Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
по учебной дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии»
1. Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента. 2. Основные этапы менеджмента в туризме. Развитие менеджмента в России. 3. Особенности туризма как объекта управления. Опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России. 4. Специфика менеджмента в сфере туризма: цели и задачи управления 5. Международное регулирование туристской деятельности. ВТО. 6. Правовое регулирование туристской деятельности в России. 7. Современное состояние мирового туристского рынка и факторы его развития. 8. Понятие внутренней среды организации. SWOT-анализ. 9. Особенности туристского рынка как рынка услуг. 10. Понятие структуры управления туризмом. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность и различия. 11. Типы организационных структур. Преимущества и недостатки структур управления. 12. Проектирование организационных структур. 13. Требования и принципы, предъявляемые к организационным структурам. 14. Понятие функций управления. Функция планирования. 15. Стратегическое планирование как высший уровень управления туристской организацией. 16. Характеристика организационной функции. 17. Мотивация как функция управления 18. Контрольная функция в менеджменте туризма. 19. Принципы менеджмента туризма. 20. Сущность методов управления туристическим предприятием. Их классификация. 21. Организационно- административные методы управления туристическим предприятием. 22. Экономические методы управления туристическим предприятием. 23. Социально-психологические методы управления туристическим предприятием. 24. Самоуправление. 25. Понятие и характеристика стилей руководства. 26. Требования к менеджеру туристской фирмы. 27. Власть и личное влияние руководителя туристической фирмы. 28. Авторитет менеджера туристской фирма. Разновидности ложного авторитета. 29. Содержание и классификация управленческих решений. 30. Этапы процесса принятия управленческих решений. 31. Условия эффективности управленческих решений. 32. Организация контроля за исполнением решений 33. Коллектив, его особенности. Формальные и неформальные группы 34. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах. 35. Подбор персонала. Методы оценки персонала. 36. Оценка и прием на работу. Методы оценки 37. Движение и профессиональное развитие персонала. 38. Внутреннее увольнение. 39. Квалификационные требования к основным туристским должностям работников туристской индустрии. 40. Содержание и особенности управленческого труда. 41. Основные направления рациональной организации труда 42. Культура управленческого труда. 43. Организация и проведение деловых совещаний. 44. Организация и проведение деловых переговоров. 45. Конфликты их типы, методы разрешения. Причины конфликтов. 46. Делегирование полномочий и ответственности. 47. Экономическая эффективность менеджмента туризма. 48. Социальная эффективность менеджмента туризма 50. Организация работы по управлению туристским предприятием. 51. Система коммуникаций в организации. 52. Стратегическое и текущее планирование в организации. 53. Методы принятия управленческих решений и их характеристика. 54. Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере туризма, 55. Качества менеджера, работа менеджера, 56. Создание системы мотивации труда в туристической фирме. 57. Организация контроля за деятельностью подчиненных. 58. Этика и психология делового общения. 59. Управление конфликтами в организации. 60. Внешние связи и возможности менеджмента. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
- Мескон, М. Х.Основы менеджмента = Management [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури .- 3-е изд. - СПб. : Вильямс, 2009. - 672 с. - Парал. тит. л. англ. - Словарь терминов : с. 638-650. - Предм. указ.: с. 655-665. - ISBN 978-5-8459-1060-8.
- Виханский,О.С.Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 670 с. : ил.. - Библиогр.: с. 663-669. - ISBN 5-98118-131-1.
- Кабушкин, Н. И.Основы менеджмента [Текст] / Н. И. Кабушкин .- 11-е изд., исп
- Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 440 с.М. : Новое знание, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 332-334. - ISBN 978-5-94735-142-2.
- Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2011. – 447 с.
Дополнительная литература
- Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. для вузов / А.В. Бусыгин . - М. : Финпресс, 2000. - 1056с. - (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом) - ISBN 5-8001-0025-Х.
- Воропаев, С. Н. Менеджмент: учеб. пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин. - М. : Колос С, 2007. - 248 с. - Прил.: с. 242-243. - Библиогр.: с. 244-245. - ISBN 978-5-9532-0476-7.
