Скипетры

СУДЬБА

НА СТУПЕНЯХ

ЗОЛОТОГО ТАРО

2 книга

Синтез Астрологии, Нумерологии,

Каббалы и Магии как Система Психологического

Изучения Человека и его СУДЬБЫ

МОСКВА

ГЕЛИОС

© ТОО «Гелиос», г. Москва

ISBN 5-86619-003-6

ОГЛАВЛЕНИЕ

Числа............................................................................................................................... з

Единица.................................................................................................................. 4

Двойка ....................................................................................................... —

Тройка ...................................................................................................... 7

Четверка ................................................................................................... 8

Пятерка................................................................................................................ 10

Шестерка........................................................................................................... 11

Семерка ........................................................................................................... 12

Восьмерка......................................................................................................... 13

Девятка.............................................................................................................. 14

Десятка....................................................................................................... 15

Масти................................................................................................................... 17

Астрологические соответствия........................................................... 21

Скипетры..................................................................................................... 24

Кубки........................................................................................................... 27

Пентакли.............................................................................................................. 30

Мечи ................................................................................................................... 33

Малые (младшие) Арканы Таро............................................................ 35

Король скипетров................................ 36

Королева скипетров ...................... ...... 38

Рыцарь скипетров................................ 41

Паж скипетров.................................. 44

Десятка скипетров .............................. 47

Девятка скипетров ................................. 50

Восьмерка скипетров................................. 53

Семерка скипетров............................... 56

Шестерка скипетров.............................. 59

Пятерка скипетров .............................. 62

Четверка скипетров ............................. 65

Тройка скипетров....................... ... 68

Двойка скипетров................................ 70

Туз скипетров..................................... 73

Король кубков..................................... 76

Королева кубков ................................... 79

Рыцарь кубков..................................... 82

Паж кубков.................................... .. 85

Десятка кубков ................................................................................................ 88

Девятка кубков................................................................................................. 90

Восьмерка кубков ........................................................................................... 93

Семерка кубков................................................................................................ 96

Шестерка кубков.............................................................................................. 98

Пятерка кубков ............................................................................................. 100

Четверка кубков ........................................................................................... 103

Тройка кубков................................................................................................. 106

Двойка кубков............................................................................................ 108

Туз кубков................................................................................................... 110

Король мечей ........................................................................................... 114

Королева мечей....................................................................................... 117

Рыцарь мечей........................................................................................... 119

Паж мечей................................................................................................. 122

Десятка мечей.................................. 124

Девятка мечей.................................. 127

Восьмерка мечей .................................. 130

Семерка мечей .................................... 133

Шестерка мечей.................................... 135

Пятерка мечей .................................... 137

Четверка мечей ................................... 140

Тройка мечей ..................................... 143

Двойка мечей ..................................... 145

Туз мечей........................................ 147

Король пентаклей........................................................................................ 151

Королева пентаклей .................................................................................. 154

Рыцарь пентаклей....................................................................................... 157

Паж пентаклей.............................................................................................. 160

Десятка пентаклей ...................................................................................... 163

Девятка пентаклей ................................................................................. 166

Восьмерка пентаклей ................................................................................. 168

Семерка пентаклей . .................................................................................. 170

Шестерка пентаклей................................................................................... 173

Пятерка пентаклей ..................................................................................... 175

Четверка пентаклей ................................................................................... 178

Тройка пентаклей ................................................................................... 180

Двойка пентаклей.................................................................................... 183

Туз пентаклей........................................................................................... 185

ЧИСЛА

С древних времен философы, которые остро чувствовали текучесть и несовершенство всех материальных форм, искали незыблемые неизменяемые сущности. Мир же материи уподоб­лялся реке, вечно текущей, вечно изменяющейся. Таким об­разом, было разработано учение о первоэлементах. Некоторые философы сводили все к борьбе и единству двух начал, некото­рые видели подтверждение в различных троичных схемах. Ки­тайская древняя философия выработала схему пяти стихий (точнее, четырех, соединяющихся в одной). Картина мира по Платону— это мир чистых образов, которые отражаются в веч­но текущей реке материи. Однако было и другое направление.

Пифагор, основатель одного из наиболее загадочных и мис­тических учений, в качестве незыблемых сущностей, лежащих в основе любого творения, рассматривал числа. Каббала также отразила эти представления. Впоследствии мы обнаруживаем их в Таро. Пифагорейцы рассматривали количественные соот­ношения как нечто абсолютно незыблемое, выражали их через числа, которым приписывали как арифметическое, так и гео­метрическое содержание. До сих пор в науке отсутствует точное определение понятия числа. О природе чисел спорят, есть такая отрасль в математике— теория чисел, ныне, бурно развива­ющаяся. Особенно остро вопрос о природе чисел дебатировал­ся в начале века. В настоящее время мы принимаем числа как аксиомы. Итак, числа в их смысловом содержании.

