Материалистическая теория развития детей и особенности воспитания детей в контексте этой теории

Причиной и источником развития является «присвоение» социально выработанных и востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов познания и деятельности. В животном мире существуют наследуемые программы развертывания форм поведения по мере созревания организма. На уровне человека такие программы сведены к минимуму и не определяют развития психики. Причиной развития выступает «социальное наследование» (термин К. Маркса и Ф. Энгельса). Система общественных отношений задает условия развития, ценности и качества, усваиваемые личностью. Дети не наследуют характер родителей, дети наследуют характер эпохи.

Механизм социального наследования Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин представили как интерио-ризацию, перенесение вовнутрь воздействий социума. Это было показано на примере постепенного усвоения ребенком знаковых значений жеста и слова.

I - жест есть вначале незаконченное хватание, ребенок тянется к предмету, но не достает его;

II - взрослый осмысливает это движение как указание ребенка на желаемый предмет, как знак;

Ill - затем и ребенок использует движение как знак, указывающий на предмет его внимания.

Такую же метаморфозу претерпевает слово. Вначале

I - это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается);

II - взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет;

III - ребенок также называет предмет словом, осмысливает.

Слово, сказанное другим - для другого - для себя, становится средством мышления и саморегуляции.

Интериоризация происходит в совместной деятельности, когда непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане.

По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание. Обращает на себя внимание важная деталь в примерах Выготского. В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит активность, инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический смысл. Взаимодействие начинается с того, что ребенок пытается что-то сделать, но не может без помощи взрослого. В этом проявляется еще одна закономерность: движущими силами развития являются противоречия:

- между желаемым и возможным;

- между новыми замыслами и старыми формами поведения;

- между стремлением к обособлению и стремлением к отождествлению, идентификации и т. д.

Стремления, идеи, замыслы опережают возможности и побуждают осваивать новые формы и способы деятельности. Причиной зарождения новых идей и стремлений может быть пример успешных действий других людей, созданные ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений и действий ребенка.

11. Основные системы воспитания в исторической ретроспективе (афинская, спартанская, сословная, рыцарская, воспитание джентльмена, коллективистское и др.)

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

• адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования мно­жества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными тра­дициями;

• ориентацию на диалог культур;

• отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и вза­имопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспита­нию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

• преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреж­дениями и вузом в решении воспитательных задач;

• процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;

• реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта соци­альных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техни­кой, природой, Вселенной.

Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарно­го мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина—члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармо­ничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гим­настике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен­но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму­щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос­питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совер­шенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво­бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет­рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно­гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос­питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не­бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти­лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.

В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста­дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча­ются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспи­тания джентльмена (Дж. Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по­слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержа­ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе­ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль­чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме­ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспитание образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав­ными составляющими его системы были:

• физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

• нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

• трудовое воспитание;

• развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива.

Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю,

На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен был руководствоваться «законами движения коллектива», сформулированными А. С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных ли­ний. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чув­ство гордости.

12.Воспитание детей в различных духовных традициях (христианское, мусульманское, буддийское, еврейское, ведическое).

Ведическая традиция

Воспитание детей в ведической традиции начинается не с момента рождения, а задолго до зачатия, с воспитания будущих родителей. Ребенок смотрит на окружающий мир глазами родителей, и у него формируется такое же представление о мире, какое существует в его семье. Все это уходит в подсознание и служит неосознанным путеводителем по жизни. Не зря есть семейная карма, где многие часто по кругу совершают одни и те же ошибки, и выйти за пределы семейных сценариев очень сложно.

Дети - это будущее, а здоровое потомство является гарантией мира и благополучия в обществе. Государство, в котором разрушается институт семьи, неизбежно погибает. Всё это знали древние мудрецы, стоявшие у вершин власти в те времена, поэтому семье и воспитанию детей придавалось огромное значение, в отличие от современной западной культуры, где семья разрушается пропагандой вседозволенности, поклонения телесным удовольствиям, деньгам и инстинктам.

В древнем священном писании Шримад-Бхагаватам говорится: «Забота о ребёнке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все общество будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода» (ШБ. 3. 31.5).

Мальчиков и девочек, будущих отцов и матерей, приучали к нравственности, уважению к родителям, ответственности и заботливости, учили жить в безусловной любви, в гармонии на всех уровнях.

