Радость. эмпирическое изучение 4 страница
Печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность <оглянуться назад>. Замедление психических и соматических процессов, которым сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумывался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возможностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в нашей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро ощутить ценность жизни.
Кроме того, эмоция печали выполняет коммуникативную функцию, она сообщает самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии (Tornkins, 1963). Нагляднее всего эта функция проявляется в младенческом плаче (однако, как мы уже отмечали, ребенок, так же как и взрослый, может плакать не только потому, что переживает печаль). Выражая печаль, человек дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи. Иногда эту помощь он может оказать себе сам, руководствуясь своим переживанием печали, а иногда он получает ее от окружающих. Лицо, выражающее печаль, особенно если это лицо ребенка, обычно вызывает сопереживание и сочувственную реакцию со стороны окружающих; этот эффект был продемонстрирован в экспериментальном исследовании Савицки и Сима (Savitsky, Sim, 1974). Исследователи показывали испытуемым стандартизированные одноминутные фрагменты видеозаписи беседы между социальным работником и подростками, изображавшими малолетних преступников. Лицо каждого из подростков выражало определенную эмоцию - печаль, гнев или радость, либо обнаруживало полное отсутствие эмоций. Испытуемым сообщали о преступлении, якобы совершенном каждым из подростков, - причем эти преступления были одинаковы по своей тяжести, - и просили определить, какого наказания они заслуживают. Авторы обнаружили, что тем из подростков, чье лицо выражало печаль, испытуемые склонны были присудить более мягкое наказание, нежели тем, на чьем лице были написаны гнев или радость.
Печаль, как и любая другая эмоция, выполняет мотивационную функцию. Она может вызвать желание восстановить или упрочить связи с людьми. Печаль, вызванная разочарованием или неудачей, обычно побуждает к решению проблемы. <Негативная мотивация> в некоторой степени необходима человеку; благодаря ей мы откликаемся на собственные проблемы и на проблемы других людей. Но если проблема пугает нас, то мы скорее постараемся избежать ее, нежели приступим к ее решению. Эмоция страха настолько невыносима для человека, что не может обеспечить продолжительную мотивацию деятельности, направленной на разрешение проблемы. Поэтому овладение навыками полного подавления печали может оказаться вредным для человека, ибо эмоция печали имеет важное мотивационное значение для обеспечения личностного роста.
Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эм-патии. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает ее обратить внимание на ребенка, успокоить его (Huebner, lzard, 1988). Любопытным представляется факт, что печальные переживания могут мотивировать и альтруистическое поведение, и поведение, направленное на самоудовлетворение. Это происходит тогда, когда эмоция печали вызвана когнитивными процессами (например, воспоминанием о печальном событии). Если человек вспоминает о печальном событии, произошедшим с ним, то он испытывает жалость к себе, однако если это событие произошло с его другом или любимым человеком, то его внимание сосредоточено на несчастьях другого, и в этом случае он скорее всего испытает жалость и сострадание, будет стремиться помочь ближнему (Moore, Underwood, Rosenhan, 1984).
Печаль и физиологические драйвы
По мере научения человека, приобретения им эмоционального опыта, любая из переживаемых им эмоций может вступить в устойчивую взаимосвязь с другой эмоцией. Как мы уже говорили, определенные условия могут привести к формированию устойчивой интеракции <печаль-вина>. Так, например, печаль вызывает у ребенка слезы, но само желание заплакать, в свою очередь, может порождать у него чувство вины. Точно так же в процессе развития эмоционального опыта переживаемые человеком эмоции могут вступать во взаимодействие с физиологическими драйвами. Так, эмоция печали часто бывает сопряжена с половым влечением. Печаль, вызванная утратой любимого человека или разрывом с ним, сопровождается чувством одиночества. Разрыв с любимым человеком не только лишает нас любви и сексуального удовлетворения, но и заставляет с особенной остротой ощутить свое одиночество и изолированность. В таких случаях естественная потребность человека в привязанности, любви, сексуальной близости может вступить во взаимодействие с эмоцией печали, и тогда человек, еще не пережив свою печаль, начинает искать интимных отношений, которые восполнили бы утрату. Этот поведенческий паттерн, характеризующийся разрывом старых любовных отношений и поиском новых, регулярно повторяясь, может привести к формированию устойчивой связи между эмоцией печали и сексуальным влечением.
