Отношение функции к композиции
Функция – это зависимая переменная, качественная роль функционального предмета, изменяющаяся по мере изменения композиционной функции. Это отражение целого в части, т.е. всей композиции в том или ином функциональном предмете. Когда характеризуется функция какой-либо части или функционального предмета спектакля, то фактически определяется и сама часть, и целое через ее особенности.
Функциональные свойства – как отражение функций композиции появляются в их носителях – в типе изложения (жанровая система) и в принципе развития (фабульная система).
§ 9
КОМПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
Для театрального искусства характерна функциональная множественность. Она объясняется тем, что как само произведение, так и каждый его элемент входят сразу в несколько систем, в каждой из которых выполняет какую-либо одну функцию. Благодаря объединению частных систем в единой сложной конфигурации целого, возникает и многоплановая образность сценического произведения и полифункциональности его составных частей. Из всего множества систем, в которые входят разделы композиции и сама композиция в целом, наиболее важны три: коммуникативная, тектоническая и семантическая. Они функционально соответствуют рассмотренной, в связи со строением произведения, триаде «контекст-текст-подтекст».
Коммуникативная система.
Коммуникация художественная – это функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая деятельность и средство общения. Коммуникация представляет собой сложную систему, в которой можно выделить отдельные циклы: общество – художник, художник – произведение, произведение – зритель.
В коммуникативном контексте композиция направлена на развертывание во времени художественного содержания для зрителя. Это главная ее функция предстает и как способ сюжетной подачи драматической истории, и как управление зрительским процессом восприятия, и как расстановка персонажей в процессе борьбы и общения, которая выявляется и в той или иной мере варьируется на протяжении всего спектакля замыслом режиссера. Эти формы реализации коммуникативной функции композиции, обычно действуют комплексно в каждом спектакле, но в соответствии с режиссерской экспликацией та или иная из них может выходить на первый план.
Развертывание художественного мира спектакля во времени – как коммуникативный акт – специфично для композиции. Забота о тои, чтобы содержание, выражаемое специфическими сценическими средствами, преподнести в наиболее приспособленном для восприятия виде, чтобы время, используемое для этой цели, не превышало меры, и не было слишком коротким для осмысления и запоминания, для уяснения фабульной и поведенческой логики; заботится о своевременном отдыхе зрительского внимания и о столь же своевременной или эффектно неожиданной активизации действия, конфликта и фабульного развития, требуемой интересами направленности произведения на зрителя, - все это и есть проявления коммуникативных функций композиции.
2. Тектоническая система.
Тектоника художественная – это художественно-образное выражение, организация целесообразной структуры образа в соответствии с композиционной системой, варьирование пропорций между всеми элементами композиции. Эта организация и варьирование (строение и изменение) связано с развитием.
В тектоническом тексте композиция направлена на создание дифференцированной целостности, художественного единства и стройности произведения, т.е. установление порядка следования разделов и частей по их положению и значению во времени.
И целостность, и стройность, и пропорциональность хотя и направлены на организацию структуры спектакля, все же, конечно, мотивируются всем комплексом важных для спектакля условий его существования. Так архитектоника оказывается зависящей и от ситуативно-жанрового, и от проблемного и психологического контекста, и от того, какой драматургический материал организуется во времени. Композиционные пропорции зависят от преобладания в произведении той или иной сюжетно-жанровой окраски, а так же от законов психологии восприятия и идейно-тематической установки.
3.Семантическая система.
Семантика художественная – это теория значения и смысла, содержания понятий знаков художественного языка. Выражается вопросами: что означает то или иное высказывание на специфическом театральном языке, как его следует понимать?
В семантическом подтексте композиция направлена на сопряжение в единое смысловое целое различных, в сюжетно-событийном отношении, частей и разделов. Так, например, драматическая композиция – это цепь, которая выглядит как семантически мотивированная последовательность развития событий, усложненная элементами повествования и эпизодами созерцания, переживания и размышления; в лирически организованной композиции иная семантика, которая в наибольшей мере поддается организации структуры спектакля в категориях эмоционально-волнового процесса; эпическая композиция требует обращения к поэтике эпоса – рассказчику, описанию, цитированию, пересказу, отступлению, прологу, эпилогу и т.д.
§ 10
ТЕМПО – РИТМ СЦЕНИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ.