Наблюдение и созерцание с точки зрения феноменологического метода
НАБЛЮДАТЬ (видеть) | СОЗЕРЦАТЬ (смотреть) |
(содержание) | (содержание) |
точно знать, что фиксировать и знать, как это делать обосновывать для себя его необходимость | без цели не фиксировать процесс смотрения, раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям |
планировать заранее | без предварительно плана |
отслеживать выполнение плана | без рефлексивного самоконтроля |
описывать результаты, находить критерии описания, обобщать его в слове | результат — это новые переживания |
(результат) | (результат) |
протокол с фиксированной датой, точным временем, описанием объекта наблюдения | обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира |
параметров наблюдения, их изменения и в примечании — наблюдатель-исследователь, который а) включен в процесс, б) вне его | полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и сопереживание |
АППЕРЦЕПЦИЯ: через интуитивно поставленную задачу и случайное наблюдение может осуществить связь процессов наблюдения и созерцания
Понятие апперцепции*
«Понятие апперцепции — это одно из тех понятий, которое в психологии имеет длинное прошлое, которое несомненно имеет огромное значение для течения всех психических процессов, но которое в то же время разными психологами понималось различным образом, так как выдвигались на первый план то те, то другие стороны процесса апперцепции.
* Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная — Л 1925 -С. 89-90.
Для того чтобы дать вам представление о том, что такое апперцепция, я приведу пример. Положим, вы слушаете лекцию; речь идет о каком-то сложном материале, который мало вас затрагивает, который ничего не объясняет из вашей прошлой жизни, не стоит в связи с вашими интересами. Вы воспринимаете далеко не все, думаете о постороннем, не сосредоточиваясь на этом предмете. Но вдруг лектор начинает говорить о близком вам предмете, который всегда вас интересовал, о котором вы сами думали. Вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспринимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредоточиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и на старании уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции.
Итак, чем характеризуется процесс апперцепции? Во-первых, — большей яркостью, живостью и отчетливостью воспринимаемых впечатлений; в этом отношении апперцепцию можно отождествить с сознательностью или с вниманием. Во-вторых, — большей напряженностью, большей активностью; в этом отношении процесс апперцепции приближается к волевому усилию. В-третьих, вы воспринимаете апперцептивно то, что вас больше затрагивает, интересует, больше касается вашего «я»; в этом смысле процесс апперцепции является теснейшим образом связанным с личностью. Как я вам обрисовал, процесс апперцепции в этом смысле является действительным отражением вашей личности, потому что, зная, чем интересуется данный человек, вы до некоторой степени можете заключить о том, что такое он из себя представляет. Таким образом, об апперцепции мы можем говорить в тех случаях, когда в психическом процессе активно участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс становится ярче и интенсивнее.
Процесс апперцепции часто получал в старой психологии чисто метафизическое освещение — как явление чистой активности личности и т. п.
Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности.
С этой точки зрения ни один из актов поведения человека не является чисто пассивным: он всегда включает в
себя наряду с накоплением нового опыта и воздействие старого опыта на восприятия и реакции человека.
Это и может быть в тесном смысле названо апперцепцией. Этим я пока ограничусь по вопросу об апперцепции, так как впоследствии нам еще придется к нему вернуться».