Такого рода связь между печалью и сексуальными переживаниями может развиться и исключительно на основе романтических фантазий. Если человек отдает слишком много эмоциональной энергии отношениям, которые существуют только в его воображении, то крушение связанных с ними надежд может приводить к тем же последствиям, к каким приводит разрыв реальных отношений. Связь между печалью и сексуальными переживаниями в огромной степени обусловлена тем, что и эмоция печали, и сексуальные потребности участвуют в формировании чувства привязанности, поскольку их ослабление или удовлетворение возможно лишь посредством укрепления или углубления социальных связей.
Эмоция печали взаимодействует и с другими физиологическими драйвами. Печаль переживается человеком как уныние, хандра. Если человек попытается преодолеть это неприятное физиологическое состояние, побаловав себя <чем-то вкусненьким>, например шоколадом или другими продуктами с высоким содержанием сахара и кофеина, то он может пережить мгновенное, хотя и временное, чувство подъема, которое притупит ощущение вялости и слабости. В течение некоторого времени такой человек будет чувствовать оживление, его уже не будет так угнетать бремя печали или депрессии. Однако регулярное обращение к вкусной пище, как способ освобождения от печали, может привести к формированию устойчивой связи между эмоцией печали и пищевым поведением, что в свою очередь может создать предпосылки для формирования пищевых нарушений и избыточного веса.
В тех случаях, когда человек расстраивается по поводу своего избыточного веса или боится набрать лишний вес, можно говорить о взаимодействии пищевого драйва с эмоциональным паттерном <печаль-гнев>. Человек ест, чтобы освободиться от печали, и при этом корит себя за невоздержанность. Если при этом он начнет полнеть и все более отчаянно обвинять себя в этом, то можно сказать, что он прямой дорогой идет к депрессии.
Утомление также может вносить свою лепту в эмоцию печали, и при определенных условиях между ними также может сформироваться взаимосвязь. Если вы устали от работы и не удовлетворены ее результатом, то вы, естественно, одновременно испытываете и утомление, и уныние. Чувство утомления отражается на вашей физической, умственной и социальной активности. Любая деятельность, включающая в себя многократное повторение одних и тех действий, даже та, которая прежде нравилась вам, теперь только утомляет вас. Если такая деятельность является частью вашей работЬ1 и вы скептически смотрите на конечную ценность своего труда, то комплекс чувств <усталость-уныние-печаль> может перерасти в чувство глубокого разочарования.
РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИИ ПЕЧАЛИ
Проблема социализации конкретных эмоций почти не изучена экспериментально. Интересной и плодотворной представляется теория социализации страдания (дистресса), выдвинутая Томкинсом. Его определение страдания включает в себя и соматические и психические компоненты. Однако описанное им мимическое выражение страдания больше похоже на мимическое выражение печали, чем на выражение физического ощущения боли (lzard, Hembree, Dougherty, Spizirri, 1983). Том-кинс выдвигает гипотезу о прямой зависимости между специфическим мимическим выражением и специфическим переживанием. Поскольку его описание мимического выражения страдания соответствует описанию мимического выражения печали и поскольку он включает эмоцию печали в свое описание процесса переживания страдания, то мы, представляя его теорию социализации страдания, будем пользоваться понятием <печаль> там, где Томкинс использует понятие <страдание>. Данная модель социализации печали в некоторых своих положениях может быть распространена на другие эмоции, и поэтому мы представим ее достаточно подробно.
В модели Томкинса (Tornkins, 1963) выделяются четыре основных способа социализации печали: а) с помощью наказания (карательный тип); б) с помощью поощрения; в) с помощью частичного поощрения; г)с помощью разнородных средств (смешанный тип). Томкинс пишет:
Мы говорим о карательном типе социализации страдания-боли [то есть печали] тогда, когда страдание, а вернее говоря выражающий его плач, влечет за собой наказание или игнорируется, когда страдание и плач не вызывают действия, направленного на устранение источника страдания. Подобная карательная социализация может быть как постоянной, последовательной, так и периодической (р. 88).
Социализация печали через наказание
Данный тип социализации печали имеет место тогда, когда слезы ребенка вызывают негативную реакцию взрослых, когда родители или воспитатели наказывают ребенка за то, что он плачет, игнорируя причину его слез. Наглядным примером тому может служить поведение родителя, который одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать, и за слезы, вызванные потерей любимой игрушки. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль, и ребенок, выражая ее, наталкивается на еще большее недовольство родителей. По мнению Томкинса, эта ситуация замкнутого круга, из которой <нет выхода>, которая не дает ребенку возможности выразить печаль или порожденный ею гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание, становится источником компульсивного поведения, самоизоляции, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, экстернализации всех форм печали, а также источником постоянной апатии и усталости. Если же родители не только не запрещают ребенку выражать печаль, но и помогают ему преодолевать ее, то со временем ребенок может достичь достаточной степени самоуважения и уверенности в себе.
Карательная социализация страдания [печали], пробуждая страх, снижает терпимость к боли. Крик страдания является естественной реакцией человека на боль. Если этот врожденный ответ сдерживается страхом наказания, то страх перед болью значительно возрастает. ...Боль - тяжелое испытание, а в союзе со страхом она практически невыносима. ...По-видимому, более высокая толерантность к боли, которая в нашей культуре отличает женщин от мужчин и которая характерна и для женщин и для мужчин восточных культур, обязана своим происхождением менее карательному типу ранней социализации страдания (Tornkins, 1963, р. 93).
Если отец постоянно реагирует раздражением на плач сына, если он наказывает его за слезы, то в сознании мальчика может сформироваться устойчивая связь между печалью и страхом. Повторяющийся эмоциональный опыт заставляет ребенка усвоить, что плач влечет за собой боль наказания. У детей ожидание боли является сильнейшим активатором страха. Таким образом, эмоция печали ассоциируется с эмоцией страха. Ребенок может не отдавать себе отчета в том, как сформировалась эта взаимосвязь, а с возрастом и вовсе забыть о ней. В этом случае ситуации, вызывающие печаль, становятся почти непереносимыми для него, ибо в печали он наполнен дурными предчувствиями, его гнетет страх. И несмотря на все попытки разобраться в своих чувствах, понять их причину, он не в состоянии осознать взаимосвязь между этими противоречивыми чувствами - печалью и страхом - и теми наказаниями, которым он подвергался в детстве, когда плакал от боли или обиды.
Социализация печали через поощрение
Поощряющий тип социализации печали характеризуется тем, что родители пытаются успокоить ребенка и предпринимают действия, направленные на устранение стимула, вызвавшего печаль. Последнее обстоятельство представляется особенно важным, ибо если родители ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то это создает предпосылки для развития инфантилизма у ребенка. Но если родители оказывают реальную помощь ребенку, если они не только утешают его, но и активно ищут способы устранения негативных раздражителей, то возможности ребенка выражать печаль, бороться с ней и побеждать будут гораздо более развитыми. Томкинс считает, что такое обращение способствует формированию чувства доверия, честности, готовности к сотрудничеству и помощи, воспитывает в человеке мужество и устойчивость к фрустрации. При таком типе социализации человек научается переживать и преодолевать печаль; он знает, что она неизбежна, но он также знает, что на смену ей придет радость; его отношение к себе и к жизни в целом отличается оптимизмом. Таким образом, данный тип социализации печали является гораздо более продуктивным, чем карательный. Использование в семье тех или иных методов социализации печали зависит от прошлого опыта родителей и их глубинных аффективно-когнитивных ориентаций, но биологически обусловленные особенности ребенка (например, пороги возникновения позитивных и негативных эмоций) также играют серьезную роль. Ребенок с низким порогом эмоции печали плачет чаще и горше, чем ребенок с высоким порогом данной эмоции. Очевидно, что такой ребенок вызывает раздражение чаще, чем радостный или просто спокойный ребенок, улыбка которого воздействует на родителей совершенно иначе, чем плач.
Социализация печали посредством частичного поощрения
По мнению Томкинса, данный тип социализации печали в конечном итоге может привести ребенка к алкоголизму и наркомании. Он характеризуется тем, что родители просто целуют, обнимают и ободряют плачущее дитя, не предпринимая никаких попыток устранить причину его печали или довести ее до его сознания с тем, чтобы в будущем ребенок мог самостоятельно справиться с ней. При систематическом использовании данного метода ребенок, повзрослев, будет неспособен переносить и преодолевать печаль: всякий раз, сталкиваясь с нею, он будет искать возможности отвлечься и забыться - физически, психически, эмоционально или социально, - что само по себе не может устранить причину его страдания.
Смешанные методы социализации печали
Вышеописанные формы социализации печали, как правило, не применяются <в чистом виде>; реальный процесс социализации часто сочетает в себе разные методы, и комбинации этих методов могут быть самыми разнообразными. Так, в разные периоды жизни ребенка родители могут использовать различные приемы, например, в младенческом возрасте применять поощряющий метод, а в более старшем - перейти к карательному. Смешанный тип социализации может заключаться в использовании отцом и матерью разных методов социализации печали. По мнению Том-кинса, результатом смешанных форм социализации печали являются замедление процесса личностной интеграции, социальная неудовлетворенность, повышенная заинтересованность в поддержании межличностных отношений и боязнь конфликтов. Кроме того, человек, прошедший в детстве подобную школу социализации печали, не обнаруживает сколько-нибудь выраженных личностных реакций на различные факторы окружения; его реакция на конкретную ситуацию обусловлена той формой социализации печали, которая применялась к нему в детстве. Наглядный пример тому - применение поощряющего метода социализации печали при интимном общении и карательного - при публичном общении.
Для эффективного взаимодействия с печалью ребенка родители должны уметь использовать разные методы. Сначала они могут просто посочувствовать ребенку с тем, чтобы он знал, что мама и папа разделяют его горе. Затем они должны успокоить его и по возможности устранить причину его печали; в идеале эти усилия, направленные на устранение причины печали, должны быть совместными. И наконец, родители должны ободрить ребенка, оказать ему поддержку, сделать все необходимое для того, чтобы он мог самостоятельно справиться с трудной ситуацией. Только в этом случае ребенок научится эффективным стратегиям преодоления печали.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕЧАЛИ С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ, КОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ПОВЕДЕНИЕМ
Взаимодействие печали и гнева
Из всех возможных интеракций, в которые вступают друг с другом эмоции, самой распространенной является интеракция <печаль-гнев>. Наблюдения за новорожденными детьми показали, что уже в 4-месячном возрасте младенцы реагируют на причиняемую им уколом боль мимическим выражением, в котором одновременно обнаруживаются признаки гнева и печали (lzard, Hembree, Huebner, 1987).
Томкинс (Tornkins, 1963) предположил, что печаль является врожденным активатором гнева. Все, кому знакомо чувство уныния, хандры, знают, что оно сопровождается переживанием гнева, - человек сердится на себя или ругает других за свои несчастья. Гневная реакция отца на печаль ребенка также может быть обусловлена интеракцией <печаль-гнев>. В данном случае отец сердится не на ребенка, а на источник его печали. Эмоция гнева может также служить противодействием страху, что позволяет нам предположить возможность существования связи между печалью, гневом и страхом. Источником этой сложной аффективной ориентации может стать, например, следующая ситуация. Мальчик сидит один в машине, где его оставил отец, зашедший в магазин, чтобы сделать покупки. Уже поздний вечер, вокруг темно и этот район города незнаком мальчику. Ему одиноко, он плачет. Время идет, но отец не возвращается, и мальчик начинает сердиться. Вскоре ему становится страшно. Оставленный один в незнакомом месте, он боится одиночества, темноты. Страх усугубляет печаль, и мальчик плачет еще горше, еще жалобнее. Если же он как следует рассердится на отца, то гнев ослабит и страх, и печаль. Регулярное повторение такой ситуации может привести к тому, что ребенок, оказываясь в ситуации, вызывающей страх или печаль, будет всякий раз испытывать гнев. Вопрос о роли интеракции <печаль-гнев> в формировании депрессии будет подробно рассмотрен нами в разделе, посвященном депрессии.
Связь между печалью и страхом
Поскольку эмоция страха изнуряет человека, ослабляет его психическую активность, интеракцию <печаль-страх> можно считать важным фактором адаптации. Связь между печалью и страхом может сформироваться при различных условиях.
Так, например, если ребенок, оставаясь дома один, плачет, а родители наказывают его за это, то эмоция печали может стать условным активатором страха. Если интеракция <печаль-страх> генерализуется, если человек всякий раз, испытывая печаль, реагирует страхом, то при частом повторении печальных ситуаций разрушительное воздействие страха приобретает тотальный характер, приводит к серьезным нарушениям адаптации. Такой человек даже не будет пытаться решить встающие перед ним проблемы, он будет жить в страхе, с ужасом ожидая каждого наступающего дня, будет избегать новых, незнакомых ему ситуаций, людей и отношений. Его усилия будут направлены на то, чтобы избежать страдания и обстоятельств, сопряженных с ним, а не на то, чтобы научиться управлять причинами, вызывающими страдание.
Интеракция <печаль-страх> может также лежать в основе трусости, неспособности терпеть боль. Зачастую боль активирует эмоцию печали. При наличии сильной, устойчивой связи между печалью и страхом формируется цепочка <боль -^ печаль -> страх>, и в результате любая ситуация, сопряженная с болью, вызывает у человека панику. Вопрос о роли интеракции <печаль-страх> в процессах индивидуализации и в формировании невротической тревоги будет обсуждаться в главе 10.
Взаимодействие печали и стыда
Эмоция печали может вступать во взаимодействие с эмоцией стыда. Если родители постоянно выказывают плачущему ребенку презрение или безразличие, он может начать испытывать стыд всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом печаль становится активатором стыда, и этот эмоциональный паттерн может привести к развитию такой черты, как болезненная стеснительность.
Если отец стыдит плачущего ребенка, говорит ему, что <нужно не плакать, а что-то делать>, то любая трудная ситуация начинает вызывать у ребенка стыд. Ребенок стыдится не только того, что ему хочется плакать, но еще и своей пассивности, неспособности изменить ситуацию. По мнению Томкинса (Tornkins, 1963), такая связь между печалью и стыдом в конечном итоге может привести к экстернализа-ции печали. Это означает, что главной заботой человека становятся несчастья и беды, но он концентрирует внимание не на переживании печали как таковом, а на внешних объектах и ситуациях. Не умея прочувствовать собственную печаль, он не способен понять печаль другого человека, и потому не способен к сопереживанию и состраданию.
Кроме того, вышеописанная интеракция может налагать запрет на переживание печали и на ее проявления. Если ребенок усваивает, что плакать <нехорошо>, то любое переживание печали может вызывать у него чувство вины.
Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами
Несомненно, эмоция печали влияет на перцептивно-когнитивные процессы. В печали человек воспринимает мир как угрюмый и хмурый. Печаль приводит к отчуждению и изоляции. Однако нельзя рассматривать эмоцию печали только в негативном ключе. В определенных случаях, например в случае утраты или разлуки, печаль является уместной, единственно возможной эмоцией и требует адекватного выражения. Она объединяет людей, приводит к восстановлению и укреплению семейных и дружеских связей.
Печаль извещает человека о том, что нечто неладно в нем самом и в мире, его окружающем. По сравнению с эмоцией страха печаль не оказывает столь тормозящего воздействия на когнитивные процессы. Обычно, переживая печаль, человек в состоянии осознать случившееся несчастье или проблему. Печаль побуждает человека к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин.
Адекватно выражая свою печаль, мы получаем поддержку и помощь окружающих. Вы знаете по собственному опыту, что печальное выражение лица, особенно если это лицо друга или любимого, побуждает окружающих оказать человеку поддержку. Мимическое выражение печали автоматически пробуждает в нас эмпатию и сострадание.
Частота и интенсивность переживания человеком печали влияют на его образ <Я>, или Я-концепцию. Если вы часто хандрите, испытываете уныние, то вы, естественно, воспринимаете себя как печального, грустного человека. Мы уже говорили о том, что эмоции могут быть вызваны фантазиями, воспоминаниями и представлениями. Переплетение представлений о самом себе с воспоминаниями и с чувствами, которые вы испытываете к себе, в значительной мере определяет ваше восприятие мира и ваши поступки. Если вы воспринимаете себя как грустного человека, то таким же грустным будет казаться вам мир. Подобная Я-концепция сопряжена с хроническим чувством уныния, с низкой самооценкой, с чувством собственной неэффективности, с переживанием неспособности разрешить повседневные проблемы.
Говоря об особенностях переживания печали и о ее последствиях, мы подчеркивали, что печаль замедляет не только физическую, но и умственную активность человека, и этот эффект был подтвержден результатами эксперимента по изучению влияния экспрессивных компонентов печали, демонстрируемых матерью, на эмоциональную экспрессию и игровую активность младенца (Termine, lzard, 1988).
В эксперименте приняли участие 36 женщин и их 9-месячные дети (18 мальчиков и 18 девочек). Процедура эксперимента была следующей. По просьбе экспериментаторов женщина на глазах у ребенка выражала мимикой и голосом эмоцию радости или печали. После двухминутного периода индукции она продолжала выражать заданную эмоцию, а ее ребенок в это время играл с одним из четырех наборов игрушек. Эмоциональную экспрессию ребенка оценивали с помощью анатомически обоснованных систем объективного кодирования (lzard, 1979; lzard, Dougherty, Hembree, 1983), а его игровую активность оценивали с помощью независимой системы (Belsky, Most, 1981). Кроме того, экспериментаторы регистрировали время, в течение которого ребенок смотрел на мать. Результаты эксперимента согласуются с основными положениями теории дифференциальных эмоций. Так, было обнаружено, что ребенок выражает радость и больше смотрит на мать тогда, когда она демонстрирует радость, и наоборот, он чаще выражает печаль или гнев и меньше смотрит на мать тогда, когда она демонстрирует печаль. Кроме того, при радостном обус-ловливании дети проявляли более высокую игровую активность, чем при печальном обусловливании (рис. 9-5). Таким образом, наблюдения за эмоциональной экспрессией и игрой младенцев показали, что мать способна индуцировать печаль ребенка, а дети способны сопереживать печали матери.
Эмоция печали оказывает достаточно глубокое влияние на игру младенца. У всех млекопитающих молодые особи большую часть бодрствования отдают игре. Детская игра легко стимулируется, и ее трудно остановить. Тот факт, что кратковременное выражение печали матерью смогло оказать существенное (тормозящее) воздействие на игру младенца с привлекательными для него игрушками, служит прекрасным подтверждением коммуникативной функции печали и доказательством ее влияния на умственную и двигательную активность.
РЕГУЛЯЦИЯ ПЕЧАЛИ
Как и в случае любой другой эмоции, существуют три способа (не считая лекарственных и наркотических) регуляции печали: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.
Первый тип регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в данный момент, с тем чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность. Когнитивная регуляция предполагает использование процессов внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Моторная регуляция предполагает вовлечение произвольно управляемых мышц в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания. Эффективная эмоциональная регуляция, как правило, является результатом совместной работы чувства, мысли и действия. Так, например, в печали нам бывает трудно вызвать у себя приятные переживания. Однако если вам удастся переключить свое внимание на события или деятельность, которые обычно вызывают у вас интерес или радость, то вероятность того, что вы преодолеете печаль, резко возрастет. Если при этом вы еще и активно займетесь деятельностью, которая вам интересна, которая требует от вас физической и умственной самоотдачи, то вы наверняка испытаете радость и победите печаль.
РЕЗЮМЕ
Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Прототипической ситуацией печали является акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним.
Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Экспериментальные исследования обнаружили, что в ситуации печали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласуется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматривают динамику печали при депрессии и горе.
Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.
Социализация печали через наказание может стать источником компульсивно-го поведения, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивидуальности, неспособности переносить боль. Социализация печали через частичное поощрение и смешанные формы социализации могут привести к нарушениям процесса формирования личности.