Личностный рост
Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) – это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой-либо деятельности, и уж тем более – "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение "образа идеального взрослого".
Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности "от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии "треугольника развития" – по линии взаимодействия "внешний мир – личность".
Главный психологический смысл ЛР – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами "треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.
Личностный рост не тождествен продвижению человека по "лестнице возрастов"; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем "основном законе личностного роста", который, опираясь на известную формулу К.Роджерса "если – то" (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.
При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:*
* Данный перечень критериев – это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.
ИНТРАПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:
Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору" (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного "Я" (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что "цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание" (Роджерс К., 1994, с. 242).
Открытость внутреннему опыту переживаний. "Опыт переживаний" – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".
Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального – вот основные тенденции ЛР по этому критерию.
Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, "не-алиби-в-бытии"). Это также означает "внутренний локус оценивания" – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.
Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала "младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся" (П.Тиллих, К.Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, "Я"-реальным и "Я"-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.
Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно "быть в процессе" – "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель" (Роджерс К., 1994, с. 221).
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:
Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.
Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии": (The Carl Rogers..., 1989, p. 251);
Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента" (Ibid.) и "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности" (Роджерс К., 1994,1 с. 81).
Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно – ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ...