Резюме 2-й главы
При изучении любой науки важно различать ее объект и предмет. Так, география и геодезия имеют один объект изучения — Землю. Однако предметом геодезии является только форма Земли. И это очень важно. Любая отрасль знания, претендующая на право называться самостоятельной наукой, должна иметь свой предмет изучения, отличающийся от других, родственных наук.
Все психологические науки имеют один общий предмет изучения — психику, а не поведение, но каждая из системы психологических наук имеет и свой особый предмет изучения. С этой точки зрения, бихевиоризм и другие поведенческие науки только исторически принадлежат психологии. В перспективе они все более будут отдаляться от психологии, ибо имеют свой предмет изучения, а именно — поведение.
Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.
Предмет общей психологии — исследование возникновения, развития, строения и функционирования психики нормального взрослого человека.
К ней тесно примыкают более частные психологические науки, а с другими, непсихологическими науками непосредственно взаимодействуют специальные психологические науки — юридическая, инженерная психология и многие другие, перечень которых будет расти.
Психика — это функциональный орган саморегуляции организма и личности, не просто ориентировочной деятельности, а саморегуляции как во время ориентировочной, так и по ходу исполнительской деятельности, а далее и по ее завершении. Как нервная регуляция на самом деле является нейрогуморальной, так психическая является психофизиологической (рис. 4, стр. 93, 5, стр. 99).
Процессы психической саморегуляции — внутренние, они осуществляются в рамках внутренней картины мира и лишь потом экстериоризируются, проявляются внешне, физически и социально значимыми действиями. Потому действие не может быть единицей психического.
Динамика протекания процессов во внутренней картине мира детерминирована нейродинамически (снизу) и (извне) физическими и социальными законами среды, но не абсолютно, в частности, и потому, что эти две силы могут противоборствовать между собой.
В итоге психика относительно независима, автономна и от нейродинамики (дух может быть сильным при слабости нервной системы), и от среды (субъект может действовать вопреки обстоятельствам и даже себе во вред, например изверившись во всем и не желая следовать никаким резонам, по формуле: никто мне не указ, я сам хозяин своего здоровья и жизни).
Такое поведение может быть неадекватным (например, признаком психического нездоровья), а может быть адекватным и героическим, например сознательно жертвенное поведение воина или спасателя, или любящего, или верующего человека.
Эта центральная задержка, внутренние психические процессы — свидетельство нового, ценнейшего приобретения сначала эволюции животного мира, а затем и социального бытия человека.
Вопросы для самопроверки ко 2-й главе
1. Что общего и в чем различия понятий: психика, душа и внутренний мир?
2. Почему общая психология занимает центральное место в системе психологических наук?
3. Чем отличается общая психология от частных наук «среднего яруса»? Назовите предмет психофизиологии, психологии труда и медицинской психологии.
4. Приведите пример специальной психологической науки. В чем специфика наук этого внешнего уровня и их значение для прогресса психологии?
5. Перечислите пять компонентов, из которых складывается содержание общей психологии (рис. 1, стр. 48).
6. Сформулируйте предмет общей психологии. Почему поведение, деятельность, общение и другие формы жизнедеятельности, являясь объектом изучения в психологии, не составляют, тем не менее ее предмета?