Современный ведический святой и проповедник Бхактиведанта Свами призывал своих последователей воспитывать своих детей в сознании Бога. Что значит в сознании Бога? Это означает видеть и слышать единого Бога во всех и всех в Нём и в конечном счёте сознавать единство всего сущего, жить любовью и служить Ему. «Того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное освобождение» (Бхагавад-Гита. 5. 3).

Всегда считалось, что неуважение к родителям ведёт к разрушению семейных традиций, а это приводит к утрате веры в Бога и разрушению нравственности.

Женщины получают свободу действий, теряют целомудрие, развращаются, вступают в беспорядочные половые связи с мужчинами и рожают потомство с больной ущербной душой. Безответственные мужчины становятся физически, интеллектуально и духовно слабыми, перестают заботиться о семье, род деградирует и прекращает своё существование.

К зачатию ребенка в ведической традиции относились со всей ответственностью: супруги как минимум за год проходили очищение физически и ментально, с помощью астролога выбирали благоприятный день для зачатия. Сам процесс зачатия происходил в чистом месте, в благоприятное время, в возвышенном состоянии сознания, в пространстве любви. Беременность проходила в благости: женщина проводила её дома в атмосфере спокойствия, умиротворения. Сразу после рождения ребенку давали грудь и не уносили его от матери. Малыша кормили грудью максимальное время.

Кормление грудью способствует установлению близких взаимоотношений между матерью и ребенком. Возникновение теплых эмоциональных взаимоотношений очень важно для психического здоровья женщины: это завершает весь процесс изменений в психике, которые возникают во время беременности. Если же этот процесс нормально не завершился по какой-либо причине, то у женщины может развиться некорректируемое нарушение в психике, которое называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок уже вырастет, женщина будет как бы продолжать его «рожать» и относиться к нему как к маленькому. Такая чрезмерная опека со стороны матери может нанести серьезный вред психике ребенка. Поэтому очень важно, чтобы процесс родов нормально завершился контактом между матерью и ребенком.

Известный древний мудрец Чанакья утверждал, что к ребенку до пяти лет относятся как к царю, его не наказывают, потому что в этот период формируется базовое доверие, формируется психика и тип нервной деятельности ребенка. В это время нужно как можно чаще брать ребенка на руки, на колени - в общем, сделать все, чтобы он чувствовал постоянную любовь и заботу родителей.

Но с пяти лет и до пятнадцати, говорил Чанакья, нужно использовать «палку для воспитания» (это относится только к мальчикам, девочек никогда не били). Нужно проявлять строгость в воспитании, что способствует формированию у ребенка определенной системы моральных ценностей. Но после 15 лет нужно относиться к нему, как к другу, и прекратить наказывать и контролировать, так как со стороны подростка это будет восприниматься как унижение. Если упустить возможность для воспитания, которая существует с 5 до 15 лет, потом уже будет поздно воспитывать, тогда ребёнок уже сам начнет воспитывать своих родителей.

В ведической традиции считается, что мальчиков должен воспитывать отец, а девочек - мать. Когда матери воспитывают сыновей, а отцы воспитывают дочерей, то дети не могут получить в необходимой мере то, что им нужно. Хотя внутренне родители имеют очень горячее желание дать любовь ребенку, но получается, они дают ее не в том виде, в котором она приемлема для ребенка.

Например, такой фактор, как предложение помощи родителями ребенку. Если помощь предложить мальчику, он чувствует себя оскорбленным. Мужчины по своей природе знают, насколько это серьезное оскорбление - услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил. Это значит признать его некомпетентность, несостоятельность, его слабость.

Для девочки предложение помощи означает заботу, что позволяет ей чувствовать себя любимой. Поэтому девочкам всегда нужна повышенная доза заботы и любви, чтобы она могла больше доверять мужчинам и полагаться на них. Это помогает ей получить правильное мужское покровительство и очень ценное для каждой женщины качество - способность следовать, что, по Ведам, обеспечивает ей возможность быть счастливой в браке.

Следовать - это означает, что женщина не оспаривает решения мужа или то направление, в котором двигается человек, за которым она следует. В браке это называется верность. Само слово «верность» имеет тот же корень, что и слово вера, т. е. хранить верность означает верить. «Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу в такой же она прославляется на небе» (Законы Ману.5.155).

Девочек учат доброте, состраданию, мягкости характера, чуткому отношению к окружающим, способности проявлять снисходительность, скромности, склонности служить и принимать взгляды мужа. Девочка тем больше становится способной проявлять верность, веру в близкого человека, чем больше заботы она получила в детстве. В свою очередь, мальчику нужна большая доза доверия, признания, поощрения.

Если женщина груба, холодна, своенравна, не уважает и критикует своего мужа, не дорожит им, то это приводит к разным негативным изменениям в женском организме, прежде всего к гормональным.

Такая женщина уже вряд ли сможет нормально рожать, вскармливать и воспитывать ребёнка (дети подсознательно не будут уважать отца, если его не уважает жена). Она теряет всю свою красоту, её муж может уйти от неё или начать пить спиртное. «Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, [а] после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями» (Законы Ману. 5.164).

По сути, воспитание детей происходит автоматически: если дом наполнен атмосферой любви, радости, служения, искренности, чистых отношений, ребенок впитывает эту атмосферу с рождения, его мировоззрение и отношение к миру формируется на этой благодатной почве.

Для такого ребенка весь его мир наполнен счастьем. И мать, и отец - его духовные учителя - способны дать своему чаду истинное знание, воспитывать его на основе любви и культивировать в нем благостные качества характера, возможно, даже ломая стереотипы его прошлых жизней.

Поэтому воспитание детей родителями начинается с воспитания самих родителей и отношений между самими родителями. Ребёнок является просто зеркалом отношений родителей в семье. Именно поэтому для родителей, не знающих этого простого правила, воспитание детей становится невыносимой мукой.

Христианство

Из семейств составляется государство. Поэтому, «если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, непорочны, одной жены мужья, трезвы, целомудренны, благочинны, честны, хорошо управляющие домом своим, если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют разумно употребляемой властью, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании» (1 Тим. 3), учат любви к Богу и к ближним, отслеживают и охраняют их нравы, то обретают семейное счастье, душевный покой и выполняют своё предназначение.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Такое супружество становится благословлённым Богом.

Напротив, от нарушения законов семейной жизни, измен и погони за наслаждениями происходят дурные последствия для детей, общества и государства. Так, «неблагословенный» брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали закона, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их родителям. Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее.

Государство состоит их семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Поэтому естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4,2.3).

Особая роль семьи - «домашней церкви» в христианской культуре (Рим. 16,4; Флм. 1,2)- заключается в исполнении исконной функции -духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Известный философ И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной.

В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

- святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»;

- святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может,чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»;

- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери»;

- священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная - ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров...

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Таким образом, любая древняя традиция отводит семье и воспитанию детей особую роль в формировании общества и человечества в целом. Основой же воспитания детей является воспитание родителями самих себя, потому что только своим примером человек может научить своих детей любить, уважать родителей, быть нравственными, ответственными, искренними, быть готовыми служить другим людям и заботиться о них.

Автор статьи - Александр Катилин, профессиональный массажист, имеет медицинское образование, также прошел полный курс восточной психологии.

Женат 8 лет, воспитывает 2 маленьких детей. Организует и проводит от центра «Благодарение» замечательные паломничества по православным святым местам России.

ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИУДАИЗМА

Для своих родителей мы остаемся детьми, мы супруги, мы сами родители... Три роли - три различные системы поведения.

В отношениях со своими родителями мы часто выступаем в роли зависимых: следуем их советам (а иногда и подчиняемся прямым указаниям), выслушиваем их мнения, насколько хватает терпения. При этом мы далеко не всегда готовы вникать в глубинную суть их слов, оказываемся не способными черпать их мудрость и только с годами начинаем понимать, какого богатства лишились.

В отношениях с собственными детьми лидерами уже становимся мы сами и видим свою роль в том, чтобы вдохновлять их на житейские подвиги, служить для них примером.

Отношения супругов являются сочетанием этих двух ролей, и самое трудное - верно их распределить и соответствующим образом выполнять. Целью этих отношений является не руководство и подчинение, а равноправие, поддержка, вера друг в друга.

Тора говорит, что первая женщина была создана как существо независимое, того же уровня, что и мужчина, она была дана в «помощь ему, стоящему напротив», и ее судьба уже была переплетена с его судьбой.

