Анализ и интерпретация результатов
Наверное самое сложное в психологическом исследовании – это планирование исследования, а также анализ и интерпретация результатов.
Ну, установили положительную корреляцию двух переменных. А дальше что?
А дальше – анализ, интерпретация и промежуточные выводы. О чем выводы?
Прежде всего выводы должны касаться подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Но не только.
Содержание выводов:
· о цели (достигнута или нет) или гипотезе (подтверждение или опровержение);
· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);
· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);
· о согласованности с другими теоретическими представлениями.
· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.
Основное требование к результату психологического исследования:
В отличие от классического естествознания, результат в психологии должен быть инвариантен:
1. инвариантен (не изменен) по отношению ко всем объектам данного типа, Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические; 2) социокультурные.
К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье.
Социокультурные ограничители:
· этнические (можно ли перенести на представителей других народов?)
· культурные
· уровень образования
· уровень доходов испытуемых,
· классовая принадлежность и т.д.
Можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.
Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.
2. инвариантен (не изменен) к пространственно-временным (и некоторым другим) условиям проведения исследования, Условия исследования:
· пространственно-временные факторы
· условия деятельности испытуемого,
· особенности заданий.
· вариации инструкции,
· материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней,
· вид мотивации,
· присутствие или отсутствие "обратной связи"?
Исследователь должен варьировать в последующих сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого
3. инвариантен (не изменен) к особенностям взаимодействия исследователя и испытуемого,
4 инвариантен (не изменен) к содержанию деятельности испытуемого.
Форма представления результатов исследования
.Требования к научному тексту:
…
Для первичного представления данных используются другие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.
Гистограмма
Это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой переменной величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины на выборке.
Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.
Диаграмма
Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.
Графики
Представляют функциональную зависимость признаков.
Типы графиков:
1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;
2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).
Классическим вариантом изображения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания.
Аналогичны "кривые утомления", показывающие изменения эффективности деятельности во времени.
Графики функциональной зависимости двух переменных:
Закон Йеркса-Додсона (в психологии мотивации),
закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнетивной психологии), и т.д.
Рекомендации по построению графиков. (Л.В. Куликов):
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Если есть необходимость на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).
[1] Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. 1990, с.131.
[2] Мазилов В.А. вслед за Роговиным М.С. и Залевским Г.В.
[3] Куликов В.Н. с. 132
[4] Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.
[5] Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.