ЕДИНИЦА

Единица символизирует собой как бы «ящик Пандоры», Все­ленную, сведенную к точке, вещь в себе, нечто, находящееся в скрытом, латентном состоянии. Единица, если пользоваться «могучими метафорами»,— это Вселенная накануне большого взрыва, только Вселенная не рассматриваемая со стороны (ибо пространство— часть Вселенной), а Вселенная в себе. Еди­ница— это яйцо. Кто из него вылупится? Неизвестно. Древние называли единицу по-разному. Это монада, что означает «еди­ная»; это плерома, то есть многообразие, сведенное к единому. Мы так и будем рассматривать единицу как некое многооб­разие, которое сведено к единице.

О единице трудно говорить. Это именно вещь в себе. Трудно сказать, куда, в каком направлении раскроется единица, но силы в ней заключено немеряно. Если в раскладе Вам выпадает единица, а в картах единице соответствует Туз, то это означает возможное начало какого-то большого процесса. Как из зер­нышка вырастает дерево, так из единицы может вырасти про­цесс. Конечно, уровень реализации назначаете Вы сами. Туз (единица) Кубков может означать и новый телевизор, и начало большого чувства.

С единицей и сущностью единицы много работают дзен-буддисты. Фактически весь дзен — это медитация на единицу.

Человек, осознающий себя, проводящий грань между «Я» и «не-Я», разделяющий субъективное и объективное, «работает по единице».

ДВОЙКА

Представьте себе небо и землю. Два несовместимых поня­тия. В натурфилософии небо всегда символизирует собой актив­ное начало — ян, земля же пассивна— инь. Небесные процес­сы управляют земными, а не наоборот. Поставим в соответствие небу единицу, а земле двойку и сделаем следующее утвержде­ние: единица начинает ряд нечетных чисел. Нечетные числа —

мужские числа. Двойка начинает ряд четных чисел. Четные числа — женские числа. Эту нехитрую схемку читателю полезно меть в виду, запоминая символику чисел.

Второе утверждение. Чем больше число по модулю, тем «слабее» оно, тем более специфичным содержанием оно на­полняется. Самые сильные числа— первые семь. Они со­ответствуют семи основным планетам, септенеру. Единица за­мкнута в себе. Это точка. Нет ни пространства, ни измерений. Только точка. Символ единицы— Брахма, Вселенная, все­ленский разум. Когда Брахма начинает думать себя, обретать «я», он начинает разделять «Я» и «не-Я». Он начинает про­тивопоставлять «Я» и «Другое». Мир во всем многообразии есть просто результат вечного самоосознания Брахмы— так учили древнеиндийские мудрецы.

Мы можем привести как пример рождение Евы из ребра Адама. Внешняя активная сила (Бог-Творец) отделяет от Адама некую часть, ребро, создавая Еву. В терминах единицы-двойки отделение есть логическое отрицание. Поэтому отделение от мужского начала (Адам) приводит к появлению женского нача­ла (Евы). Символический процесс разрушения единства (один), разделения на два в жизни воплощается в процессе родов. Одна дама, описывая свои переживания в момент родов, под­черкивала, что более всего непереносимым было для нее осоз­нание: вот я одна, но почему нас двое?! Аналогично пережива­ется процесс любой ампутации (нарушение целостности, приве­дение на уровень числа два), когда человек с недоумением смотрит на свою отрезанную руку. Значим и экзистенционально переживаем и обратный процесс, процесс слияния двух в одно. В христианстве обряд венчания недаром считается таинством. Два отдельных человека как бы сливаются в некую единую сущность. В простонародье это экзистенциальное действо выра­зилось в поговорке «муж и жена — одна сатана».

Человек начинает рассматривать себя не как единицу, а как неотъемлемую часть единого целого. Впоследствии это перехо­дит и на уровень физического тела. Замечено, что при устояв­шемся браке один супруг редко переживает другого надолго.

Двойка— единство и борьба двух противоположностей, ян и инь. Логика на уровне «или — или»; качели — я или ты. Или я, или другой я; или порознь, или вместе. Два— это плюс и минус, при сложении они дают ноль. В физике этому будет эквивалент­но соединение материи и антиматерии— аннигиляция. Два че­ловека, вовлеченных в отношения двойки (парная медитация), выходят из социальных отношений. Читатель, наверное, имел в жизни возможность пронаблюдать это на собственном опыте. Свадебное путешествие молодоженов — типичная модель.

Два— это или непримиримые антитезы, или союз двух взаи­модополняющих начал:

«Мы с тобою неразлучные,

Неразлучные враги.»

Есть в соционике такой термин: дуал, то есть, человек, с которым тебе хорошо. Вы можете и не знать, что он ваш дуал, вы можете видеть его в первый раз, но вот он заговорил, и вы млеете.

На низком уровне двойка обычно реализуется как непри­миримая борьба. На высоком как крайне тесный союз. В ми­ровой литературе, да и в жизни мы находим примеры и того, и другого: враги, которые становятся друзьями; Иван Иванович, который поссорился с Иваном Никифоровичем; князь Мышкин и Рогожин.

