня 2004 г.

Бакшаева Наталья Анфиногентовна,

Вербицкий Андрей Александрович

Психология мотивации студентов: Учебноое пособие.М.: МЭЛИ, 2004, 168 стр.

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор, Н.Д.Творогова

Доктор психологических наук, профессор, А.Н.Строкина

Доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. РАО, В.А.Иванников

В учебном пособии представлен анализ психологических исследований, посвященных проблематике развития мотивации субъектов учебной деятельности. Авторы обосновывают процессы трансформации познавательной мотивации студентов в профессиональную в условиях контекстного обучения, в котором моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности. Рассмотрены: сущность мотивации и основные проблемы ее развития; психолого-педагогические условия формирования мотивов в различных видах обучения; динамика изменений соотношения познавательных и профессиональных мотивов в общей системе мотивации студентов в контекстном обучении. Систематизированы практически все основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию мотивации деятельности и поведения человека и ее развитию в обучении; описаны методики исследования мотивации субъектов учения; проанализированы факторы формирования и развития познавательной и профессиональной мотивации студентов; приведен обширный список литературы.

Книга будет практически полезной студентам, преподавателям, исследователям, всем, кто интересуется проблемами мотивации человека.

© Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.

© Московский экономико - лингви-

стический институт, 2004г.

ВВЕДЕНИЕ

Превращение системы образования из репродуктивной в непре­рывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования высшего, в том числе педагогического образования, идущего в настоящее время по многим направлениям. В нашей стране принята личностно ориентированная концепция педагогического образования, опирающаяся на культурно-исторический и деятельност­ный подходы к развитию человека в процессах его онто- и филоге­неза. В концепции утверждается отказ от ориентации главным обра­зом на предметную подготовку педагога; усвоение содержания учебных предметов становится не самоцелью, а лишь средством развития личности будущего педагога. Формирование его собственной педаго­гической позиции возможно посредством выбора и реализации каждым студентом индивидуальной траектории получения образования, в которой интегрируются собственно образование, его рефлексия, совместное обсуждение студентами и преподавателями образовательных ситуаций, совместная исследовательская работа (153).

Модель педагога строится на основе определения его деятель­ностных, когнитивных и личностных характеристик в форме требова­ний к специалисту, который владеет общей культурой, имеет глубо­кие психолого-педагогические знания и знания в своей предметной области, освоил гуманистические педагогические технологии, явля­ется развивающейся личностью, способен к педагогическому целепо­лаганию, проектированию и организации эффективного образователь­ного процесса, к педагогической рефлексии процесса и результатов педагогической деятельности.

Основной проблемой профессионального образования является проблема перехода от учения к труду, обусловленная противоречия­ми между содержанием, формами и условиями познавательной и усва­иваемой профессиональной деятельности: в рамках одного типа дея­тельности нужно "вырастить" принципиально иной (А.А.Вербицкий). С позиций общей теории деятельности, которую мы разделяем, такой переход идет прежде всего по линии трансформации мотивов, пос­кольку именно мотив является конституирующим признаком той или иной конкретной деятельности (А.Н.Леонтьев). Общепризнано, что релевантными деятельности учения являются познавательные мотивы, тогда как практическая деятельность мотивируется профессиональ­ными. Следовательно, остающаяся открытой в теории и образовательной практике проблема "естественного" перехода от познава­тельной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста, преобразуется в проблему трансформации познаватель­ных мотивов в профессиональные. При всем многообразии исследова­ний мотивации учебной деятельности студента эта проблема еще не получила своего разрешения.

РАЗДЕЛ 1. Подходы к психологическому исследованию познавательных и профессиональных мотивов

ТЕМА 1. Основные проблемы исследования мотивации поведения и деятельности человека

Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов как одна из центральных проблем психологии личности и деятельности. Однако интерес к ней не только не осла­бевает, но даже усиливается (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, А.Г.Асмо­лов, Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Б.И.Додонов, В.И.Ковалев, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, А.Б.Орлов, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобс­кая, Д.Н.Узнадзе, Х.Хекхаузен, П.М.Якобсон, М.Г.Ярошевский, J.Atkinson, D.Birch, K.B.Madsen, J.Nuttin, R.W.Whin и др.). Объясняется это как развитием самой психологической науки, так и потребностями образовательной практики.

