Зарождение российской психологии.
Отдельные психологические концепции были распространены в России еще в XVIII в., однако научная психология начала формироваться в нашей стране только с середины XIX в. Духовная жизнь русского общества была связана с общим ходом развития западной культуры и вместе с тем отражала своеобразие социокультурной и исторической самобытности народа. Резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами всех сфер жизни народа, вызывало всеобщее стремление к самопознанию, рефлексии по поводу своих национальных качеств. Все стороны русской жизни, ее истории, языка, быта, традиций стали предметом широкого научного интереса. Для психологии это было связано с попытками осмыслить русский менталитет, изучить национальный характер, ценности, верования, общие для всего народа, и нашло отражение в этнопсихологической программе Н.И. Надеждина, с именем которого связано рождение этнопсихологии в нашей стране.
Период становления российской психологии связывают с 1840–1860 гг., когда происходило осознание ею своего предмета, выбор пути и научной программы. В силу логики развития науки и сложившейся в России социальной ситуации в этот период из двух предложенных программ развития психологии (естественно-научная программа И.М. Сеченова и философская программа К.Д. Кавелина) была выбрана программа построения психологии как естественно-научной дисциплины, предложенная Сеченовым.
В начале XX в. развитие психологии в России происходило в острых дискуссиях о предмете психологического исследования и методах изучения психической реальности. До 1917 г. в российской психологии существовали значимые естественно-научные традиции, интересные философские разработки и не было принципиальных отличий от развития науки на Западе. В России выделились два направления развития психологии: философско-психологическое, представленное учеными, опиравшимися на идеалистические позиции, среди которых можно назвать таких выдающихся психологов, как А.И. Введенский, В.В. Зеньковский, Л.М. Лопатин, Н.А. Лосский, С.Л. Франк и др., и естественно-научное, которое развивалось в тесной связи с идеями И.М. Сеченова и было представлено работами в области «объективной психологии», или
«психорефлексологии» В.М. Бехтерева, «биопсихологии» В.А. Вагнера. Получила значительное развитие и экспериментальная психология (о чем уже было рассказано в теме 8). Достижения российских ученых в области физиологии способствовали привнесению в отечественную психологию объективных методов исследования, в том числе эксперимента.
Работы Ивана Михайловича Сеченова(1829-1905) внесли значительный вклад в развитие теории психологии на рубеже XIX-XX вв. Его положения о роли мышечного движения в процессах построения психического образа, новая трактовка внечувственного (абстрактного) мышления, понимание того, что ни один акт сознания в качестве психической реальности не дан
человеческому уму непосредственно и познание психического возможно лишь опосредованно, оставались актуальными для отечественной психологии во все последующие годы.
Психологические идеи Сеченова были подхвачены отечественными исследователями и применены в первых русских лабораториях по экспериментальной психологии. Лаборатории создавались в первую очередь при психиатрических клиниках и кафедрах в Казанском (В.М. Бехтерев), Харьковском (П.И. Ковалевский), Московском (А.А. Токарский), Юрьевском (ныне Тарту – В.Ф. Чиж) университетах.
В Одессе экспериментальную работу вел Н.Н. Ланге (1858- 1921). Его исследования ориентировались на сеченовское понимание человека как целостного существа, все психические акты которого реализуются по типу рефлекторных. Ланге описал стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия, разработал моторную теорию внимания.
В.М. Бехтеревпришел в психологию от неврологии. Он исследовал анатомию, физиологию и патологию нервной системы. Изучал лечебное применение гипноза. Бехтерев занимался комплексным исследованием личности анатомическими, физиологическими и психологическими методами.
Изучение человека методами различных наук в конце XIX – начале XX в. выдвинуло на первый план проблему механизмов модификации человеческого поведения. Поведение стало рассматриваться как новая научная категория. В России учение о поведении разрабатывалось в школах И.П. Павлова (1849-1936), В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского (1875-1942). Категория поведения развивалась в связи с необходимостью объяснить не только адаптивную гибкость реакций организма на изменчивую среду, но и приобретения этим организмом в качестве устойчивых таких форм реакций, которых нет в его генетическом фонде. Именно поэтому основным понятием в объяснении поведения становятся особый тип рефлекса, названный Бехтеревым сочетательным, а Павловым – условным.
Важно отметить, что вклад русских ученых в мировую науку определили не сами по себе экспериментальные доказательства факта изменчивости рефлекса, а новые теоретические воззрения, в системе которых этот факт приобретал принципиально новый категориальный смысл. Павлов и Бехтерев объяснили изменчивость поведенческих реакций организма, исходя из объективной системы отношений между этими реакциями и внешними раздражителями. Они не отрицали ни роли сознания, ни значения субстрата психических процессов. Этим теории Павлова и Бехтерева выгодно отличались от взглядов бихевиористов. Кроме того, у российских ученых и сознание, и нейросубстрат выступали не только как детерминирующие, но и как детерминируемые величины.
После революции 1917 года в психологической науке ведущую роль стало играть естественно-научное направление. В различных городах России возникает ряд исследовательских центров и научных коллективов, в программу которых входит изучение факторов и механизмов труда как особой формы деятельности. Разработка проблемы труда привела к зарождению и содержательному развертыванию принципа деятельности в психологии. Бехтерев создает
центральную лабораторию труда в Институте по изучению мозга и психической деятельности. В лаборатории проводятся исследования влияния труда на личность и нервно-психическое здоровье человека. В Петрограде проблемами трудовой деятельности занимался научный коллектив, который возглавлял А.А. Ухтомский. Основным центром по изучению труда становится в первые послереволюционные годы Центральный институт труда в Москве. Этим институтом руководил А.К. Гостев. В своих работах Гостев выдвинул новую концепцию «трудовой установки», которая трактовалась как особая детерминанта, предваряющая, направляющая, стабилизирующая «цепи» реакций, из которых складывается мышечная работа. В Центральном институте труда начинали свою работу видный исследователь в области психотехники И.Н. Шпильрейн (1891—1937) и известный советский нейро- и психофизиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966). Исследования Бернштейна по физиологии движения стали теоретической основой современной биомеханики, а некоторые его идеи предвосхитили положения кибернетики.
В следующем десятилетии понимание деятельности как особой детерминанты процессов сознания уже прочно утвердились в отечественной психологии. Это стало результатом творческих усилий целой плеяды замечательных отечественных психологов.