Число «два» оказывается часто очень значимым в любви. Страх уничтожения своего «я», потери себя (переход на высшую двойку) часто заставляет людей расходиться или вступать друг с другом в единоборство (низкая двойка). Распространенный мифологический и фольклорный мотив: дева-богатырша выхо­дит с женихами на единоборство. Мы видим столкновение двух сильных личностей, которые любят друг друга и вынуждены постоянно расходиться: это почти все знаменитые дамские ро­маны— и «Унесенные ветром», и «Джен Эйр», и «Поющие в терновнике».

В картах двойка также проявляется двойственно. На быто­вом уровне при работе с картами двойка означает, кроме того, установление связей, то есть соединение А и Б. Например,

телефонный звонок, письмо, телеграмма, весть. Но в целом следует иметь в виду, конечно, то первичное базовое наполне­ние двойки, о котором мы только что говорили.

ТРОЙКА

Исходное противоречие двойки снимается ведением допол­нительной единицы, дополнительной сущности. Мы получаем тройку— символ абсолютной гармонии на уровне идеи, на «чистом», так сказать, уровне. Тройка— это двое с их нераз­решимыми противоречиями плюс третейский судья. В тройке инь-ян уравновешиваются через дэн; в тройке положительное и отрицательное постоянно соединяются, взаимоуничтожаются, взаимообновляются и переходят друг в друга. Небо соединяется с Землей на уровне человека; Человек— посредник между Небом и Землей. В религиозных системах, признающих дуализм добра и зла, Сатана борется с Богом на уровне человека (воплощение порядка и воплощение хаоса). На бытовом уровне единица— мужчина и двойка—женщина, соединяясь, порож­дают третьего, ребенка. Образуется триада.

Двойка распадается легче, чем тройка, ибо в основе ее лежит противоречие; на уровне тройки противоречие снято, она сгармонизирована, устойчива и жестка. Недаром говорят: «Двое— не семья». Любой плотник скажет вам, что тре­угольник — жесткая фигура. Квинтэссенция математики — до­стижение состояния тройки. То есть: сперва ищется решение для какого-то одного класса задач; потом ищется решение для противоположного класса задач; потом ищется общее решение. Если двойка может быть символизирована отрезком прямой, т. е. имеющей одно измерение, то тройка как бы лежит на плоскости, как бы задает эту плоскость и определяет их. Двойка напрочь выходит из любых социальных отношений (плоскость), тройка вписана в социальные отношения, но только эти отношения должны быть очень конкретными, узко специализироваными. Иными словами, тройка требует для своего существования особой совокупности условий. На уровне

человеческих отношения тройка символизируется либо триадой мать-отец-ребенок, либо пресловутыми «любовными треуголь­никами». Что касается последних, то упомянутая совокупность условий проявляется там особенно ярко. Смените социальную обстановку, и треугольник, скорее всего, развалится.

Символика числа три, кажется, общеизвестна. Это всевоз­можные триады, троицы, троичности, как-то: три мира (небес­ный, средний, нижний), троица божеств (Осирис-Исида-Гор; Амон-Хонсу-Мут); Марс-Венера-Меркурий; Бог-Отец-Бог-Сын-Бог-Дух Святой; знаменитая библейская триада пророк-патри­арх-царь; вчера-сегодня-завтра (в грамматике), священный слог «А11М» имеет три основных звука. Все наиболее удачные схемы деления / классификации, когда-либо созданные человеком, тя­готеют к числу три или же следующему за ним числу четыре. Пример троичных схем: тезис-антитезис-синтез (Гегель); супер-Эго, Эго, Оно (Фрейд); взрослый-ребенок-родитель (Берн). Трой­ка означает гармонию, достигаемую на умозрительном уровне. На уровне физическом, социальном тройка может давать фик-сированность, застой, то есть, собственно говоря, воплощаться в формы не очень-то гармоничные. Тут уместно сделать следу­ющее замечание:

Первые числа суть важнейшие, они несут на себе наиболь­шую смысловую нагрузку. Мы уже говорили о соотношении один — два, Небо — Земля. Следующая пара три — четыре даст нам соотношение между гармонией на уровне идеи (три) и ее земным воплощением, неизбежно огрубленным (четыре). Из мира первоначал ян-инь-дэн (тройка) мы опускаемся на уро­вень материи, где те же три первоначала воплощаются в четы­рех первоэлементах (огонь, земля, воздух, вода).

ЧЕТВЕРКА

Воплощение в форме. Идея, отраженная в форме. Форма как сдерживающий фактор. Граница, ограничение. Если тройка неизменяемая, нетленная, то четверка— преходящая, времен­ная категория. Четверка— это удержание материи от распада

в рамках формы. Существует большое количество схем, постро­ений, восходящих к символике числа четыре. Число 4— сугубо земное число, поэтому все тетрады присущи именно земному существованию. Четверка— это мир геометрических (стерео­метрических) фигур. Это трехмерное эвклидово пространство. Очень своеобразным воплощением соотношения «три— четы­ре» является знаменитая теорема о трех перпендикулярах, которая гласит, что через любую точку трехмерного пространст­ва могут быть проведены лишь три и только три взаимоперпен­дикулярные прямые.

Всякая форма, символизируемая четверкой, будет очень неизбыточна, схематична, будет сводиться к тем или иным простейшим фигурам: куб, пирамида, призма— то, чем нас в свое время доставали на уроках геометрии.

