Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии
Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема соотношения теории и эмпирического материала. Решение вопроса об обоснованности и практической значимости информации. Качественные, количественные, качественно-количественные методы исследования и их характеристика. Эксперимент в социально-психологическом исследовании: типы, процедура. Классические эксперименты С. Милграма, Л. Фестингера. Изучение вербального и невербального поведения индивида, группы, нескольких групп в определенной социальной ситуации с помощью наблюдения. Виды, процедура и типичные ошибки наблюдения. Фокус-группа – метод изучения социальной перцепции, мотивации. Проективные техники и их процедуры. Социометрия как метод изучения состояния малой группы и личности в группе. Техника опроса. Правила и принципы конструирования анкет.
Этические проблемы в социально-психологическом исследовании.
Тема 4. Коммуникативная сторона общения
Межличностные отношения в системе общественных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Структура общения. Специфика коммуникативного процесса. Модель коммуникации (коммуникатор, сообщение, аудитория). Проблема смысла при усвоении информации. Вербальная система знаков. Язык как средство коммуникации. Экспрессивные функции языка. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира-Б. Уорфа. Жаргон как форма речевого поведения. Убеждающая коммуникация. Манипулятивные операции с информацией.
Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью. Невербальные системы знаков (оптико-кинетическая, паралингвистическая и экстралингвистическая, организация пространства и времени, визуальный контакт, ольфакторные сигналы), их анализ. Коммуникативная компетентность.
Тема 5. Взаимопонимание и социальное познание
Понятие социальной перцепции, ее формы. Экспериментальные исследования межличностного восприятия. Факторы, влияющие на социальное восприятие. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия. Модель рефлексивной структуры. Взаимодействие коммуникатора и реципиентов (модель Г. Гибша и М. Форверга).
Роль социальной аттракции в межличностном общении. Процесс формирования впечатлений. Значение процессов категоризации, стереотипизации в общении. Интерпретация причин поведения другого человека - феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Ошибки атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
Проблема точности межличностного восприятия и практические средства ее повышения. Психологические эффекты восприятия. Слабости и заблуждения социального мышления профессионального журналиста и возможности преодоления тенденциозности.
Тема 6. Психология конфликтных ситуаций
Психологическое содержание интеракции (взаимодействия). Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблема кооперации и конфликта в социальной психологии. Конфликт как воспринимаемая несовместимость действий или целей. Психологические традиции в изучении конфликта (подходы: психодинамический, ситуационный, когнитивистский). Современные тенденции в подходе к межличностным конфликтам: гуманистическая психология К. Роджерса.
Психологическая типология конфликтов (М. Дойч). Стили поведения людей в конфликте (сетка К.У. Томаса и Р.Х. Килменна). Признаки конфликта в сознании человека. Конфликтная личность и способы установления взаимопонимания с ней.
Конфликт как когнитивная схема. Особенности восприятия конфликтной ситуации. Социально-психологические методы регулирования конфликтов.