Объект, предмет и задачи психологии управления
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Электронный учебник
Н.Новгород, 2008
Электронный учебник составлен кандидатом педагогических наук, доцентом Бугровой О.Г. на основе учебных пособий:
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М., 2008.
Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФА – М., 2008.
В электронном учебнике раскрываются основные понятия психологии управления, процесс ее становления, а также актуальные проблемы современного этапа ее развития.
Пособие предназначено лицам, изучающим психологию управления как учебную дисциплину, а также менеджерам, психологам и всем тем, кто интересуется психологическими аспектами управленческой деятельности.
I. Содержание Стр.
Глава 1. Объект, предмет курса «Психология управления». 5
1.1. Объект, предмет и задачи психологии управления. 5
1.2. Становление психологии управления. 6
1.2.1. Психологический аспект в теории научной организации труда
Ф.Тейлора. 7
1.2.2. Психологическая сторона административной
(бюрократической) школы управления. 9
1.2.3. Теория человеческих отношений. 10
1.2.4. Становление психологии управления в России. 11
1.2.5. Современная теория и практика менеджмента о роли психо-
логического фактора в повышении эффективности производства. 12
Глава 2. Психология процесса управления. 14
2.1. Основные функции управленческой деятельности, 14
2.2. Психологические особенности планирования. 15
2.3. Психологический аспект организации как составной части управ-
ленческой деятельности. 18
2.4. Психологические основы мотивирования. 20
2.5. Психологические аспекты контроля. 21
Глава 3. Психология субъекта управления. 23
3.1. Познавательные процессы в управленческой деятельности. 23
3.2. Роль восприятия в управленческой деятельности. 24
3.3. Требования к памяти руководителя. 25
3.4. Интеллект руководителя, его умение мыслить. 26
3.5. Волевые свойства руководителя. 28
3.6. Принятие управленческих решений как универсальная функция
руководителя. 30
3.7. Стиль руководства. 31
3.8. Характеристика различных типов поведения руководителя. 32
3.9. Новейшие стили управления: коучинг и топ-менеджмент. 34
Глава 4. Психология объекта управления. 37
4.1. Сущность и структура человеческих потребностей. 37
4.2. Система мотивации трудовой активности. 40
4.3. Социальные формы мотивации. Неденежное вознаграждение. 42
4.4. Мотивация и развитие человеческих ресурсов. 45
4.5. Главные изменения в практике управления кадрами на современном
этапе. 46
Глава 5. Психологическая составляющая управления групповыми
процессами. 49
5.1. Социальная роль и сущность малых социальных групп. 49
5.2. Понятие команды. 52
5.3. Процесс командообразования. 53
5.4. Понятие психологического климата группы. 55
5.5. Противоречивый характер воздействия группы на личность. 56
5.6. Признаки здорового психологического климата в трудовой группе. 57
Глава 6. Психология управленческого общения. 59
6.1. Сущность общения и его формы. 59
6.2. Структура управленческого общения и его проблемы. 61
6.3. Манипулятивные приемы воздействия и защита от них. 63
6.4. Сущность коммуникаций, их структура и средства. 66
6.5. Механизмы делового общения, умение слушать и говорить. 69
Глава 7. Конфликт в управленческой деятельности. 76
7.1. Основные причины конфликтов в организациях. 78
7.2. Управление конфликтом. 80
Глава 8. Психология принятия решений. 84
8.1. Сущность управленческих решений. 84
8.2. Классификация решений. 86
8.3. Методы выработки управленческих решений. 89
8.4. Основные стили принятия решений. 92
Глава 9. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых
ситуациях. 96
9.1. Сущность стресса, его проявления и этапы развития. 96
9.2. Приемы защиты от действий стресса. 98
Глава 10. Психология организационной культуры. 101
10.1. Определение организационной культуры и процесс ее
формирования. 101
10.2. Влияние организационной культуры на эффективность работы
организации. 104
10.3. Следствия организационной культуры. 104
10.4. Изменение организационной культуры. 108
II. Тест для самоконтроля. 112
III. Контрольные вопросы. 116
IV. Глоссарий. 119
V. Литература. 127
ГЛАВА 1
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ” СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Объект, предмет и задачи психологии управления
Современная психология — это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обобщает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, клиническая, политическая, военная, спортивная, возрастная, сравнительная психология, психология труда, психология религии, психология труда, психология рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.
Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Объектом психологии управления является организованная деятельность людей. Это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Предмет психологии управления — это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления — сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:
• психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;
• психологии мотивации людей в процессе их деятельности;
• особенностей группового поведения и межличностных отношений;
• психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;
• психологии власти в организации;
• вопросов психологического климата в коллективе;
• психологической конфликтологии.
Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность работника и взаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместной деятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своими нормами и правилами (например, в стиле одежды: принято ли ходить на работу в отутюженных костюмах и галстуках или работники могут прийти в джинсах; в манере общения: называют ли сотрудники друг друга по имени или по имени-отчеству; в принятых способах обращения к руководству: могут ли работники запросто зайти к руководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводу организации работы, или они должны сначала записываться на прием, излагать суть дела в письменной форме, ставить в известность непосредственного начальника о своем предполагаемом визите и т. д.), постольку отношения между людьми в различных организациях не похожи друг на друга. Спецификой психологических факторов совместной деятельности, способом ее психологической организации занимается психология управления.
Знания, полученные менеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентно управлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическую природу управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров в организацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе, правильно оценивать собственную деятельность.
Таким образом, психология управления стремится не только облегчить труд менеджеров, но и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, ее функциональном, изменчивом характере.
Задачи психологии управления:
• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;
• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
• исследование психических особенностей лидерства;
• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
• изучение процессов группового взаимодействия;
• исследование механизмов мотивации человека.