Задача мужа и жены - помочь друг другу исполнить роли мужчины и женщины и максимально реализоваться в этих ролях. Задача нелегкая, особенно на первых этапах совместного пути, когда только идет взаимная «притирка». Чтобы преодолеть этот путь, надо научиться принимать и смиряться.

В понимании иудаизма семья не является и никогда не была продуктом только человеческого интеллекта. Прежде всего она - Божественное провидение, следовательно, в спектакле под названием «Институт семьи» мы играем те роли, которые подарил нам Творец. Именно Он предписал принципы семейной жизни с самого начала творения, а значит, наша миссия - с благодарностью следовать им, выполняя Его волю, осуществляя Его идею. Живя с этой идеей, мы обнаруживаем, насколько легче дается нам переключение с одной роли на другую.

Актер получает премию не потому, что определенная роль хороша или плоха, и не благодаря своим человеческим качествам (нередко злодеи играют героев и наоборот), а потому, что он предельно хорошо выполнил роль, задуманную и данную ему режиссером. То же самое происходит и тогда, когда мы вступаем в семейную жизнь. Выбор может быть (или поначалу казаться) хорошим или плохим, но в любом случае мы должны помнить о Том, Кто его нам предоставил, и постараться выполнить свою задачу.

В то же время в иудаизме существуют определенные правила и ограничения в семейной жизни, выполнение которых позволяют человеку не быть в абсолютной зависимости от данной ему роли, не раствориться в ней, сохранить свою индивидуальность.

Мы должны научиться в какой-то момент отойти, например, от родительской роли, перейдя больше к дружеским отношениям. Оставаясь в душе со своими детьми, мы при этом не обязаны полностью прирастать к ним, опекать их до старости, всю дорогу поддерживать тот велосипед, на котором когда-то научили кататься...

Нужно постараться именно с такими взглядами воспитывать детей, с самых ранних шагов готовить их к ролям, которые им предстоит играть в дальнейшем. При этом важнейшим навыком становится умение переключаться, чтобы в нужном месте и в нужное время оказаться в правильной роли.

Осознание Божественного аспекта в семейной жизни дает человеку силы, защищает его и его близких, помогает достойно выйти из любой самой сложной ситуации.

В иудаизме существует понятие духовной чистоты. Готовность строить свою жизнь в соответствии с ней является одним из важнейших критериев создания еврейской семьи. Будут ли будущие супруги соблюдать кашрут, шаббат, будет ли жена достаточно скромно выглядеть - утвердительные ответы на эти и многие другие вопросы, затрагивающие основы еврейского образа жизни, становятся и фундаментом новой семьи.

И еще один вопрос из разряда первостепенных: готовы ли муж и жена в таком же духе воспитывать своих детей?

Процесс воспитания начинается еще во время беременности. В это время желательно, чтобы женщина погрузилась в атмосферу гармонии, окружала себя цветами, слушала красивую музыку - все это благотворно влияет на будущего ребенка. И наоборот, тяжелый рок, лицезрение людей низкого уровня, отвратительных животных (крокодилов, акул и т. д.) оказывает на ребенка негативное влияние. Считается, что еще в утробе матери над ребенком стоят два ангела, которые учат его Торе, и эти знания «всплывают» в его сознании после рождения. Женщина в этот период уподобляется ковчегу, оберегающему скрижали. В быту это проявляется в еще большей скромности в одежде и поведении, в предельно лаконичном общении с мужем.

На первом этапе жизни ребенка мы прежде всего общаемся с его душой, которая, согласно традиции, не «сжимается» внутри тела, а просвечивает сквозь него. Как сделать, чтобы уважение, любовь к Богу закрепилось в сознании и чувствах маленького человека?

Достичь этого можно созданием атмосферы максимальной чистоты. В комнате малыша должны быть портреты мудрецов, молитвенники, книги Торы, должны звучать еврейские мелодии, и лучше, чтобы их напевала мама. Именно на маме лежит ответственность за эмоциональное состояние ребенка на первых порах его жизни.