Б.Ф.Ломов (101) относит мотивы к системообразующим факто-рам личности; мотивация является глубоко личностным образовани-ем; деятельности без мотива не бывает (А.Н.Леонтьев, 1981), сле-довательно мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности.

Предпринято множество попыток выделить направления изучения мотивации, перечень которых можно продолжить. Мотивацию исследу­ют в связи с попытками классификации различных мотивов по груп­пам и созданием их максимально полного перечня, эффективностью учебной деятельности и необходимостью ее активизации, раскрытием профессиональных мотивов в рамках исследования профессиональной направленности. Достаточно большое число работ направлено на вы­явление психологических механизмов порождения и развития мотива­ции, психологических механизмов развития личности. При этом ак­центируются самые разные аспекты: от выявления ситуационных де­терминант поведения до онтогенетического развития мотивации.

Можно согласиться с Х.Хекхаузеном, который писал, что "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" (172, с.9), что одним взгля­дом эту область знаний окинуть трудно. По степени разработаннос­ти теоретических аспектов и методов изучения проблем мотивации эта область психологических исследований представляет собой дос­таточно пеструю картину: "фрагментарность подходов к психологи­ческому исследованию мотивации, скорее, является правилом, чем исключением" (там же, с.36).

В то же время мотивы определяются в психологии как внутренние детерминанты деятельности. "Мотивы, - отмечает Е.В.Шорохова, выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятель-ности, как мощнейшие регуляторы поведения" (175, с.20-21).

Понятие мотивации трактуется психологами в достаточно широ-ком спектре смыслов и значений: от активности организма до раз-личных видов целенаправленной деятельности субъекта. Мотивацией объясняют также многие отклонения в психике непроизвольного ха-рактера. Существуют прямо противоположные точки зрения на моти-вацию. С одной стороны, она признается реальной особенностью психической жизни человека, с другой - отрицается сама необходи­мость в представлениях, связанных с мотивацией. Как пишет Д.Дьюсбери, "понятие мотивации используется обычно как мусорная кор­зина для разного рода факторов, природа которых недостаточно по­нятна" (63, с. 200). По Х.Хекхаузену, понятия мотива и мотивации суть облегчающие понимание вспомогательные или гипотетические конструкты в схеме "объяснения действия между исходными наблюда­емыми обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми яв­лениями в самом поведении" (172, с. 37-38).

Исследования мотивации проводятся в психологии исходя из различных теоретико-методологических оснований. А.Г.Асмолов (13) выделяет три подхода к изучению мотивации: первый реализует принцип стремления к равновесию, второй - стремления к напряже­нию, третий основывается на принципе саморазвития личности. Принцип стремления к равновесию разделяется психоанализом, нео­бихевиоризмом, когнитивной психологией. Для индивидуальной пси­хологии А.Адлера характерно признание в качестве движущей силы развития личности ее стремления к компенсации дефекта; необихе­виористические концепции используют идею редукции напряжения потребностей; в работах, выполненных в русле теории К.Левина, источником мотивации считается система внутриличностного напряжения и т.п. Исследования, основанные на принципе стремления к напряжению разделяют персонологический подход: концепция А.Мас­лоу о самоактуализации личности как внутреннем источнике ее раз­вития, теория личности Г.Оллпорта, где основной движущей силой развития личности выступает тенденция к самореализации (13).

Для Г.Оллпорта, А.Маслоу, Дж.Гилфорда, Р.Кетелла характерно рассмотрение проблем мотивации на основе анализа особенностей личности в целом. Г.Оллпорт исходит из положения о психологии личности как психологии послеинстинктивного поведения; независи­мо от первоначальных побудительных сил, они полностью преобразу­ются в процессе своего созревания в системы мотивов (Цит. по (11). Исходным для концепции самоактуализации А.Маслоу является признание существования иерархии потребностей: в ее основании лежат органические потребности, а высшими выступают познаватель­ные и эстетические потребности. А.Маслоу вводит понятие мотива­ции к росту и мотивации к получению недостающего (цит. по 182).

По Г.Оллпорту, мотивы есть неразрешенные напряжения, не исче­зающие в результате удовлетворения интересов личности, но, нап­ротив, ведущие к расширению системы интересов, тем самым усили­вая состояние напряжения, обусловливающее непрерывный процесс развития личности как "открытой системы". Личность открыта миру через свою деятельность, "она постоянно что-то получает из мира и что-то ему отдает" (цит. по 11, с. 168).

