Пример заполнения бланка Репертуарного теста ролевых конструктов Келли
СЕМЬЯ | БЛИЗКИЕ | ВАЛЕНТНОСТИ | АВТОРИТЕТЫ | ЦЕННОСТИ |
1. Я. | 6. Супруга. | 10. Отвергнутый человек. | 14. Принимаемый учитель. | 17. Счастливый че- |
2. Мать. | 7. Бывший возлюбленный. | 11. Жалкий человек. | 15. Отвергнутый учитель. | ловек. |
3. Отец. | 8. Друг. | 12. Угрожающий человек. | 16. Начальник. | 18. Нравственный |
4. Брат. | 9. Бывший друг. | 13. Привлекательный че- | человек. | |
5. Сестра. | ловек. |
кл. | |||||||||||||||||||||
О | ■S | ^ | <g> | <g> | Не верит в Бога | Очень религиозен | |||||||||||||||
О | ^ | О | Одинаков. образован. | Совершенно разн. образ. | |||||||||||||||||
s | s | s | s | s | О | ^ | <g> | s | <g> | Неспортивный | Спортивный | ||||||||||
s | <g> | <g> | О | О | Обе девушки | Парень | |||||||||||||||
■f | <g> | <g> | О | О | О | Родители | Люди др. убеждений | ||||||||||||||
■f | О | О | Хорошо меня понимают | Совсем меня не поним. | |||||||||||||||||
■f | ■f | О | Учит плохим вещам | Учит хорошим вещам | |||||||||||||||||
■f | О | О | Много добились | Немного добились | |||||||||||||||||
Высшее образование | Нет образования | ||||||||||||||||||||
Не любит других | Любит других | ||||||||||||||||||||
S | S | s | ^ | Сильно религиозны | Не религиозны | ||||||||||||||||
s | s | s | <g> | ^ | ^ | ^ | s | <g> | ^ | ^ | ^ | ^ | ^ | ^ | s | Вер. в высш. образован. | Не вер. в высш. образ. | ||||
s | s | О | ^ | s | <g> | Более общительны | Не общительны | ||||||||||||||
О | <g> | <g> | О | О | Обе девушки | Не девушки | |||||||||||||||
■f | О | <g> | <g> | Обе девушки | Не девушки | ||||||||||||||||
■f | ■f | ■f | ■f | ■f | <g> | О | О | Оба высокоморальны | Низкоморальны | ||||||||||||
О | Мыслит сходн. образом | Мыслит по-другому | |||||||||||||||||||
s | О | Одного возраста | Разного возраста | ||||||||||||||||||
s | s | О | ^ | ^ | s | ^ | ^ | s | Думают обо мне сходно | Думают обо мне по-разн. | |||||||||||
s | ^ | <g> | <g> | ^ | s | ^ | О | О | Оба друзья | Не друзья | |||||||||||
^ | s | ^ | ^ | s | Хорошо поняты | Плохо поняты | |||||||||||||||
■f | О | ^ | Оба ценят музыку | Не понимают музыку |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
исследователи (особенно в европейских странах) считают его одним из лучших методов. По-видимому, наиболее привлекательной особенностью этого метода является разнообразие возможных процедур статистической обработки, не все из которых требуют применения ЭВМ. Основная задача испытуемого — проранжировать элементы, начиная с тех, которые больше всего соответствуют выявленному полюсу, и заканчивая теми, которые больше всего соответствуют подразумеваемому полюсу (например, от самого щедрого до самого скупого).
По мере возрастания популярности решеток появилась тенденция исключать из эксперимента ролевой список. Безусловно, ролевой список отнюдь не неприкосновенный элемент процедуры. Его использование связано с определенными трудностями. Так, например, в отличие от американцев для европейцев министр — необычная фигура, часто не имеющая отношения к личному опыту испытуемого. Однако в любом случае необходимо соблюдать правило, для выполнения которого и создаются ролевые списки, — элементы должны репрезентировать изучаемую область конструирования. Это правило касается любых элементов. Если нас интересует представление испытуемых о людях и их взаимоотношениях, то в качестве элементов необходимо выбрать людей или взаимоотношения между ними. При этом всякий раз следует удостовериться в репрезентативности элементов. Можно выяснить репрезентативность элементов непосредственно у испытуемого, так же как и то, попадет ли каждый элемент в диапазон пригодности использования конструктов. Таким образом, если для упрощения процедуры мы исключаем из эксперимента ролевой список, это не означает отказа от проверки адекватности и репрезентативности используемых в решетке элементов.
