Как складывается первое впечатление о человеке

Первое впечатление возникает, когда люди видят друг друга впервые. Оно складывается в течение нескольких минут и мало изменяется при дальнейшем общении (известно, что у нас никогда не бывает другого шанса произвести первое впечатление). Именно в этот момент формируется образ партнера по общению. Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что люди в первую очередь обычно обращают внимание на следующие пять факторов (приводятся в убывающем порядке в соответствии с их значимостью):

1) характеристика внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;

2) осанка и признаки переживаемых эмоциональных состояний;

3) поведение;

4) особенности общения;

5) предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта.

Далее сосредоточим наше внимание на внешних проявлениях индивидуальности: внешности, лице и общей телесной конституции.

Часто случается, что при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации, которая заключается в использовании специальных приемов с целью сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» недостатки. Работнику сервиса желательно уметь распознавать такие приемы и самому владеть ими. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения; обычно эти люди обладают остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя преподнести. Такое поведение может отражать естественное желание произвести благоприятное впечатление, особенно на представителей противоположного пола, возможных клиентов или работодателей и т.п. Но за попыткой казаться лучше могут скрываться и другие намерения, которые стоит выяснить.

В основе самопрезентации находятся эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинация – это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т.д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.

Искусная, богатая разнообразием лексики, ненавязчивая речь, сопровождающаяся особой доверительной интонацией, заинтересованным взглядом, изящным поворотом или наклоном головы, мягким движением рук, эффектными позами – все это в совокупности способно обратить на себя внимание, вызвать симпатию, надолго запечатлеть образ человека в собственном воображении. Это впечатление усиливает со вкусом подобранные одежда, прическа, тонкий аромат (трав, масел, духов), косметика (у женщин), аксессуары и т.д.

Аттракция – это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, смех, слезы, стремительные движения навстречу и т.д.). Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.

В поведении любого человека часто проявляются элементы психологической защиты – сознательные или бессознательные попытки не только как можно лучше выглядеть, но и скрыть свои индивидуальные особенности, которые могут осуждаться окружающими. Настойчивая демонстрация какого-либо качества, которое человек считает социально одобряемым («крутости», эрудиции, успеха у другого пола или, наоборот, аскетизма и т.п.), наводит на мысль, что именно в этой сфере у него имеются какие-либо проблемы.

Более или менее опытный человек сразу заметит психологические защиты, и они могут произвести на него неприятное впечатление. Работнику сервиса следует обратить на это внимание и подумать, не слишком ли настойчиво он себя демонстрирует. Речь идет не о скромности, а о естественности поведения.

ПРАКТИКУМ

Тренинг: Психологические приемы формирования аттракции

Цель: знакомство с приемами формирования аттракции.

1. Психологический прием «Имя собственное».

Этот приём сводится к произнесению вслух имени и отчества человека, с которым вы общаетесь.

Психологические основания действия этого приёма таковы:

1. Имя, присвоенное личности, сопровождает её от первых дней жизни до последних. Имя и личность неразделимы.

2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это «обезличенное обращение». Когда же к человеку обращаются по имени, а имя – символ личности, то тем самым вольно или невольно оказывают внимание этой личности.

3. Внимание к данной личности – это и утверждение личности.

4. Когда человек получает подтверждение того, что он – личность, это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

Если следовать логике изложения А.Ю. Панасюка, психологическая техника формирования аттракции на основе приема «Имя собственное» будет иметь следующий алгоритм:

1. Обращение к человеку по имени.

2. Внимание к данной личности.

3. Утверждение человека как личности.

4. Удовлетворение потребности утверждаться как личности.

5. Образование положительных эмоций.

6. Расположенность к источнику этих эмоций.

2. Психологический механизм формирования аттракции путем воздействия улыбкой (прием «Зеркало отношений»)

Психологическое основание действия приема:

1. Искренняя улыбка – это сигнал дружеского расположения.

2. Приятное, улыбающееся лицо сигнализирует: «Я Вам друг».

3. Смысл, заложенный в слове «друг» - это защита, поддержка.

4. Улыбка, несущая информацию о дружеском отношении, удовлетворяет человеческую потребность в защищенности.

5. Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

Психологическая техника формирования аттракции на основе приема «Зеркало отношений» будет иметь следующий алгоритм:

1. Добрая улыбка, приятное выражение лица.

2. Сигнал: «Я Ваш друг!».

3. Друг обеспечивает защищенность.

4. Удовлетворение потребности в защите.

5. Образование положительных эмоций.

6. Расположенность к источнику этих эмоций.

3. Психологический механизм формирования аттракции путем комплиментарного воздействия на личность (прием «Золотые слова»)

Психологические основания действия приема:

1. Воздействие комплиментом – эмоциональная завышенная оценка качества личности.

2. Возникновение эффекта внушения.

3. Следствие внушения – удовлетворение потребности выглядеть лучше.

4. Следствие удовлетворения потребности – образование положительных эмоций.

5. Расположение к источнику комплиментарного воздействия.

Психологическая техника формирования аттракции на основе приема «Золотые слова»:

1. Комплимент.

2. Эффект внушения.

3. Удовлетворение потребности в защите.

4. Образование положительных эмоций.

5. Расположенность к источнику этих эмоций.

Самый эффективный способ формирования аттракции – это комплимент на фоне антикоплимента себе.

Правила применения комплиментов в общении:

1. Комплимент должен отражать положительные качества того, кому он адресуется.

2. Положительное качество в комплименте не должно чрезмерно преувеличиваться, т.е. комплимент должен быть «тонким».

3. «Тонким» комплимент будет лишь тогда, когда Вы знаете мнение партнера об этом его качестве.

4. Нельзя превращать комплимент в обязанность.

5. Комплимент должен подчеркивать совершенство, а не рекомендовать стать совершеннее.

Терминологический словарь:самопрезентация, фасцинация, аттракция, психологические защиты.

Темы рефератов

1. Система самопрезентации: эффекты фасцинации и аттракции.

2. Психологические защиты личности.

3. Значение психологических защит в системе самопрезентации.

4. Изучение личности с помощью психогеометрического теста.

5. Внешний вид человека как отражение индивидуальности личности.

Список литературы

1. Аверченко, Л.К., Залесов, Г.М., Мокшанцев, Р.И., Николаенко, В.М. Психология управления [Текст]/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. – М.: Инфра-М, 2007.

2. Айзенберг, М.Н. Менеджмент рекламы [Текст]/М.Н. Айзенберг. – М.: ТОО «Интел-Тех», 2006.

3. Бодалев, А.А. Личность в общении [Текст]/А.А. Бодалев.- М.: Педагогика, 2005.

4. Буева, Л.П. Социальная среда и создание личности [Текст]/Л.П. Буева. – М., 2005.

5. Дейвис, Ф. Ваш абсолютный имидж [Текст]/Ф.Дейвис. – М., 2007.

6. Рудзинский, Е.В. Психотехнология общения менеджера [Текст]/Е.В. Рудзинский. – Новосибирск, 2004.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.

8. Шаляпин, Ф.И. Маска и душа [Текст]/Ф.И. Шаляпин. – М., 1989.

9. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст]/Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Наши рекомендации