В высших мотивах - мотивах развития - заключены источники развития личности, которая стремится не к снижению, а к поддер­жанию состояния напряжения, нарушению равновесия. Чтобы понять, чем является личность, нужно адресоваться к тому, чем она может быть в будущем, поскольку каждое состояние личности ориентирова­но в направлении будущих возможностей. Это положение, как отме­чает Л.И.Анцыферова, сходно с положением Л.С.Выготского о зонах ближайшего развития ребенка.

Точка зрения Г.Оллпорта альтернативна теории влечений (драй­вов) которая, по его мнению, применима лишь к мотивации нужды, обусловленной органическими состояниями человека. Г.Оллпорт опре­деляет личность не как законченный продукт, но как процесс пос­тоянного совершенствования, развития. Этот процесс характеризу­ется формированием новых мотивов, которые являются самоподдержи­вающимися системами, вырастающими из предшествующих систем, но функционально от них независимыми.

Одним из путей формирования новых мотивов, подчиняющих себе органические потребности, является, согласно Г.Оллпорту, превраще­ние средств в цели. Та деятельность, которая выступала для чело­века сначала как средство достижения целей, начинает вызывать интерес сама по себе и обретает собственную мотивирующую силу. Таким образом, мотивы являются продуктом развития внутренней структуры деятельности. В связи с этим Л.И.Анцыферова отмечает, что саморазвитие деятельности не исчерпывает источники новых мо­тивов, а основным из них является включение человека в новую систему общественно-практических отношений, предъявляющую ему новые требования; важным способом появления новых мотивов явля­ется также процесс преобразования целей в средства (11).

Наиболее полный анализ зарубежных теорий мотивации поведе­ния (необихевиоризма, фрейдизма, гештальтизма, персонализма) содержится в монографии П.М.Якобсона (1969), не потерявшей своей актуальности и сейчас. Автор отмечает, в частности, необоснован­ность переноса сторонниками бихевиоризма результатов исследова­ний мотивации животных на закономерности мотивации человека и неадекватность используемых ими понятий сущности мотивационной сферы человека. Такие понятия, как первичные влечения, врожден­ные потребности, побуждения организма не раскрывают структуру мотивационной сферы человека и не отражают сложные соотношения в иерархической системе его мотивов (182).

В необихевиоризме вводятся понятия промежуточных между сти­мулом и реакцией переменных (К.Халл) - побудительной силы (драй­ва), потребности для объяснения активности живого существа даже в ситуации отсутствия внешней стимуляции его поведения. Е.Толмен настаивает на возможности использования результатов исследований поведения животных для понимания поведения человека: "все су­щественное в психологии ... может быть исследовано в своей сущ­ности через продолжающийся экспериментальный и теоретический анализ условий, определяющих поведение крысы в момент выбора в лабиринте" (цит. по 182, с. 49).

При всем отличии бихевиоризма от фрейдизма в понимании проблем мотивации, они сходятся на биологизации человека, преу­величении роли инстинкта. Согласно Фрейду, биологические, инс­тинктивные влечения, проявляясь в завуалированных формах намерений и стремлений человека, остаются неизменными в общественных условиях жизни, определяя даже творчество в сфере науки и ис­кусства. В работах гештальтпсихологов (К.Левин, Б.Баркер, К.Лисснер, М.Овсянкина, и др.) рассматриваются преимущественно характерные признаки динамики мотивационного процесса, психоло­гические факторы, ведущие к его усилению или ослаблению. Однако анализ мотивации отличается у них односторонностью, обусловлен­ной пониманием психики как силового поля. Изменения мотивации определяются только взаимодействием некоторых внутренних сил внутри этого поля, отрицается воздействие на личность внешнего мира. Существенный недостаток гештальтпсихологии в том, что она не охватывает все многообразие сторон и видов мотивации конкрет­ного человека, определяющихся сложностью его социальных связей и взаимоотношений с окружающими (182).

Дж.Гилфорд описал шесть групп факторов, влияющих на мотива­цию личности: органические потребности, потребности, связанные с окружением, трудом, позицией субъекта, социальные потребности, общие интересы. По мнению П.М.Якобсона, понимание мотивации конкретной личности в работах представителей персонализма имеет "расширительный характер" (182, с. 95).

