Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе – активизируется деятельность гипофиза, отвечающего за работу желез внутренней секреции (щитовидная железа, половые железы, надпочечники). В связи с этим происходят многочисленные изменения в организме подростка: скачок в росте и половое созревание. У девочек интенсивные перемены происходят в 11 – 13 лет, а у мальчиков в 13 -15 лет.

Увеличивается рост и вес подростка, происходит развитие мускулатуры.

Изменяются пропорции тела: дорастает до взрослых размеров голова, кисти рук, ступни, затем удлиняются руки и ноги, в последнюю очередь – туловище. Рост скелета опережает развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости, движения становятся недостаточно правильно координированными.

В результате быстрого развития организма возникают трудности в функционировании сердца (увеличивается в два раза), лёгких, кровоснабжении головного мозга. Повышается кровяное давление, появляются головные боли, головокружения, возникает быстрая утомляемость.

Часто бывают перепады настроения от бурного подъёма энергии до огромной усталости.

Умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания (страх, гнев, обида) могут стать причиной функциональных расстройств нервной системы. Они могут проявляться в повышенной раздражительности, утомляемости, рассеянности, в расстройстве сна.

Половое созревание имеет большое значение в формировании личности подростка. Этот процесс делает подростка объективно более взрослым и является одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со взрослыми). Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Ведущий тип деятельности.

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте это - общение со сверстниками, так как у подростка формируются новые ценности, интересы, которые понятны и близки сверстнику. Отношения подростка с товарищами становятся содержательными, многообразными и сложными.

Для подростка важна группа, так как в ней легче проявить свою независимость, утвердить свою самостоятельность, заявить о себе. Статус подростка в группе, классе, в системе личных отношений является для него значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Для подростка важен его статус в группе, положение в группе должно удовлетворять его – это может быть стремление занять позицию лидера, быть признанным, любимым товарищем или непререкаемым авторитетом в каком – то деле. Невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушений у подростка.

Отношения со сверстниками основываются на чувстве симпатии и антипатии, общности интересов, суждений, взглядов.

Подросток демонстрирует себя другим, чтобы привлечь внимание: демонстрация собственных качеств, нарушение требований взрослых, кривлянье, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах. Одновременно с этим подросток стремится внешне ничем не отличаться от сверстников, одеваться и вести себя также, как и остальные члены группы.

В отношении со сверстниками происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.

Отношения со взрослыми отходят на второй план. Конфликты и трудности в отношении со взрослыми возникают из – за противоречия: взрослые относятся к нему, как к ребёнку, а подросток представляет себя взрослым и имеет претензии на новые права.

Если взрослый не переходит на новый уровень отношений, то подросток инициирует этот переход – конфликт.

Однако в подростковом возрасте происходит развитие к эмпатии по отношению ко взрослому, стремления помочь им, поддержать, разделить горе или радость.

Интересны данные исследования: 395 подростков (13 – 14 лет) поставили перед необходимостью выбора наиболее значимого для них мнения – конкретных товарищей, сверстников, учителей, родителей или общественного мнения. 59,5% выбрали мнение абстрактных взрослых – общественное мнение; 20,2% - мнение сверстников. Мнение товарищей, учителей, родителей для подростка оказалось не так значимо. Как отметил Д.И. Фельдштейн, для подростка важна связь с обществом, так как она обеспечивает принадлежность к миру взрослых. Но между подростком и обществом существует пропасть, «зона отчуждения», которая образовалась из-за внутренних причин, связанных с особенностями психического развития и состояния, как детей, так и взрослых.

Также изменяется ведущий мотив общения с учителем. У младших подростков – это стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд. В более старшем возрасте – стремление к личностному общению с учителем. Подростков волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причём если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворённость личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, несмотря на неудовлетворённость подростков личностными качествами учителей, они всё равно стремятся к общению с ними, чего учители редко замечают.

Наши рекомендации