Тема 17. Пьесы А. Н. Островского о театре и актерах
1. Состояние и репертуар русского театра 70–80-х годов XIX века. Статьи Островского об актерах и театре. Островский - создатель «Артистического кружка».
2. Мир театра в театральной трилогии драматурга. Жизненная философия, облик и быт актеров в пьесе «Лес». Антитеза и диалектика судеб Счастливцева и Несчастливцева. Смысл заглавия пьесы. Антитетический
характер «морального кодекса» общества Гурмыжской и артистов.
Мастерство в создании финальной сцены. Принцип «дуэта» в группировке героев. Литературная «аура» пьесы: В. Шекспир, Фр. Шиллер – драматургические реминисценции и цитация.
3. Типология взаимоотношения талантов и поклонников («Таланты и поклонники»). Варианты судьбы талантливого актера: Негина, Смельская и другие. Финалы актеров и их значение. Две концовки драмы.
4. Характер конфликта пьесы «Без вины виноватые». Новый тип героини. Значение времени и пространства в создании драматического образа главной героини. Взаимоотношения матери и сына. Специфика психологизма и формы его проявления. Жанровая форма мелодрамы в поздней драматургии Островского.
5.Известные интерпретации пьес Островского о театре и актерах.
Список литературы
Островский А. Н. Лес; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (любое издание).
История русского драматического театра: В 7 т. Т. 5. С. 98–106; 158–230.
Данилов С. С., Португалова М. Г. Русский драматический театр ХIХ в. Л., 1974. Т. 2.
Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы: Пособие по спецкурсу. Ч. 1: Традиционные жанры русской драматургии. Тверь, 2003. С. 76–80.
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976. С. 431–432; 492–518.
Рыбаков Ю. Судьба таланта у Островского // Островский и литературно-театральное движение ХIХ-ХХ вв. Л., 1974.
Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 301–314.
Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.
Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.
Он же. Три шедевра. М., 1983.
Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Т. 1. М., 1963. С. 163–225.
Тема 18. Проблема нового героя в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
1.Отражение в бытовом сюжете пьесы новой общественной
ситуации в России второй половины 1860-х годов.
2.Характер героя нового типа:
– Глумов - тип делового человека, продающего интеллект;
– Глумов — «игрок» во имя возвышения;
– Глумов и грибоедовские герои: Молчалин, Чацкий (сравнительная характеристика);
– Глумов, конфликтующий с собой и со своей средой («мудрецами» - Мамаевым, Крутицким, Городулиным, Турусиной), — художественный прием, выявляющий раздвоение героя.
3.Специфика сюжета пьесы; финалы действий и актов; ударные
реплики «под занавес»; финал и его значение; язык героев как важнейшее средство характеристики.
4.Пьеса в современном театре.
Список литературы
Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты (любое издание).
Лакшин В. Я. «Мудрецы» Островского в истории и на сцене // Новый мир. 1969. № 12. С. 208-244.
Он же. Островский (1868–1871) // Островский А. Н. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1974.
Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981. С. 130–153.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.
Тема 19. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»
1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.
2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.
3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.
4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.
5.Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».
6.История пьесы на сцене и в кино.
Список литературы
Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.
Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.
Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.
Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.
Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.
Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.
Штейн А. Три шедевра. М., 1983.
Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.