По Х.Хекхаузену, мотив отражает относительно устойчивые личностные диспозиции, т.е. индивидуально-специфические моменты мотивационного процесса, побуждаемого ситуационными характерис­тиками. Мотивация выступает как побуждение к действию определен­ным мотивом, как процесс выбора из возможных действий, регулиру­ющий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направлен­ность. Иначе говоря, мотивацией объясняется целенаправленность действия. Не являясь единым процессом, равномерно пронизывающим поведенческий акт, мотивация складывается из разнородных процес­сов (например, процесса оценивания возможных исходов действия), выполняющих функцию саморегуляции на отдельных фазах выполнения действия, прежде всего в его начале и в конце. Мотивация опреде­ляет активность и упорство индивида в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

Суть мотивационного процесса (побуждения) состоит в пред­восхищении возможных действий индивида, приводящих к достижению определенных результатов. Взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) с ситуационными побуждениями определяет результирующую тенденцию, инициирующую и направляющую конкретное действие. Ха­рактеристики ситуации выступают "в качестве побудительных усло­вий. Из множества личностных диспозиций актуализируется та, ко­торая настроена на данную ситуацию" (172, с. 19). Поведение оп­ределяется субъективным переживанием индивидом ситуации или вза­имовлиянием личностных диспозиций и особенностей актуальной си­туации. Понятие мотива, по Х.Хекхаузену, равнозначно понятиям личностных, индивидуальных, ценностных и оценочных диспозиций.

Кроме того, при анализе мотива автор использует "интерфери­рующие" с ним понятия потребности, побуждения, влечения, склон­ности, стремления с их общей функцией направления действия на определенные целевые состояния, всегда содержащие ценностный мо­мент. Поведение человека в определенный момент времени побужда­ется действенным мотивом, который активируется в заданных ситуа­цией условиях, будучи ближе других связанным в иерархии мотивов с возможностью достижения целевого состояния.

В соответствии с изложенным пониманием Х.Хекхаузен обозна­чает следующие основные проблемы психологии мотивации:

1. Проблема содержательной классификации мотивов, обуслов­ленная наличием различных классов отношений в системе "инди­вид-среда".

2. Формирования, изменения и развития мотивов в процессе индивидуального развития посредством целенаправленного вмеша­тельства и выявления активирующих воздействий среды на возникно­вение индивидуальных различий в мотивах.

3. Измерения мотивов в их иерархической организованности и различиях по характеру и силе индивидуальных проявлений у разных людей.

4. Выделения ситуационных условий, обусловливающих актуали­зацию мотива, теснее всех связанного с перспективой достижения соответствующего целевого состояния.

5. Действенности мотивации, ее смены, возобновления или последействия при выполнении действий, направленных на достиже­ние желаемого целевого состояния в изменяющихся условиях той или иной ситуации.

6. Мотивации как общей целенаправленности деятельности и мотивационного конфликта при конкурирующих целях - проблема, обусловленная пониманием мотивации как обусловливающей выбор субъектом возможных действий.

7. Реконструкции мотивации путем анализа разнородных ее проявлений в системе саморегуляции поведенческого акта.

8. Многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты с учетом индивидуальных особенностей психичес­ких функций человека (восприятия, мышления, речи, моторной ак­тивности и др.) и возможностей функциональных компонентов его деятельности (умений, навыков, знаний).

К перечисленным проблемам, как считает Х.Хекхаузен, можно свести все усилия по раскрытию сущности мотивации и ее влияния на поведение человека. Независимо от выбираемой исследователями терминологии "проблемы остаются в сущности те же, лишь несколько меняются подходы к их решению" (182, с. 35).

Третий подход, о котором пишет А.Г.Асмолов (13), основан на принципе саморазвития личности и разрабатывается в отечественной психологии прежде всего в рамках психологической теории деятель­ности, где мотив - центральный, системообразующий фактор дея­тельности. Первой продуктивной попыткой найти источник развития деятельности в ней самой является, по мнению автора, введение Д.Н.Узнадзе понятия функциональной тенденции. Согласно Д.Н.Уз­надзе, "функция, внутренняя сила может активизироваться не толь­ко под давлением потребности, но и самостоятельно, автономно"; функциональные тенденции, возникая в процессе взаимодействия субъекта с миром, выступают источниками мотивации (166, с. 350).

