ЧАСТЬ I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности
Оглавление
Предисловие. 7
ЧАСТЬ I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности. 10
ГЛАВА 1. Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности. 10
1.1. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессии. 10
1.2. Теория профессионального выбора Дж. Холланда. 15
1.3. Экстраверсия — интроверсия и выбор вида профессиональной деятельности. 17
1.4. Личностные особенности по Р. Кеттеллу и выбор профессии. 17
1.5. Особенности эмоциональной сферы и выбор профессиональной деятельности. 19
1.6. Преобладание первой или второй сигнальной истемы по И. П. Павлову и склонность к тому или иному виду занятий 19
ГЛАВА 2. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального отбора. 21
2.1. Необходимость профессионального отбора в разные профессии. 21
2.2. Профессионально важные качества и способности. 30
ГЛАВА 3. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности 34
3.1. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности. 35
3.2. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности. 46
3.3. Стимулирование профессиональной деятельности лиц с различными типологическими особенностями 46
3.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки 48
3.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями. 50
3.6. Индивидные и личностные особенности, удовлетворенность трудом и текучесть рабочих кадров 52
3.7. Стили профессиональной деятельности и типологические особенности. 53
3.8. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента. 56
3.8.1. Неправомерность разделения типологических особенностей проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие». 56
3.8.2. Адекватность понимания связи свойств нервной системы с эффективностью деятельности. 58
3.8.3. Необходимость выявления типологических комплексов. 60
3.8.4. Необходимость изучения зависимости эффективности деятельности от типологических особенностей не только на успешных, но и на средних по успешности и неуспешных работниках. 62
3.8.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством. 62
3.8.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности. 63
3.8.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям. 64
ГЛАВА 4. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. 66
4.1. Пол и склонности к профессиям. 66
4.2. Представленность мужчин и женщин в различных профессиях. 71
4.3. Половые особенности адаптации к профессии. 77
4.4. Пол и профессиональная карьера. 78
4.5. Пол и эффективность групповой деятельности. 82
4.6. Пол и организационное поведение. 83
4.7. Пол и бизнес. 84
4.8. Пол и служба в государственных силовых структурах. 86
4.9. Страх женщин перед успехом. 89
ГЛАВА 5. Индивидуально-типические различия в отношении к работе. 91
5.1. Типы людей по поведению и переживанию, связанными с работой. 91
5.2. Типы карьерных ориентаций. 92
5.3. Различия в требованиях, предъявляемых мужчинами и женщинами к профессиональной деятельности 94
5.4. Различия в удовлетворенности трудом мужчин и женщин. 95
ГЛАВА 6. Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема 97
6.1. Что такое профессиональная деформация личности?. 97
6.2. Трудоголики. 98
6.3. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий. 99
6.4. Причины и механизмы появления профессиональной деформации личности. 103
ЧАСТЬ II. Дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей. 104
ГЛАВА 7. Кто такой успешный руководитель?. 104
7.1. Психологические особенности успешных руководителей. 104
7.2. Стили руководства. 108
7.3. Эффективность различных стилей руководства. 116
7.4. Отношение подчиненных к различным стилям руководства. 119
7.5. Стили общения как отражение стиля руководства. 120
7.6. Стили самопрезентации. 120
ГЛАВА 8. Может ли женщина быть успешным менеджером и руководителем?. 122
8.1. Женщина-менеджер. 122
8.2. Как часто женщины бывают руководителями?. 122
8.3. Психологические характеристики женщины-руководителя. 123
8.4. Эффективность женского руководства. 132
8.5. Стили женского руководства. 134
ЧАСТЬ III. Психологические особенности различных профессий. 138
ГЛАВА 9. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек — человек». 138
9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагогов. 138