Второй этап развития наступает в три года. Для мальчика он сопровождается первой стрижкой. Раньше из-за боязни нарушить тончайший баланс между душой и неокрепшим телом этого делать было нельзя (так же и в ведической традиции). Кроме того, его сознание уже подготовлено для восприятия мысли о глубоком духовном содержании этого ритуала. В три года на мальчика надевают кипу - символ того, что над ним существует Высшая сила, и цицит - напоминание о заповедях, которые следует исполнять. Его настраивают на то, что он - с радостью и благодарностью - должен произносить благословение на еду.

Девочка в три года скромным стилем своей одежды начинает больше походить на маму, зажигает свои первые субботние свечи. В этом тоже таится глубочайший смысл: она как бы освещает часть того пути, по которому ей предстоит пройти самостоятельно. Период до бар-мицвы у мальчиков и бат-мицвы у девочек характерен тем, что они постепенно, с помощью старших, наращивают навыки к учебе. Идет изучение Торы и языка, на котором она изложена, запоминаются молитвы. Надо сказать, что в среде приверженцев некоторых направлений иудаизма общеобразовательные дисциплины в этот период отступают на второй план.

Третий этап приходит с наступлением тринадцати лет у мальчиков и двенадцати у девочек. Тора считает этот возраст совершеннолетием, и, значит, отныне молодые люди способны и должны отвечать за свои поступки. Теперь уже они ведут за собой младших сестер и братьев и готовятся постепенно к супружеским отношениям. Они уже постигли ценность пребывания в этом мире, где главная их задача - служить Б-гу. Именно Он вместе с родителями является третьим «партнером» в процессе воспитания, именно к Нему обращены наши помыслы и молитвы в трудные минуты и в минуты счастья, в полной преданности и любви. И эти чувства передаются еврейским народом из поколения в поколение.

МириамРэйбин - мать шестерых детей, жена раввина. Родилась в России, высшее образование в области философии иудаизма получила в Нью-Йорке, живет в Торонто. В своей работе педагога и консультанта в области семейной жизни и воспитании детей строит на основе рекомендаций Торы и иудейских мудрецов, а также изучает и использует лучшие современные научные наработки в психологии и педагогике, изучала и преподавала систему Монтессори, прошла полный курс восточной психологии.

ИСЛАМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Ислам уделяет большое внимание воспитанию детей в соответствии с нормами и правилами религии и морали. Приобщение ребенка к ним начинается с самого момента его рождения. При рождении младенца присутствуют только женщины. Муж, если пожелает, может также находиться рядом с женой.

Новорожденного сразу омывают, читая при этом положенные молитвы. В правое ухо ребенку читают азан (призыв на молитву), включающий установленные формулы: такбир («Аллах велик!»), шахада («Я свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник Аллаха») и другие. Каждая из них произносится два-четыре раза. В левое ухо говорят молитву. После этого ребенок становится мусульманином. Важным является наречение ребенка хорошим благоприятным именем. Многие имена, даваемые в мусульманском мире, имеют арабские корни.

На седьмой день от рождения выполняется еще ряд необходимых обрядов. Днем голову ребенка обривают. Затем раздают милостыню деньгами бедным. Обязательно устраивается угощение. На него обычно собираются родственники, соседи и друзья родителей. Но главный смысл его состоит в том, чтобы угостить бедных, раздать им пищу.

Лучшей пищей для новорожденного считается грудное молоко. Срок кормления составляет не менее 11 месяцев.

Традиционно попечение о младенце в течение первых двух-семи лет целиком принадлежит матери. В дальнейшем отцы принимают на себя основное попечение о сыновьях и их воспитании, а девочки остаются при матери. На практике такое разграничение не соблюдается, и родители вместе занимаются воспитанием детей. Если нет родителей, заботиться о ребенке должны бабушки и дедушки. Если нет и их, то эта обязанность переходит к семье дяди и тети ребенка.

Пророк Мухаммед, сам выросший в сиротстве, проявлял заботу о том, чтобы права ребенка не были нарушены. Об этом же много сказано и в Коране, содержащем строгие установки на этот счет.

Ислам учит детей почтительности к родителям. «И завещали Мы человеку добро к его родителям», - говорится в Коране (29:7). Любовь, уважение и забота об отце и матери - главное, чему наставляет детей Коран. «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им «тьфу!» и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». (17:24-25).

Родители же должны учить своего ребенка исламу, вере в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Если же они отступились от веры, ребенок вправе покинуть их. Вера в Бога выше любви к родителям.