Вот примеры четверичных схем. В древней Индии жизнь человека разделялась на четыре части: первая —детство, чело­век растет; вторая— юность, человек учится; третья— зре­лость, человек получает жену, творит, исполняет социальный ритуал и выполняет свой долг перед обществом; четвертая — старость, человек передает все дела своему сыну и уходит в лес отшельничать. Схема, конечно, явно тяготеющая к идеализации.

Мы уже говорили о четырех первоначалах. А как вам такие тетрады: четыре стороны .света, четыре евангелиста, четыре ветра и т. д. Особо остановимся на четырех варнах. По сути, четыре варны есть 3 плюс 1: три варны «дваждырожденных» (старая душа—душа, прошедшая много воплощений), послед­няя же варна шудр — молодая душа, не прошедшая надлежа­щего количества постижений в предыдущих инкарнациях.

Еще одним образом, символизирующим синтез и оппозицию трех и четырех, является мировое древо, корни которого на небе, а вершина направлена к земле. Древо имеет четырехч­ленное горизонтальное деление и трехчленное деление по вер­тикали. Четыре горизонтальные ветви— четыре первоэлемен­та, четыре варны (четырехчленное конкретное, материальное воплощение); корень, ствол, крона как бы задают идеальную форму, которая отливается в конкретные проявления.

Великий символ четверки — крест: дух, распятый на материи (изображение распятия в христианстве; Один, висящий на миро­вом древе).

Четверка— это твердость, совмещенная с хрупкостью.

ПЯТЕРКА

Идеальная схема на уровне материи воплощается четверкой. Четверка— совершенная, но до крайности упрощенная схема. Лучшее —враг хорошего. Попытки выйти за пределы этой схемы — пятерка. В лучшем случае пятерка действительно выводит на более высокий уровень (шестерка, т. е. тонкая структура, отображенная в материю, принцип адекватности замысла и воплощения). В худ­шем — противопоставление идеи форме, происходит развал схемы. Таким образом, число пять символизирует риск, попытку выйти за пределы, опять-таки сопряженную с риском; неустойчивость, непредсказуемость. В общем, пятерка связана со знаком Льва (гороскоп мы тоже можем представить как эволюционный процесс, разбитый на двенадцать фаз, и каждой фазе поставить в соответ­ствие одно из чисел, от одного— Овен до двенадцати — Рыбы). Отсюда— некоторые «львиные» качества пятерки. С одной стороны, это риск, с другой — огромное везение или же полный провал. По пятерке работает человек возле «однорукого бандита».

«Создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и ре­шает облегчить свое существование, породив с помощью произ­несения священного слога из половины своего тела богиню Савитри. Очарованный ею, Брахма создает себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на нее. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращенное вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову.»

Пятерка символизирует поиск творческой мысли, ее дер­зость. В карточных раскладах пятерка символизирует неожи­данные повороты, нестабильность, ненадежность, острые мо­менты, критические ситуации. В целом пятерка считается не самой хорошей картой.

В индийской мифологии пятерка связана с Шивой—богом-разрушителем. Космический танец его отображает пять фаз божественного управления вселенной: сотворение, сохранение, разрушение, иллюзию и милосердие. Когда бог танцует, под воздействием колебания его барабана происходит разделение матери, энергии и ритма. Появляются троичные признаки со­творенной материи. Ритмично начинают функционировать три сферы мира и энергия их частиц.

ШЕСТЕРКА

Образ шестерки — небесная тройка, повторенная в материи. Это полная адекватность произведения Творца его замыслу. Шестерка символизирует счастливое завершение перестройки, начатой пятеркой. Шестерка— это дух, примиренный с плотью. Это схема, развитая и усовершенствованная. Это шесть зоди­акальных осей (знаки-антагонисты; Лев — Водолей, Рак — Ко­зерог...) Это шесть небесных пар. Это идеальное партнерство, причем, партнерство, построенное не по принципу недостаточ­ности, а по принципу избыточности. Это «Я О. К., ты О. К.».

Шестерка в карточных раскладах является одним из наилуч­ших чисел. Шестерка надежна, гармонична. Сомножители, про­изведение которых образует шестерку,—это 1, 2 и 3. (См. выше). Например, на игральных кубиках максимальное число — шесть. Самым лучшим броском считается двойное выпадение шестер­ки. В чем-то шестерка созвучна шестому знаку Зодиака — Деве. Это схема, учитывающая все возможные нюансы. Это тончай­шим образом отьюстированный инструмент. Шестерка — символ мастерства. Это красота функциональная; это идеально отточен­ный и сбалансированный топор в руках столяра-виртуоза, кото­рый с помощью одного лишь этого топора творит чудо. Если пятерка нестабильна, неустойчива; это переходной этап, то на уровне шести— четного и земного числа— снова воцаряются надежность и устойчивость. Образ шестерки — это шедевр в чем бы то ни было, это торжество технологии, это доведение до совершенства, до законченности. Это комфорт.

Однако шестерка, как и любое четное число, в чем-то мертва; она косна. Истинное завершение, истинная одухот­воренность достигается лишь на уровне следующего числа.