Л.С.Выготский анализирует взаимосвязанные понятия потреб­ности и интереса, раскрывая через них представления об инстинк­тах. Инстинкт - могущественный импульс к деятельности, связанный с наиболее сложными органическими потребностями ребенка; интерес "является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями" (45, с. 118). Таким образом, по Л.С.Выготскому, интерес является формой проявления инстинктов.

В свою очередь, С.Л.Рубинштейн признает влияние органичес­кого состояния человека на мотивацию его инстинктивного дейс­твия: такое состояние ограничивает мотивацию, что и отличает инстинктивное поведение от его более развитых форм. Следователь­но, мотивация, связанная с природными потребностями, органическими состояниями и инстинктивными стремлениями индивида, не ис­черпывает всех ее форм (146).

В соответствии с этой позицией зависимость человека от то­го, в чем он нуждается или заинтересован, порождает направлен­ность на соответствующий предмет. Зарождающаяся при этом доста­точно неопределенная динамическая тенденция превращается в стремление. По мере опредмечивания такой тенденции она становит­ся все более осознаваемым мотивом деятельности. Поэтому проблема направленности личности - это "прежде всего вопрос о динамичес­ких тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человечес­кую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами" (146, с. 104). Понятие динамической тенденции у С.Л.Рубинштейна основное в определении различных мотивационных проявлений - установок, эмоций, целей, задач, мотивов, потреб­ностей, интересов, идеалов. Так, интересы являются специфически­ми мотивами познавательной деятельности, эмоции - формой пережи­вания потребности, выражающей ее активную сторону.

Для А.Н.Леонтьева понимание соотношения мотивов и потреб­ностей является главным в психологическом анализе личности. Врожденные потребности и инстинкты выступают лишь предпосылками ее развития, "которые перестают быть тем, чем они были виртуаль­но, "в себе", как только индивид начинает действовать" (95, с.182). Мотивы, субъективные переживания и желания взаимосвязаны опосредовано (через их предмет) и в то же время принципиально несводимы друг к другу.

Автор подчеркивает, что при существующем терминологическом многообразии нет необходимости разбираться во всех смешениях по­нятий, которые характеризуют состояние проблемы мотивов. Главный вопрос здесь - в понимании предмета хотения, желания или страс­ти. Таким образом, предмет придает деятельности определенную направленность; деятельность - это процесс, "побуждаемый и нап­равляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потреб­ность"; "за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов" (95, с. 188-189). В таком понимании обозначена взаимос­вязь мотива и потребности, причем имеющая генетический характер: развитие потребностей происходит путем изменения круга предме­тов, их удовлетворяющих. Это, считает А.Н.Леонтьев, основной фи­ло- и онтогенетический закон развития потребностей (97). В разных исследованиях конкретизируется положение о соотношении поня­тий мотива и потребности.

Мотивы и цели, по А.Н.Леонтьеву, могут совпадать в резуль­тате приобретения целью самостоятельной побудительной силы или в результате осознания мотивов, превращающего их в "мотивы-цели" (95, с. 201). Об этом же говорит Б.Ф.Ломов: мотив приобретает свою побудительную функцию в соотношении с целью. Вектор "мо­тив-цель" является качественно новым образованием, которое отли­чается от мотива и от цели, выступая как направленный побудитель и регулятор деятельности (101).

Между мотивом, целью и установкой существуют сложные отно­шения (О.К.Тихомиров, 1983). Осознание мотива может иметь двоя­кие следствия: возникновение мотивов-целей при сохранении нап­равленности деятельности; целей-"антимотивов", нейтрализующих или подавляющих осознанный мотив. В последнем случае возникают новые мотивы или меняется их иерархия; именно иерархические от­ношения в потребностно-мотивационной сфере обусловливают появле­ние целей, альтернативных актуальным потребностям. Установка замещается целью при недостаточности действия установочных меха­низмов; она определяет избирательность по отношению к возможным целям; установка может быть продуктом трансформации целей - в результате принятия решения образуется намерение (163).

Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристраст­но-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки ин­теллекта и аффекта (В.К.Вилюнас, 1990). Иначе говоря, мотив - это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоцио­нального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими "единицами пристрастности" и различными составляющими опыта (40, с. 193). Психологическая связь мотивов и эмоций состоит, по А.Н.Леонтьеву, в том, что последние отража­ют отношения между мотивами (потребностями) и возможностью ус­пешной реализации отвечающей им деятельности субъекта, возникая вслед за актуализацией мотива (потребности) и предшествуя рацио­нальной оценке субъектом своей деятельности (97).