Во всех иных случаях почитание родителей и старших - непреложный религиозный и нравственный долг мусульманина. «Послушание отцу - такое же благое дело, как покорность Аллаху», - говорится в одном изхадисов.

КасабулатовНурлан, Родился в 1962 г. в Казахстане. Врач, доктор медицинских наук. Старший научный сотрудник Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова, г. Москв

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СУФИЗМЕ

Суфизм (арабское «суф» - грубая шерстяная ткань, одежда, символ аскетической жизни) - философскомистическое направление в развитии ислама, возникшее в VIII веке и ставящее целью достижение высшего богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом подвижничестве, нравственной чистоте, углубленном самопознании и в личном духовном опыте экстатического созерцания Бога.

Характерным для раннего суфизма исламской модификации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфизм - это путь Любви и преданного служения, это путь к Богу через Любовь. Бог провозглашает: «Те, кто верят, обладают великой Любовью к Богу» (Коран). -«Обладающий сильной Любовью к Богу беспорочен в Любви и хранит свою влюбленность в тайне от других: он, несомненно, умрет святым».

Суть воспитания ребёнка в суфизме - это подход к нему через сердце, а не через ум. Ум необходим, чтобы планировать практические дела в жизни: обеспечивать приятную домашнюю обстановку, здоровую пищу, подходящую одежду, хорошее образование и богатый культурный опыт.

Остальные дела - работа сердца. Цель суфизма - открыть сердце, чтобы видеть мир глазами сердца. И поэтому целью родителя-суфия является раскрыть сердце своего ребёнка. Суфий относится к миру и ко всем живым существам с точки зрения служения: как он может служить другим. Всё, что делает суфий, - он делает, не помня себя. Суфия нет. Всё, что он делает, происходит под руководством Бога, который действует через сердце суфия.

Поэтому в основе воспитания ребёнка с точки зрения суфизма лежит любящая доброта (lovingkindness), милосердие. Связь суфия с Богом основывается на любви, и поэтому он настолько полон этой любви, что излучает любящую доброту на всех вокруг себя. Таким образом, когда такой родитель воспитывает ребёнка, каждое его действие выражает любовь, включая, если нужно, наказание («твердую любовь»), при условии, что это диктуется сердцем.

Важным подходом, которому родитель учит ребёнка, является отношение, которое в суфийской терминологии называется «исар», т. е. предпочтение себя другим или признание первенства других над собой. Это является одним из главных столпов суфийского поведения в отношении общества. Взгляд родителя на своего ребёнка таков, что он считает ребенка доверенным ему Богом, о котором он должен заботиться, которого должен лелеять и которым должен дорожить до момента достижения ребенком зрелости. Важно, что он не считает его своей собственностью. Суфий - только приёмный родитель ребёнка, ответственный за него, за его благосостояние и его восприятие мира и жизни.

Разумеется, самый лучший способ воспитания - его собственный пример. Когда своей любовью родитель завоёвывает доверие ребёнка, между ними устанавливается тонкая, нежная связь, при которой ребёнок наблюдает за родителем и учится у него правильному поведению. Воспитывать на своём примере - наилучший метод из всех возможных и намного более эффективный, чем проповедничество.

Родитель старается быть смиренным и уважительным к другим, независимо от их положения в обществе или вероисповедания, честным в делах, не унывающим в час испытаний, сохраняющим спокойствие во время катастрофы и полностью самодостаточным при любых условиях (положение, которое известно в суфийской терминологии как«гано-ат»).

Родитель учит ребёнка двум основным аспектам в суфизме. Первый из них - это такое понимание жизни, где внешняя сторона жизни со всеми её земными проявлениями не отличается от духовной, внутренней, стороны, которая сосредоточена на едином бытии и на том, что всё происходящее в жизни берёт начало от одного Источника. Таким образом, как бы ни разворачивались жизненные события и что бы ни происходило, суфий доволен, он знает, что всё - от Бога и всё делается для его развития на этом пути, где главной целью является слияние с Богом, как с Абсолютным Возлюбленным.

Второй аспект - это гуманность, человеколюбие. Этот внешняя сторона отражения мистического пути суфизма. Конечно, человеку не нужна мистическая вера, чтобы практиковать гуманность. Это - ощущение Единства всех существ, вдохновившее возникновение гуманности среди человечества несколько веков тому назад, в суфизме же оно существовало со дня его возникновения и является одним из его основных идей.