- Герчикова, И. Н. Менеджмент = Managemen: учебник для вузов / И. Н. Герчикова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 511 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Парал. тит. л. на англ. яз. - Библиогр.: с. 490-499. - ISBN 978-5-238-01095-3.
- Дафт, Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт . - CПб. : Питер, 2002. - 832 с. : ил.. - (Теория и практика менеджмента) - ISBN 5-272-00240-7.
- Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал . - М. : ИНФРА-М, 2008. - 440 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-16-003281-8.
- Ермаков, В. В.Менеджмент организации: учеб. пособие / В. В. Ермаков . - М. : Моск. психолого-соц. ин-т ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2005. - 208 с. - (Библиотека менеджера). - Библиогр.: с. 203-204. - ISBN 5-89502-751-2. - ISBN 5-89395-681-8.
- Жукова,М.А. Индустрия туризма : менеджмент организации / М.А. Жукова . - М. : Финансы и статистика, 2004. - 200 с. : ил. - ISBN 5-279-02632-8.
- Зайцева Н.А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.
- История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-16-003803-2.
- Кабушкин,Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко .- 2-е изд. - Минск : Новое знание, 2001. - 216 с. - (Экономическое образование - Библиогр.: с. 206. - ISBN 978-5-9532-0518-4
- Кабушкин,Н.И. Менеджмент туризма / Н. И. Кабушкин .- 2-е изд., перераб. - Минск : Новое знание, 2001. - 432 с
- Канке, В. А. Философия менеджмента: учеб. для вузов / В. А. Канке. - М.: КноРус, 2010. - 388 с. - Библиогр.: с. 377-388. - ISBN 978-5-406-00243-8.
- Коргова, М. А. История менеджмента: учеб. пособие / М. А. Коргова, А. М. Салогуб.- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 237 с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 228-234. - ISBN 978-5-222-16469-3.
- Максименко, Г. Б. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Г. Б. Максименко .- 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2008. - 364 с. - Библиогр.: с. 354-357. - ISBN 978-5-91131-975-5.
- Мамаева, Т. П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки.: курс лекций / Т. П. Мамаева .- 2-е изд., перераб. и доп. - Старый Оскол : Тонкие наукоемкие технологии, 2009. - 252 с. - Библиогр.: с. 241-248.
- Переверзев, М. П. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский .- 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 330 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 325-326. - ISBN 978-5-16-003239-9.
- 20 Полукаров, В. Л. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров .- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2009. - 240 с. - Библиогр.: с. 239. - ISBN 978-5-390-00447-0.
- Попов, С. Г. Социальный менеджме: учеб. пособие / С. Г. Попов . - М. : Ось-89, 2009. - 160 с. : ил.. - Библиогр.: с. 158. - ISBN 978-5-9957-0061-6.
- Саак ,А.Э., Пшеничных,Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие /А.Э.Саак, Ю.А.Пшеничных – СПб.: Питер. 2007. – 512 с.: ил.-(Серия «Учебное пособие») – ISBN 5-469-01368-5.
- Тебекин, А. В. Менеджмент организации: учеб. для экон. вузов / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев .- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 408 с. : ил.. - Библиогр.: с. 405-408. - ISBN 978-5-390-00462-3.
- Туризм как вид деятельности:- М. : Финансы и статистика, 2002. - 288 с. : ил.. - (Менеджмент туризма) - ISBN 5-279-02443-0.
- Шерман,С. Семь ключевых принципов управления стратегическими клиентами = The Seven Keys to Managing Strategic Accounts [ / С. Шерман, Д. Сперри, С. Риз. - М. : ИД Гребенникова, 2005. - 192 с. - (Менеджмент сегодня). - Парал. тит. л. англ. - Предм. указ.: с. 187-191. - ISBN 5-93890-013-1.
- Цветков, А. Н. Менеджмент учеб. пособие / А. Н. Цветков. - СПб. : Питер, 2009. - 174 с. - (Завтра экзамен) - ISBN 978-5-91180-793-1.
- Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма : учебное пособие. - 2-е изд. / АД. Чудновский, М.А Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. -448 с.