Элементы и конструкты
Предположим, что вы хотите выяснить отношение испытуемого к определенным ситуациям (например, стрессовым ситуациям, провоцирующим заикание). В этом случае в качестве элементов следует использовать именно эти особые ситуации. В приведенной ниже ранговой решетке элементами являются ситуации, в которых данный испытуемый начинает заикаться. Используемые конструкты ча-
стично выявлены методом триад, а частично заданы, так как их значимость установлена в ходе интервью. Каждый элемент (Э) написан на отдельной карточке. Порядковый номер каждой карточки (от 1 до 11) наносится на обратную сторону, для того чтобы испытуемый ранжировал карточки, размышляя над элементами, а не запоминал их порядок. В данном случае использовались следующие элементы:
31 Я говорю в микрофон магнитофона.
32 Я разговариваю с друзьями или знакомыми.
33 Я разговариваю с незнакомыми людьми.
34 Я разговариваю с одним человеком.
35 Я разговариваю с несколькими людьми.
36 Я разговариваю с большой группой людей.
37 Я разговариваю с пожилыми мужчинами.
38 Я разговариваю с молодыми мужчинами.
39 Я разговариваю с пожилыми женщинами.
310 Я разговариваю по телефону.
311 Я разговариваю с молодыми женщинами.
Каждый конструкт также записан на карточке
и снабжен номером (он написан на лицевой стороне карточки). В данном случае использовались следующие конструкты:
Ситуация К1, в которой вы имеете дело с начальством или человеком старше вас.
Ситуация К2 в которой вам трудно понять или объяснить реакции партнера.
Ситуация К3, в которой вы заикаетесь.
Ситуация К4, в которой вы уверены в себе.
Ситуация К5, в которой вы возмущаетесь своим заиканием.
Ситуация К6, в которой вам неловко или тревожно.
Ситуация К7, когда кто-то относится к вам критически.
Ситуация К8, в которой вы хотите произвести хорошее впечатление.
Ситуация К9, в которой, как вы ожидаете, люди отнесутся к вам хуже, если вы будете заикаться.
Решетка
Ранговая решетка составляется следующим образом. Все 11 карточек с элементами выкладываются на столе перед испытуемым. Ему также предъявляется карточка с конструктом К1. Испытуемого просят назвать или указать элемент, лучше всего описываемый этим конструктом. В данном случае его спрашивают, какой из элементов лучше всего описывает ситуацию, в которой он имеет дело с начальством
Глава 2. Психодиагностика: практика
или с человеком старше по возрасту. Испытуемый указал на 10-й элемент (Я разговариваю по телефону). Карточка с этим элементом убирается со стола, и испытуемого просят снова найти среди оставшихся 10 карточек такую, которая бы соответствовала конструкту К1. Испытуемый указывает на 7-й элемент (Я разговариваю с пожилыми мужчинами). Экспериментатор убирает и эту карточку, на столе их остается только 9. Его опять просят найти такую карточку (из оставшихся 9), которая больше других соответствует К1. Процедура повторяется до тех пор, пока на столе останется только 1 карточка. Когда все 11 карточек проранжированы по этому конструкту (К1), экспериментатор вновь выкладывает карточки на стол, обязательно перемешав их. Это необходимо делать, чтобы исключить возможность появления случайных корреляций в том случае, если испытуемый будет указывать на карточки в таком же порядке, в котором они разложены. В конечном итоге после ранжирования 11 элементов по 9 конструктам мы получаем решетку, представленную в таблице 10.
Таблица 10