9.2. Психологические особенности медицинских работников. 150
9.3. Психологические особенности психологов. 153
ГЛАВА 10. Дифференциально-психологические особенности работников сферы искусства и телевидения 156
10.1. Психологические особенности музыкантов. 156
10.3. Психологические особенности артистов цирка. 161
10.4. Психологические особенности актеров. 162
10.5. Психологические особенности телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов) 164
ГЛАВА 11. Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 165
11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессий. 165
11.2. Психологические особенности литераторов. 166
11.3. Психологические особенности творческих профессий, связанных с текстами. 166
11.4. Психологические особенности инженеров. 167
11.5. Психологическая характеристика предпринимателей и работников банков. 168
11.6. Психологические особенности работников судебно-исполнительских и охранных ведомств. 170
11.7. Психологические особенности научных работников. 170
11.8. Психологические особенности представителей экстремальных профессий. 171
ГЛАВА 12. Профессии типа «человек — техника». 173
12.1. Психологическая характеристика операторов. 173
12.2. Психологическая характеристика водителей транспорта. 176
12.3. Психологическая характеристика слесарей. 180
12.4. Психологические особенности работниц легкой промышленности. 181
12.5. Психологическая характеристика профессий, связанных с изготовлением изделий из материалов повышенной прочности. 181
Заключение. 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое тестирование. 184
Типы психологических тестов. 184
Тесты когнитивных способностей. 184
Тесты интересов. 186
Тесты специальных способностей. 187
Психомоторные тесты. 188
Личностные тесты. 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики определения профессионально важных качеств (ПВК) 191
Исследование представлений субъекта труда о необходимых для выбранной деятельности свойствах личности 191
Методика. 191
I вариант. 191
II вариант (Лист Липмана) 193
Обработка и анализ результатов. 197
Методика отбора менеджеров в области финансового управления. 198
Аналитические способности. 198
Интерперсональные и организаторские умения. 198
Мотивация, инициатива и способность организовывать работу. 198
Способность к письменной речи. 198
Способность к устной коммуникации. 198
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методики изучения склонности к различным видам профессиональной деятельности в связи с индивидуально-типологическими различиями людей. 200
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) 200
Инструкция. 200
Текст опросника. 200
Обработка результатов. 201
Выводы. 201
Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (автор А. Е. Голомшток) 202
Инструкция. 202
Текст опросника (карта интересов) 202
Обработка результатов. 206
Выводы. 206
Методика Дж. Холланда (1985) 207
Реалистический тип. 207
Исследовательский тип. 208
Артистический тип. 209
Социальный тип. 209
Предпринимательский тип. 210
Конвенционный тип. 211
Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 212
Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 212
Бланк ответов «ОПП». 218
Методика Д. Кейерси. 220
Опросник Д. Кейерси. 220
Регистрационный лист к опроснику Д. Кейерси. 224
Интерпретация результатов. 225
Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений. 231
Инструкция. 231
Опросник. 231
Лист для ответов. 233
Обработка результатов. 233
Методика «Опросник профессиональной готовности». 235
Инструкция. 235
Текст опросника. 235
Обработка результатов и выводы. 237
Таблица ответов. 237
Методика «Направленность на вид инженерной деятельности». 238
Инструкция. 238
Текст опросника. 238
Обработка результатов. 239
Выводы. 239
Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя». 240
Инструкция. 240
Текст опросника. 240
Подсчет результатов. 240
Выводы. 240
Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя». 241
Инструкция. 241
Текст опросника. 241
Обработка результатов. 242
Выводы. 242
Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя». 243
Проведение эксперимента. 243
Текст опросника. 243
Обработка результатов. 244
Выводы. 244
Опросник ограничений управленческого потенциала. 245
Текст опросника. 246