Отсюда суфийское воспитание детей - гуманистическое, основанное на философии единого бытия и взаимной связи всех существ, и поэтому ребёнок чувствует себя частью единого целого, готового протянуть руку помощи другим. И совсем не обязательно, что ребёнок встанет в будущем на путь суфизма, хотя в большинстве случаев так и бывает, а важно то, что родитель учит ребёнка законам гуманизма, которые дадут правильное жизненное направление и сделают ребенка нужным и полезным миру, в котором он станет жертвующим членом человеческой общины.

Терри Грэм, Лондон.

БУДДИЗМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Буддизм исторически представлен несколькими направлениями и течениями, часто они очень отличаются друг от друга. Несмотря на это, существует круг идей, которые характерны для всех ответвлений буддизма.

Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой Шакьямуни, что означает «просветленный мудрец из рода шакьев».

Сиддхартха Гаутама был принцем царства шакьев, и с детства отец оберегал его от всех негативных проявлений этого мира, построил для него три идеальных дворца, которые принцу было запрещено покидать. Принц Гаутама имел все возможные богатства материального мира, хорошую жену и сына. Несмотря на это, он чувствовал, что все это не является конечной целью жизни. В 29 лет он выбрался за пределы дворца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь: нищего, больного, мертвого человека и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни: что болезни, мучения, старение смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло его оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Гаутама стал отшельником, начал практиковать медитацию и аскезы (практики самоограничения). После долгой практики он достиг Наивысшего Пробуждения (нирваны) - осознал истинную природу и причину человеческих страданий (невежество) и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.

В отличие от других мировых религий, буддизм развивался прежде всего как монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры, поскольку оно является практическим воплощением учения Будды, с его отказом от мирских удовольствий и обетом безбрачия. Буддизм является единственной традицией, где с раннего детства принимают в монахи.

Учение Будды содержит множество наставлений по самосовершенствованию, медитации, избавлению от страданий и развитию абсолютной любви ко всем живым существам, и совсем небольшое внимание уделяется канонам мирской жизни. Будда раскрывает обязанности родителей, детей, супругов, друзей и учителей в беседе с молодым человеком Сильей (СигалавадаСутта). В СигалавадаСутте описывается пять способов проявления родительской любви к своим детям: уводить их от зла; побуждать их делать добро; обеспечить их образование; устроить им подходящий брак; передать им в своё время наследство.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. В одной из сутр он приводит пример: «Даже если бы мы носили на одном плече мать, а на другом - отца сто лет и ухаживали за ними, а они бы испражнялись прямо там, то мы не отдали бы долг». Поэтому всю свою жизнь дети должны безмерно уважать и почитать родителей, даже если их личные качества не идеальны и они не исполняют свои родительские обязанности.

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать своих родителей; исполнять свои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Также отдачей родительского долга является рождение собственных детей, обеспечение их всем необходимым для роста и развития, воспитание и обучение.

Современные родители-буддисты отмечают, что главный принцип воспитания детей - их личный пример, поведение и внутреннее состояние. Они не ставят целью воспитать ребенка буддистом, давая возможность ему сделать самостоятельный осознанный выбор уже в зрелом возрасте.

Прежде всего они стремятся привить любовь и уважение ко всем живым существам и объясняют закон кармы (причины и следствия). Тогда ребенок осознает, что любое действие дает результат в будущем и только от его поступков зависит, положительным или отрицательным будет эффект.

Основной метод работы над собой в буддизме - медитация. С одной стороны, практикующие буддизм родители внутренне спокойны и уравновешены, и такое состояние они передают детям. С другой стороны, уже с ранних лет в игровой форме можно учить ребенка успокаивать ум, осознанно дышать и медитировать. Сейчас даже выпущены книги по медитации для детей. Например, медитация «Превращение тела для помощи другим»: ребенок может представить себя машиной, которая помогает людям добраться из одного места в другое; представить себя лекарством, лечащим больных.

В медитации «Пробуждение сердца» ребенок сначала следит за своим дыханием, а затем желает счастья и освобождения от проблем, боли и печалей последовательно себе, затем своим родным, друзьям, затем врагам и, наконец, всем живым существам, включая букашек и птиц.

Наши рекомендации