СЕМЕРКА

Семерка символизирует единство земли и неба. Семерка включает в себя и небесную триаду, и земную тетраду. Семер­ка— совершенная'гармония, достигаемая в этом несовершен­ном мире. Об отображении числа семь в мифах, схемах, системах можно особенно не распространяться. Это число представлено так же широко, как и число три. В самом деле, достаточно вспомнить семь цветов радуги, семь основных планет, семь дней недели, посвященные им, семь чудес света, семь ступеней к совершенству, семь ступеней имели зикку-раты — храмы-обсерватории в древнем Вавилоне и Ассирии; семь нот гаммы. Семерка объединяет земную четверку и не­бесную тройку на очень тонком уровне. Можно сказать, что это— образ идеальной гармонии. В семерке всегда присут­ствует нечто таинственное, ирреальное, не от мира сего. Се­мерка вся пропитана божественным сиянием триады. И вместе с тем она материальна и достижима. Древние считали семерку совершеннейшим числом. Совершеннейшей же фигурой счи­тался круг. В окружность можно вписать лишь семь равных между собой окружностей меньшего диаметра— одна в цен­тре, шесть вокруг. Если шестерка символизирует совершен­нейший и бездушный автомат, а на уровне человека— это то, что называют «человеческой машиной» (человек, которым манипулируют), то семерка есть одухотворение этого автомата, способ связи его с космосом.

Бог создал совершенное тело— Адама— из глины (6) и вдохнул в него жизнь (1), приобщив его к Абсолюту. Семер­ка— это материальное творение, доведенное до предельного совершенства, на которое нисходит дух животворящий. Семер­ка несет на себе отпечаток знака Весов с их гармоничностью, просветленностью, холодноватостью, любовью к строгой красо-

те, уравновешенности. Семиконечная звезда— звезда магов, тесно связанная с понятием времени. Семь само по себе связа­но со временем, сменой фаз, что отображено в недельном ритме. Еще в народе было замечено, что понедельник день тяжелый и т. д.

Семерка— это символ реальности, символ действительнос­ти. Как Весы— знак достаточно психологичный, так и семер­ка— психологическое число. Недаром многие психологи и пси­хотерапевты утверждают, что семь — оптимальное число участ­ников в рамках психотерапевтической группы. Особенно — группы, ориентированной на выполнение той или иной задачи.

ВОСЬМЕРКА

Чтобы читатель мог в полной мере понять восьмерку, пусть он представит себе сразу два знака — Деву и Скорпиона. Вось­мерка— попытка выхода за пределы гармонии, задаваемой семеркой. Может быть, это поиск некой сверхгармонии. Может быть, это выход в другую реальность, в другую семерку. В луч­шем случае мы попадаем на уровень Скорпиона, причем, выс­шего Скорпиона— Мага, свободно перемещающегося между реальностями. Это отказ от гармонии во имя чего-то другого, высшего. Это отказ от индивидуальности (индивидуальность заканчивается на уровне семи). Это Бодхисатва, либо Змеено­сец. Это Орел, человек, пережегший свою суть и вышедший к невиданным доселе высям. Таким путем пытался идти, напри­мер, Достоевский.

• Другим исходом может быть возврат на уровень шестерки, на уровень утраченной гармонии: только что была одухотворен­ная материя, она жила— и вот уже мертвый остов. Образом такой низкой восьмерки может служить лоботомия — метод, предназначавшийся, в принципе, для очень гуманных целей, который на самом деле просто калечит человека. На уровне восьмерки мы ощутимо чувствуем влияние трех высших пла­нет— Урана, Нептуна и Плутона. Особенно сильно здесь влия­ние Урана. Семерка при всей своей гармоничности кажется

слишком уж хрупкой. Восьмерка всегда приземляет семерку.

В картах восьмерка обычно символизирует надежность, ус­пех. Вместе с тем чревата какими-то неожиданностями. Вось­мерка— это попытка, возможно, удачная, остановить процесс ,на какой-то «выгодной фазе». «Остановись, мгновенье, ты пре­красно!» — восклицает Фауст, переводя семерку в восьмерку и тем погубив себя. Восьмерка похожа на процветающий город на склоне спящего вулкана.

ДЕВЯТКА

«Был хаос— бесконечность, ничто, небытие и тьма. Из него вышли созидательные силы, четыре бога и четыре богини. Они изображались с головами лягушек и змей— существ, обитав­ших в иле и болоте. Восемь первичных богов сотворили изна­чальное яйцо. Это яйцо было невидимым, ибо возникло во тьме до сотворения света. Из него появилось Солнце...»

