Социальная работа с молодежью
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К субъектам государственной молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
– сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
– привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
– обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
– предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
– обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
– содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
– недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
– создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
– расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
– реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Программа, сформированная на основе статистических данных, результатов социологических исследований положения молодежи в Российской Федерации, предусматривает следующее:
1. Создание системы информационного обеспечения молодежи.
2. Пути решения жилищной проблемы молодежи.
3. Поддержку молодой семьи.
4. Поддержку молодежного предпринимательства.
5. Решение вопросов занятости молодежи.
6. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи.
7. Поддержку талантливой молодежи.
8. Развитие художественного творчества молодежи.
9. Развитие массового спорта среди детей и молодежи.
10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи.
11. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха.
12. Международное молодежное сотрудничество.
13. Систему подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью.
14. Государственную поддержку деятельности детских и молодежных объединений.
15. Систему контроля за реализацией программы.
По данным государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политике, число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составило 21,1% от численности населения страны. Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему продолжает оставаться безработица.
В молодежной среде приобретает ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14–15 лет, 129,6 тыс. – 16–17 лет, 367,5 тыс. – 18–24 года, 244,3 тыс. – 25–29 лет. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 7%.
Основная масса наркоманов – молодые люди в возрасте 13–24 лет. За последние пять лет в 14 раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических средств.
Повсеместно возрастает количество случаев жестокого обращения с детьми, физического и психического насилия над подростками и молодежью.
Общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет 4,4% населения страны. В пограничном состоянии находятся еще 15–20 млн. человек, в большинстве – это дети и молодежь, нуждающиеся в квалифицированной помощи.
Острой социальной проблемой является детская беспризорность. Официальные органы оценивают число «социальных сирот» – детей, которым их родители не оказывают ухода и воспитания (как правило, это дети из семей риска, дети улицы), – в 2 млн., однако независимые эксперты считают, что это число в два раза занижено, и проводят аналогию между нынешней ситуацией и положением в России после октября 1917 г. и второй мировой войны.
В целом социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой социальными службами, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую социальную помощь осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% – информационную помощь молодежи.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
– центр социально-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях. Занимается профилактикой и предупреждением девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;
– консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
– приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
– центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
– центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.
Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской, Новосибирской, Астраханской, Волгоградской и Белгородской областях.
Создаются службы для молодежи, которые:
– оказывают поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставляют более широкий комплекс услуг);
– учитывают особенности молодежной субкультуры;
– разрабатывают и апробируют инновационные программы, привлекают общественные организации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
– создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
– выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
– оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
– достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
Контрольные вопросы
1. Каков статус современной российской семьи в обществе?
2. Каковы характерные социальные проблемы семьи и детей?
3. Какие учреждения, организации, службы оказывают социальные услуги семьям?
4. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей в обществе?
5. Каковы формы социальной работы с пожилыми людьми?
6. Какова сущность основных подходов к социальной защите инвалидов?
7. Что такое «социальная реабилитация» инвалидов?
8. Каковы основные направления государственной молодежной политики?
9. В чем сущность государственной молодежной политики? Каковы ее объекты и субъекты, принципы, цели и задачи?