По мнению некоторых авторов, эмоциональная окрашенность мо­тивов неустойчива: одни мотивы жестко связаны только с опреде­ленным типом эмоций (например, интерес - с положительными эмоциями), другие под влиянием ситуации и характеристик выполняемой деятельности могут менять свой эмоциональный "знак". В зависи­мости от "знака" ведущего мотива отношение к учению может быть положительным, неопределенным или отрицательным (91).

Потребности есть обусловленные природой и обществом прог­раммы жизнедеятельности; эмоции - психические феномены, порожда­емые потребностями и являющиеся их индикаторами (Б.И.Додонов). Кроме того, эмоция сама формирует временную потребность - наме­рение. Эмоция есть своеобразная функциональная потребность орга­низма и личности в эмоциональном насыщении; она может стать и своеобразным объектом потребности. Относительно потребности функции эмоции трансформируются: от роли ее индикатора и функци­онально-потребностной роли до объекта потребности и интересов личности. Интерес есть "потребность в определенном объекте и де­ятельности с ним как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей" (62, с. 21).

Несколько иного взгляда на проблему соотношения потребнос­тей и стремлений личности придерживается А.Г.Асмолов: понятие потребности неправомерно использовать для обозначения феноменов человеческой психики, которые в качестве мотивирующего источника имеют взаимодействие субъекта с миром; более адекватно им поня­тие функциональной тенденции, способное стать теоретической ос­новой разработки проблемы движущих сил развития личности (13).

Развитие личности сопровождается появлением новых форм пси­хики в познавательной и эмоциональной сферах, как и в сфере пот­ребностей и мотивов ребенка: "Первоначально элементарная потреб­ность в раздражителях... превращается в потребность в новых впе­чатлениях, а затем в специфически человеческую познавательную потребность" (Л.И.Божович, 1995, с. 64). Познавательная потреб­ность ненасыщаема в тех случаях, когда возникающее при ее удов­летворении переживание начинает выполнять функцию предмета пот­ребности. Развитие мотивационной сферы человека выступает цент­ральным звеном в формировании его личности (там же).

Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности (В.А.Иванников, 1991). В отли­чие от него побуждение является конкретным ситуативным образова­нием, результатом мотивационного процесса, т.е. следствием акту­ализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение - субъективное проявление мотива как лич­ностного образования, предваряющее его появление.

К мотивационному процессу автор относит: создание готовнос­ти к действию; выбор целей, средств, способов, места и времени действия; формирование уверенности в правильности и необходимос­ти действия. В сложный мотивационный процесс включены потребнос­ти, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представле­ния человека о себе, своих физических и психических возможнос­тях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть "особый психический процесс или особое пси­хическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение" (74, с. 115). "Мотивационное действие" может быть свернутым или развернутым во времени, протекать осознанно либо на неосознаваемом уровне. Анализируя возможности произвольного формирования побуждения посредством изменения смысла действия, В.А.Иванников говорит о произвольной форме мотивации, осущест­вляемой в плане сознания.

Мотив определяется как конкретно-предметная форма потреб­ности; в качестве субъективных форм мотивов могут выступать вле­чения, стремления, намерения, идеалы, интересы и другие мотива­ционные компоненты (В.В.Репкин и А.К.Дусавицкий, 1974).

Мотивационная сфера человека исследуется и со стороны ее уровневого строения. На биогенном, социогенном или личностном уровнях этой сферы мотив выступает проявлением единства внешнего и внутреннего, интериоризированного и экстериоризированного. Мо­тив - продукт и условие соотнесения внешней и внутренней среды, потребности и предмета ее удовлетворения (биогенный уровень); результат и предпосылка интериоризации заданных извне социальных ценностей (социогенный уровень); следствие и условие порождения (экстериоризации) общественно значимых продуктов деятельности (личностный уровень). Мотивы объективированы в продуктах духов­ного творчества, реально функционируют в процессе опредмечивания и распредмечивания культурно-исторических ценностей, актуально или потенциально представлены в переживаниях действующего субъ­екта (164).

Наши рекомендации