(египетский миф о сотворении мира)

В девятке чувствуется влияние Стрельца. Девятка— это успех, в первую очередь, успех социальный. Девятка— это расширение, снискание для себя благ. Вместе с тем, девятка имеет тенденцию к своего рода «закукливанию» и отсюда — к безвыходности. Уж слишком круглое это число. Три раза по три. Идеальное воплощение в девятке на духовном уровне — это учение какой-либо секты, типа кришнаитов (она замкнута в себе). На бытовом уровне это деньги. Через Стрельца на девятку действуют Юпитер и Нептун. Юпитер как благотворная планета выступает в роли дарителя, Нептун же сеет здесь неуверенность и страх. Поэтому в разных мастях девятка прояв­ляется по-разному. Например, девятка мечей может выступить как символ страха. Но этот страх всегда страх перед новым, перед выходом из убежища восьмерки и более низких чисел. Девятка завершает собой целую группу чисел. Это последнее из чисел, обозначаемых одной цифрой. Следующее число— 10 — это уже число нового уровня. Девятка же в каком-то смысле

является символом перехода. В эзотерике есть такое поня­тие— теософский корень, числа. Для взятия теософского корня нужно сложить цифры числа и получить некое число-результат, цифры, которого опять необходимо сложить и так до тех пор, пока полученная сумма не будет меньше или равна количеству фаз, на которые вы разбиваете эволюционный процесс. Сейчас, рассматривая десять цифровых карт, мы говорим о десятичаст-ном разбиении процесса. То есть, теософское сложение будет продолжаться, пока сумма не будет меньше или равна десяти. В этом отношении девять представляется очень своеобразным числом. При суммировании цифра девять как бы отсутствует. Действительно, число 10 (1+0) будет равняться одному; 19 равняется 10, то есть опять-таки одному; 49 равняется 13, то есть 4; 295 равняется 16, то есть 7. (Можно исключить цифру 9 из процесса и сложить просто 2 и 5— результат будет тем же). Девятка как бы связывает две цифры высшего и низшего разряда, сама являясь посредником и не отражаясь на результатах.

ДЕСЯТКА

Десятка— число, открывающее новый уровень. Десятка символизирует самопознание. Человек, познающий Бога в себе, работает по десятке. Десятка несет на себе сильные черты Козерога/Десятка устремлена вверх и в высших своих проявле­ниях символизирует успех и процветание. Вместе с тем — паде­ние также прерогатива десятки. На уровне десятки очень силь­но действует Сатурн, вполне однозначно это число определяя. Поэтому любопытствующего читателя мы отсылаем к вышеска­занному о свойствах этой планеты.

В картах десятка рассматривается как положительное число (преимущественно). Его значения (обобщенные) — успех, процветание, достижения, высота, верх, рост, надежность, опора, необратимость, боязливость, осторожность, сомнения, как и точный расчет и то, что на нем базируется. Десятка символизирует не только неудержимое стремление к цели

и беспокойства, с ним связанные, но и такие понятия, как безопасность, дом. Причем это может быть как безопасность родительского дома, так и та безопасность, которую человек строит себе сам. В целом десятка как бы активизирует два знака-антагониста— Рака и Козерога, проходясь по всему спектру понятий, выражаемых этими знаками.

Изложение значений отдельных карт мы построим по вос­ходящей иерархии этой лестницы. Дополнительно заметим лишь следующее: все нечетные карты являются картами мужскими, янскими, они всегда связаны с такими понятиями, как ре­шительность, прорыв на другой уровень, победа, активные действия; четные же карты— иньские, пассивные, они всегда символизируют собой либо гармонию, либо инерцию, либо препятствие.

МАСТИ

С. Радхакришнан в своем капитальном труде «Индийская философия» так описывает возникновение четырех варн. Когда захватчики-арии вторглись на территорию Индии, они столкну­лись с довольно развитой культурой туземного древнеиндийско­го населения. Вместе с тем эта культура миновала пик своего расцвета и медленно угасала. Арии, оказавшись хозяевами огромной территории, встали перед дилеммой: либо растворить­ся среди дравидов, потеряв свою ведическую культуру, которую они принесли с собой, либо искоренить культуру аборигенов и насадить свою. Что в силу своей сравнительной малочислен­ности они сделать не могли.

Был найден остроумный выход. Все население, и туземцы, и «вновь прибывшие», были разделены на четыре категории. Первой, наиглавнейшей категорией, стали жрецы-брахманы, хранители веры. Ко второй категории были отнесены цари, правители, воины — кшатрии. Третью категорию составили куп­цы и искусные ремесленники — вайшьи. Туземному же населе­нию был отведена четвертая категория. Они образовали варну шудр. Утверждалось, что в рамках такого деления и туземцы могли сохранить свою культуру, и культура ариев оставалась в неприкосновенности. Смешиваться же варнам, мягко говоря, не рекомендовалось. Такое деление мы находим уже в «Махаб-харате». Более того, утверждалось, что в рамках такого четыре-хчастного деления и культура ариев, и автохтонная культура



получают возможность к синтезу, к созданию чего-то нового, стоящего на более высоком уровне.

Кстати, к слову сказать, аналогичное четырехчастное де­ление мы находим у дорийцев, представителей тех же кочевых племен, что покорили Индию, которые в одно и то же время с ариями приходят в Грецию. Это знаменитое деление на четыре фила. Еще во времена Перикла мы обнаруживаем остатки этого деления в социальном устройстве Афин и других городов-полисов.

Впоследствии в Индии система варн постепенно выродилась в систему каст. Но это уже последующая деградация.