Бланк для ответов. 248
Результат самооценки. 249
Индивидуальные управленческие способности. 249
Методика «Образ идеального руководителя». 250
Тест № 1. Я — руководитель коллектива. 250
Определение результата опроса по тесту № 1. 251
Тест № 2. Личные качества руководителя. 252
Бланк для ответов на вопросы теста № 2. 252
Опросник карьерных ориентации («Якоря карьеры») (автор методики — Э. Шейн) 256
Текст опросника. 257
Бланк для ответов. 258
«Ключ». 258
Интерпретация. 258
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методики изучения стилей деятельности и руководства. 261
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности». 261
Инструкция. 261
Интерпретация полученных данных. 262
Методика «Самооценка стиля управления». 264
Инструкция. 264
Текст опросника. 264
Ключ к расшифровке данных. 265
Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства». 266
Характеристики деятельности руководителя. 266
Ключ. 270
Методика «Склонность к определенному стилю руководства». 272
Текст опросника. 272
Ключ. 273
Выводы. 274
Методика «Оценка уровня демократизации управления по стилевым характеристикам». 275
Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании». 276
Вопросы-утверждения. 276
Ключ. 277
Методика «Кто вы: администратор или лидер?». 278
Опросный лист. 278
Обработка результатов. 278
Методика «Стиль управления». 280
Утверждения. 280
Обработка. 281
Интерпретация результатов оценки. 282
Список литературы. 284
Предисловие
Эта книга — об одном из разделов психологии, называемой психологией труда. В изданных на русском языке учебниках и учебных пособиях по рассматриваемой дисциплине (Е. И. Гарбер, 1978; С. Н. Архангельский, 1982; Б. В. Кулагин, 1984; Ю. В. Котелова, 1986; Е. М. Иванова, 1987; Е. А. Климов, 1998; Ю. К. Стрелков, 2001; Э. Ф. Зеер, 2003; П. Мучински, 2004; В. А. Толочек, 2005; А. В. Карпов, 2005)[1] мало или совсем не рассматриваются дифференциально-психологические аспекты, касающиеся того, как индивидно-личностные и типические особенности человека влияют на выбор вида деятельности и ее эффективность — с одной стороны, и как специфика деятельности влияет на формирование личностных черт и особенностей поведения профессионала (профессиональную деформацию) — с другой. И неудивительно: знания об этом, полученные отечественными учеными в 1920-1930-х и в 1940-1950-х гг., были либо преданы анафеме вместе с психотехникой, либо позабыты.
Психологическая рационализация подбора кадров. В дореволюционный период этот комплекс проблем изучался в работах педагогов и социологов (А. В. Мастрюков, В. П. Вахтеров, И. А. Стебут, Е. Чарнолуская, Л. Криживицкий, В. Железное и др.), в которых выбор профессии связывался с определением призвания. Составными частями призвания назывались господствующие склонности и способности.
<...> Потребность в психологическом изучении профессий как задачу психологии некоторые представители педагогической психологии и практики сформулировали в 1917 г. <...> Так, например, Н. А. Рыбников (На распутье, 1917) указывает на различие требований, предъявляемых различными специальностями внутри одной профессии, и ставит вопрос об основных и второстепенных требованиях, предъявляемых различными профессиями к лицам, их исполняющим.
<...> В. М. Бехтерев (1919) обратил внимание на связь профпригодности с производительностью труда и обозначил проблему профподбора как одну из государственных задач, требующую комплексного изучения с участием врачей, психологов, техников. При этом он отмечал, что обследование личности должно производиться не только на предмет выяснения ее большей или меньшей пригодности к той или иной работе, но и в целях индивидуализации самой работы. <...> Рассматривая тесты в качестве возможного средства определения способностей, В. М. Бехтерев все же подчеркивал необходимость учитывания наклонностей.
Для психотехников, опиравшихся на персоналитическую концепцию В. Штерна, в первой половине 1920-х гг. ведущими оказались исследования, связанные с проблемой профотбора, а со второй половины 1920-х гг. - исследования по проблеме профконсультации.
При решении этих проблем было две задачи: психологический анализ профессий и определение пригодности личности для работы или обучения той или иной профессии.
