Управленческие решения: понятие, их место в менеджменте и связь с основными функциями. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений
Решение - это выбор альтернативы любому поступку индивида или действия коллектива предшествующего принятию решения. При этом управленческие решения существенно отличаются от решений принимаемых нами в повседневной жизни. Их отличительными особенностями явл.:
Цели (руководитель принимает решение не исходя их собственных целей, а в целях решения управления организацией.)
Последствия (решение руководителя может существенно повлиять на жизнь многих людей)
Разделение труда ( означает, что в организации одни работники заняты подготовкой решения, другие принятием, третьи- реакцией принятого решения)
Профессиональный руководитель принимаемый решение является профессиональным с своей сфере деятельности.
Управленческое решение- это выбор альтернативы осуществляемой в рамках его должностных полномочий и компетентности и направленной на достижение целей организации.
Под принятием решения понимается выбор самой лучшей, т. е. самой результативной.
Результативное решение- это, то которое минимизирует или максимизирует результаты показателей. Минимизировать можно: затраты, время, брак, его количество.
Виды управленческих решений:
по степени повторяемости
ü традиционные
ü нетипичные
по значимости цели
ü стратегические, определяют основное направление развития организации
ü тактические, определяют конкретные пути продвижения по этим направлениям
ü оперативные, направлены на осуществление первоочередных сиюминутных задач.
по сфере воздействия
глобальное, такое решение влияет на организацию в целом
локальное, влияет на отдельные подразделения
по длительности реализации
ü долгосрочные- свыше 5 лет
ü среднесрочные – до 5 лет
ü краткосрочные – до 1 года
В зависимости от прогнозируемых последствий:
ü корректируемые, это решения, которые в процессе их реализации, корректируются с целью устранения каких- либо отклонений или учета новых факторов
ü не корректируемые, это решения, последствия которых не обратимы.
По степени определенности условий:
Детерминированные, принимаются в условиях определенности.
Вероятностные, принимаются в условиях риска и не определенности
Не опреленные 9условия недостаточности информации0
По методу разработки решения
ü Запрограммированные, для определенных регулярно повторяющихся ситуаций. Имеется четкая структура, разработанные правила, инструкции, нормативы.
ü Не запрограммированные, это выбор который приходится делать в новой или неопределенной ситуации.
По количеству критериев выбора
ü Однокритериальное, выбирается альтернатива производства по 1 критерию
ü Многокритериальное, выбирается альтернатива, которая должна одновременно удовлетворять несколько критериев.
По способу принятия решения:
ü Индивидуальное, принимает решение 1 человек
ü Коллективные, принимает коллектив
ü Коллегиальное, группы
По способу фиксации решения
ü Документируемые
ü Не документируемые, устные
По степени обязанности исполнителя:
ü Директивные ( обязательные)
ü Рекомендательные ( нужно, но не обязательно)
ü Ориентирующие ( в виде совета)
По степени обоснованности:
ü Интуитивные, основаны на ощущениях
ü Адаптационные, основаны на знаниях
ü Рациональные, основаны на объективном анализе)
По юридическому оформлению:
Приказ
Распоряжение
По числу альтернатив:
ü Стандартные
ü Бинарные (да или нет)
ü Многоальтернативные
ü Инновационные
В зависимости от склада менеджера:
ü Рутинные (отработанные механизм операции)
ü Селективные ( предполагает выбор действий)
ü Адаптационные ( рассчитанные на возможные трудности0
ü Инновационные
По содержанию:
ü Экономические, технологические, технические, социальные, организационные
В зависимости от поля применения:
ü Маркетинговые, инновационные, производственные, в области персонала
Технология принятия решения- состав и последовательность процедур приводящих к решению проблем организации в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.
Процесс принятия решения- циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализирует ситуации, генерации альтернатив, принятии решении, и организации его в
Этапы принятия решения
1. Анализ ситуации. Для возникновения потребности принятия управленческого решения необходим сигнал вызвавшим или способным вызвать отклонение от заданного функционирования организации.
2. Индентификация проблемы. Первый шаг в диагностике проблемы- это определение симптомов, это позволяет определить проблемы в общем виде но различные причины могут вызвать сходные организационные проблемы. Поэтому нужно исследовать причины возникшей проблемы а не устранять её симптомы
3. Определение критериев выбора. Нужно определить показатель, по которым в дальнейшем будет проводиться сравнение альтернатив при выборе лучшей.
4. Разработка альтернатив. Выделить все пути решения проблемы. В этом случае решение будет оптимальным, но поиск оптимального решения требует много денег и времени, поэтому менеджеры ищут приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.
5. Выбор наилучшей альтернативы.
6. Согласование решений. Принцип группового принятия решения.
7. Управление реализацией решения. Для успешной реализации нужно определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам.
8. Контроль и оценка результатов. Сопоставление фактических результатов с теми которые намеревались получить.