Конечно, то, что рассказывает Радхакришнан,— это всего лишь легенда. Неоспоримо одно: в жизни мы сталкиваемся с четырехчастным делением, и таким образом варна из понятия социального переносится в план духовный.

Это четыре пути самореализации человека. Четыре стихии могут быть соотнесены с четырьмя темпераментами (огонь — холерический, воздух—сангвинистический, земля — флегма­тический, вода — меланхолический).

С другой стороны, и четыре варны вполне соотносимы с че­тырьмя стихиями. Так, огонь соответствует кшатриям, воздух — вайшьям, брахманам соответствует вода и шудрам — земля, то есть четыре ритма, в которых живет тот или иной человек. Следует также заметить, что, скажем, в древней Индии, варна шудр отнюдь не почиталась за наихудшую, как склонны в насто­ящее время вульгарно трактовать. В Пуранах и Упанишадах мы встречаем имена царей-шудр, что еще более подтверждает наш тезис о духовной природе варн.

В картах четырем варнам могут быть поставлены в соответ­ствие четыре масти. Так, Пентакли (Динарии) мы можем соот­нести с вайшьями, коим предписывались такие занятия, как купечество, торговля; шудрам в соответствие будут поставлены Мечи, пики, наиболее материальная масть; наиболее социаль­ная масть, Посохи,'Пристала царям, кшатриям; наконец, Кубки будут отданы брахманам.

Мы, конечно, сознаем, что карты Таро ест продукт западной

культуры и поэтому прямых соответствий нет. Вместе с тем, данная схема соответствий, как нам кажется, в наибольшей степени отражает свойства той или иной масти.

Соблазнительно было бы свести все известные нам четырех-частные схемы деления в некую таблицу, из которой бы явство­вала четкая и однозначная система соответствий, типа: сти­хия — темперамент — варна — масть.

Однако мы с прискорбием вынуждены констатировать, что сведение всех вышеупомянутых схем в одну универсальную таблицу представляется невозможным. Карточные масти более всего выпадают из этой схемы, будучи продуктом достаточно обособленной культуры. Поэтому мы ограничимся описанием каждой из этих мастей, а впоследствии попытаемся дать соот­ветствия как бы на вторичном уровне.

У Игоря Леонидовича Калинаускаса, основателя одной из школ жизни суфийского толка, есть очень любопытная схема, где рассматриваются как бы четыре основных ритма, в которых живет тот или иной человек. Это ритм как бы непрерывной медитации на Вселенную как на некий замкнутый объем, ритм слияния с ней; ритм растворения в реке жизни, несущейся из одной инкарнации в другую, ритм, который подхватывает тебя и несет (музыка Вивальди); это жизнь среди предметов и форм — третий ритм; и это переживание распада, жизнь в распадающемся, вечно меняющемся мире, где формы измель­чаются, теряют стабильность, разрываются связи, нарушается гармония, мир изолированных форм — четвертый ритм.

Кстати, заметим попутно, что масть Скипетров (Посохов) в целом и достаточно условно может быть соотнесена с чет­вертым квадрантом, старостью (умудренный правитель); масть Кубков— с третьим,— движение в обратную сторону; масть Пентаклей со вторым квадрантом— юность (много суеты); масть Мечей — первый квадрант, детство, в этой масти сильно звучит Овен.

Повторяем, это очень условное деление, которое мы пред­лагаем лишь для облегчения запоминания.

Иерархию мастей читатель легко может уяснить себе из так

называемой «Лестницы Мастей». Низшая масть в этой структуре представлена Мечами. Мечи — это силы, действующие на уров­не материи, причем, силы направленные (вектор). Сила и на­правление — вот два ключевых слова для масти Мечей. Символ планеты Марс прекрасно иллюстрирует это положение.

Силы действуют, сталкиваются, взаимодействуют. Силы раз­нонаправленные, зачастую противоположные по действию. От­работка масти Мечей означает искусство переносить действие этих сил, выработка устойчивости. В воинских искусствах этому соответствует самый первый этап ученичества, когда на уче­ника надевают так называемый «костюм страха» и приучают его не бояться ударов. В каком-то смысле работа в пределах масти Мечей в том и состоит— выдерживать удары и не бо­яться их.

Человек, в совершенстве адаптировавшийся в мире сил, неминуемо приходит к умению их уравновешивать, уворачи­ваться от нежелательных столкновений, становится, если мож­но так выразиться, хорошим тактиком.

Он переходит тем самым на вторую ступень, символизиру­емую мастью Пентаклей. Пентакль— это защитный талисман, который способен отвести от обладателя направленный удар (таково его значение в магии, в частности). Второй образ мас­ти — динарий, монета. Деньги опосредовано отражают те или иные материальные отношения, также являясь компромиссом. Поэтому масть Пентаклей так приземлена. Она слишком связа­на с «бушующей материальностью» масти Мечей. Ключевыми для масти Пентаклей пусть будут слова «маневрирование», «компромисс».

На уровне Пентаклей впервые проявляется ощущение того, что мы называем «гармонией». Однако гармония — прерогати­ва, скорее, не материального мира, мира физического, а мира чувств, то есть мира астрала. Мы судим о гармонии или дисгар­моничности чего-либо эмоционально.