Казаков В. Г.,1983. С. 87-88.
До недавнего времени считалось, что мотивы выбора той или иной профессии определяются не склонностями человека (последние даже не упоминались), а внешними социальными факторами: внеклассной и внешкольной работой, влиянием учителей и родителей и даже выполнением комсомольских поручений (Е. М. Павлютенков, 1980). Ян Стреляу и Анджей Краевски (1974) писали: «На протяжении многих лет психологов интересует вопрос, зависит ли результат действий, шире — деятельности человека, от свойств темперамента. Предопределяют ли некоторые свойства темперамента возможность достижения лучших результатов, и наоборот? Существуют ли свойства темперамента, препятствующие достижению определенного уровня результатов деятельности? Следует сразу сказать, что на основании результатов большинства исследований мы вправе ответить отрицательно на все эти вопросы» (с. 176).
В то же время словацкий психолог Ян Райскуп (1979) пишет, что «некоторые профессии связаны с видами работ, предъявляющих повышенные или специфические требования к психике человека. К таким работам нельзя допускать любого работника, не учитывая соответствующих индивидуальных предпосылок к данной конкретной профессии. <...> Профессии машинистов, шоферов и операторов доступны не каждому. <...> Определенные личностные характеристики требуются также для должностей руководителей на всех уровнях управления. <...> Все эти общеизвестные факты приводят к такому выводу: прежде чем принять человека на работу, необходимо квалифицированно и всесторонне обследовать его индивидуальные способности, возможности и предрасположенность и на основе этого составить научно обоснованное заключение об его производственной дееспособности» (с. 77).
К сожалению, эти общие положения на практике реализуются плохо, поскольку дифференциальная психология трудовой деятельности как научная дисциплина разработана слабо. Это касается и зарубежных исследований по психологии труда, несмотря на то что на протяжении многих лет проводятся серьезные изучения, например, связи между личностными факторами «Большой Пятерки» и эффективностью отбора и деятельности (Cortina et al., 1992), исследуются личностные профили определенных профессиональных групп (С. Dykeman, J. Dykeman, 1996). Однако положение с дифференциальной психологией трудовой деятельности по-прежнему не блестяще, о чем пишут А. Фернхем и П. Хей-вен (2001): «Многие рецензенты, анализирующие современные учебники по психологии труда, отмечают, что в них уделяется мало внимания личностным чертам, которые не рассматриваются в качестве главных (или даже второстепенных) детерминант выполнения работы (O'Brian, 1986; Hough, 1997). Авторы учебников отводят много места лидерству, мотивации, удовлетворенности и стрессу, однако не проявляют большого интереса к таким темам, как влияние устойчивых личностных черт на выбор профессии или продуктивность, психологические функции работы для различных сотрудников и влияние работы на формирование личности» (с. 205). Единственной отечественной монографией, в которой рассматриваются дифференциально-психофизиологические вопросы профессиональной деятельности (на уровне того фактического материала, который имелся в 70-х гг. XX в.), остается книга К. М. Гуревича «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы» (1970). Правда, следует отметить и раздел книги «Очерк теории темперамента» (Пермь, 1973), написанный В. С. Мерлиным, который посвящен влиянию особенностей темперамента на трудовую деятельность. Однако за прошедшее время накопился большой материал, требующий обобщения, что и явилось целью данной книги.
Изучение этих вопросов очень важно для комфортного существования человека, так как значительная часть нашей жизни посвящена профессиональной деятельности. Можно даже сказать, что от правильного выбора этой деятельности и ее эффективного осуществления зависят счастье человека, его положение в обществе, материальный достаток, физическое и психическое здоровье. Между тем практика показывает, что первый выбор профессии, осуществляемый человеком в молодом возрасте, часто по наитию, оказывается неудачным. Многие не решаются сменить профессию, особенно если это связано с получением второго высшего образования, и вынуждены Стечение десятилетий выполнять работу, которая им не по душе. Например, однажды на курсах повышения квалификации бухгалтеров я спросил специалистов с двадцатилетним и более стажем, избрали бы они снова свою профессию, и большинство из них ответили отрицательно. А разве не об этом же говорит тот факт, что около половины докторов наук по психологии не имеют базового психологического образования и первое высшее образование они получили в области медицины, педагогики, физики, математики, спорта и т. д.? Множество подобных случаев можно найти среди музыкантов, актеров и представителей иных профессий искусства.