В воинских искусствах этому будет соответствовать второй ученический уровень, то есть работа, говоря эзотерическим языком, на уровне манипуры, символизируемой Солнцем (ста-

бильность плюс энергия, которые позволяют сохранять равно­весие и самообладание).

Третья ступень указывает именно на эту эмоциональную сферу. В воинских искусствах этому этапу, условно говоря, можно поставить в соответствие то состояние, когда два против­ника находятся в непрерывной медитации друг на друга, когда взаимодействие происходит на уровне эмоций, «а руки-ноги сами ходят». Эзотерик сказал бы, что на этом этапе взаимодей­ствие идет на уровне анахаты.

Отработав третий этап, придя к гармонии, мы выходим на четвертую ступень лестницы мастей. Мы осмысляем три преды­дущих этапа. Мы получаем опыт. Эта ступень будет выражаться мастью Скипетров, ибо опыт означает власть и понимание людей и обстоятельств. Это высший уровень. Мастер воинских искусств, работающий на уровне верхних чакр, в принципе, неуязвим.

Таким образом, лестница мастей отображает движение че­ловека к опыту, чему, в сущности, подчинено все Таро, рассмат­риваемое с философской ли, с предсказательной ли стороны.

АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Приводя астрологические и прочие соответствия, мы счита­ем нужным обратить внимание читателя на следующее: эти таблицы отчасти заимствованы из западной традиции с ее стремлением расписать все и вся по графам и столбцам; поэ­тому может показаться странной и отчасти излишней чрезмер­ная точность и жесткость привязок. Однако эти таблицы могут быть приняты к сведению и использованы как один-из источ­ников информации.

С таблицами можно проводить забавные и поучительные манипуляции. Например, сопоставлять их со своим гороскопом. Если Вы родились, к примеру, 6 мая, то Ваше Солнце оказыва­ется в «оккупационной зоне» Шестерки Пентаклей. Не хотите ли заняться этой картой поподробнее?

Другое исследование можно провести, сопоставляя свой

гороскоп с теми картами, которые на него «ложатся». Напри­мер, если у Вас Юпитер находится в знаке Весов, познакомь­тесь поближе с картой Четверка Мечей; если ваше Солнышко угодило в знак Скорпиона, вглядитесь в Шестерку Кубков...

Интересно также посмотреть, в какой области влияние карт мы находимся сейчас. Возможно, аромат той или иной карты будет окрашивать для Вас текущий момент. Если мы проходим 20—30° Близнецов (11—12 июня), то, стало быть, проживаем Десятку Мечей. Видимо, в этот период возрастает опасность болезни (разрушение сосуда — смысл карты 10 Мечей).

Все соответствия приводятся по СоИеп Оа\л/п .

Двойка Посохов Двойка Кубков Двойка Мечей Двойка Пентаклей   Тройка Посохов Тройка Кубков Тройка Мечей Тройка Пентаклей   Четверка Посохов Четверка Кубков Четверка Мечей Четверка Пентаклей   Пятерка Посохов Пятерка Кубков Пятерка Мечей Пятерка Пентаклей   Шестерка Посохов Шестерка Кубков Шестерка Мечей Шестерка Пентаклей   Семерка Посохов Семерка Кубков

Марс в 1 декане Овна

Венера в 1 декане Рака

Луна в 1 декане Весов

Юпитер в 1 декане Козерога

Солнце во 2 декане Овна

Меркурий во 2 декане Рака

Сатурн во 1 декане Весов

Марс во 2 декане Козерога

Венера в 3 декане Овна

Луна в 3 декане Рака

Юпитер в 3 декане Весов

Солнце в 3 декане Козерога

Сатурн в 1 декане Льва

Марс в 1 декане Скорпиона

Венера в 1 декане Водолея

Меркурий в 1 декане Тельца

Юпитер во 2 декане Льва

Солнце во 2 декане Скорпиона

Меркурий во 2 декане Водолея

Луна во 2 декане Тельца

Марс в 3 декане Льва

Венера в 3 декане Скорпиона

Семерка Мечей Семерка Пентаклей

Восьмерка Посохов Восьмерка Кубков Восьмерка Мечей Восьмерка Пентаклей

Девятка Кубков Девятка Посохов Девятка Мечей Девятка Пентаклей

Десятка Посохов Десятка Кубков Десятка Мечей Десятка Пентаклей

Луна в 3, декане Водолея

Сатурн в 3 декане Тельца

Меркурий в 1 декане Стрельца Сатурн в 1 декане Рыб

Юпитер в 1 декане Близнеца Солнце в 1 декане Девы

Луна во 2 декане Стрельца

Юпитер во 2 декане Рыб

Марс во 2 декане Близнецов Венера во 2 декане Девы

Сатурн в 3 декане Стрельца

Марс в 3 декане Рыб

Солнце в 3 декане Близнецов Меркурий в 3 декане Девы

СКИПЕТРЫ

(также — Жезлы, Посохи, Дубинки, Палки, Ветки, Трефы) Активное мужское начало, ЯН.

Наши рекомендации