Дифференциальная психология профессиональной деятельности как раз и призвана уменьшить количество допускаемых ошибок при выборе профессиональной деятельности и стиля (способов) ее выполнения. Но для этого требуется широкое применение полученных в ее недрах сведений в практике профессиональной ориентации и отбора. К сожалению, здесь-то и кроются основные трудности. Ведь многим практикующим психологам дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология кажутся сугубо теоретическими дисциплинами, далекими от производственной и других видов деятельности. Надеюсь, что их мнение изменится после ознакомления с этой книгой.
Дифференциальная психология профессиональной деятельности не только дает научно обоснованные рекомендации для правильного выбора человеком профессии с учетом его склонностей и наличествующих профессионально важных качеств, но и изучает влияние различных видов труда на развитие способностей и изменение личностных черт (последнее называют профессиональной деформацией). А это влияние может приводить к удивительным результатам. Например, установлено, что текстильщики, специализирующиеся на производстве черных тканей, различают до сорока оттенков черного цвета. Спортсмены — мастера по плаванию различают температуру воды в бассейне с точностью до половины градуса. Но во многом оправдывается поговорка: С кем поведешься, от того и наберешься». С. П. Безносов (2004) пишет, например, об этом: «Зачастую некоторые работники исправительных колоний психологически почти неотличимы от своего контингента. Особенно в так называемых "лесных колониях", в небольших поселках, отдаленных от культурных центров, где сотрудники ЛИТУ вынуждены в течение долгих лет общаться с людьми, осужденными к лишению свободы за различные преступления. Длительное отсутствие возможности общения с нормальными людьми и порождает профессиональную деформацию личности, если нет прочного иммунитета» (с. 86).
Настоящая книга рекомендуется при изучении дисциплины «Дифференциальная психология профессиональной деятельности», которую преподают на факультетах психологии. Издание состоит из трех частей: в первой рассматриваются общие подходы к дифференциально-психофизиологическому изучению различных видов профессиональной деятельности, объединенных по какому-либо психологическому признаку (монотонная деятельность, деятельность, связанная с психическим напряжением, и т. п.), с учетом свойств темперамента и нервной системы (поэтому желательно, чтобы читатель уже имел представление об общих вопросах дифференциальной психологии и психофизиологии), гендерных различий, профессиональной деформации личности; во второй части обсуждаются дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей, в третьей части дается психологическая характеристика основных, наиболее распространенных видов профессиональной деятельности, не только описанных (см., напр., работы М. А. Бендюкова и Н. С. Савриловой, 2003; Л. А. Го-ловей, 2000; сборники «Человек и профессия» под редакцией Е. А. Климова, 1975-1986), но и достаточно полно изученных психологами. Однако, увы, тщательное изучение всех видов профессиональной деятельности практически невозможно: так, в 1959 г. их насчитывалось около 30 тысяч, ежегодно появляется более чем 500 новых, а устаревшие виды профессиональной деятельности отмирают медленнее появляющихся (В. Г. Подмарков, 1972).
Приложения издания содержат методики, способствующие дифференциально-психологическому изучению профессиональной деятельности практическими психологами. Книга снабжена обширным списком литературы по рассматриваемой проблеме.
ЧАСТЬ I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности
Можно выделить несколько общих аспектов в изучении различных видов профессиональной деятельности: дифференциально-психологический, дифференциально-психофизиологический, гендерный и профессиональная деформация личности.