Тема 11. Стратегия поведения в конфликте

Цели изучения

· -Описать внутри личностный конфликт.

· Проанализировать межличностные конфликты.

· Объяснить межгрупповые поведение и конфликты.

· Рассказать о параметрах организационных конфликтов.

· Обсудить навыки ведения переговоров, необходимые для повышения эффективности менеджмента.

· Рассмотреть воздействие стресса, включая физические, психологические и поведенческие проблемы

· Представить способы борьбы со стрессом как для индивидуума, так и в масштабах организации.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Конфликт, сущность и источники.

2. Диагностика конфликта.

3. Фазы развития.

4. Стратегия поведения в конфликте.

5. Пути и этапы разрешения конфликтов.

6. Психофизиология стресса

7. Последствия стресса

Студент должен уметь:

определить функциональный конфликт и дисфункциональный конфликт.

- Описать

влияние межгруппового конфликта на результативность работы организации.

-обсудить причины возникновения межгруппового конфликта.

Понимать причины стресса и выходить из стрессовых состояний.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Конфликт. Конфликтная ситуация. Участники конфликта. Оппоненты. Объект конфликта. Мотив конфликта. Инцидент. Деловой конфликт. Эмоциональный конфликт. Источники конфликта. Тактика поведения. Дискуссия. Спор. Компромисс. Сотрудничество. Уклонение. Соперничество. Методы решения конфликтов. Стресс. Адаптационный синдром. Стрессовые воздействия. Социальная поддержка. Последствия стресса. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Психофизиология стресса. Факторы стресса.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Конфликты между группами неизбежны в деятельности любой организации. Они могут быть позитивными и негативными, в зависимости от того , какое воздействие они оказывают на возможности достижения целей, стоящих перед организацией.

Межгрупповые конфликты возникают при наличии таких факторов, как рабочая взаимозависимость, различие в преследуемых целях, различие в восприятии и увеличивающаяся потребность в специалистах.

Одной из наиболее трудных задач, стоящих перед менеджером, является диагностика межгруппового конфликта и управление им.

Следует отметить, что эффективное управление конфликтом требует использование метода их разрешения, так и метода стимулирования.

Для борьбы со стрессом организации применяют многочисленные программы – изменение культуры компании, занятие физическими видами спорта и т.д.

Индивидуальные программы борьбы со стрессом весьма многочисленные и включают в себя: релаксацию, юмор.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. Обьясните, почему вступают в противоречие роли владельца, предпринимателя и руководителя?

2. Каковы некоторые из основных источников межличностного конфликта?.

3. Каким образом можно прогнозировать исход конфликта?

4. Назовите «золотое» правило разрешения любого конфликта.

5. Что такое общий синдром адаптации? Назовите три его этапа

6. Какие основные черты характера определяют реакцию человека на стресс?

7. Дайте оценку различным способам предотвращения стресса и эффективной борьбы с ним.

Тема 12.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАПОДНОГО БИЗНЕСА.

Цели изучения:

Исследовать роль и влияние разных культур на организационное поведение.

Обсудить национальные особенности межличностных коммуникаций.

Проанализировать национальные особенности мотивации работников.

Дать объяснение национальным особенностям лидерства в менеджменте.

Основные вопросы:

1. Влияние национальных культуры на особенности организационного поведения.

2.Коммуникации в международной среде.

3.Мотивация в разных культурах

4. Управленческое лидерство в разных культурах

Основные понятия.

Кросскультурный менеджмент. Этнические стереотипы, их виды. Национальный менталитет. Национальная деловая культура. Этнопсихология. Модели национальных культур.

Краткие выводы.

Международный контекст организационного поведения приобретает все большее значение по мере расширения деятельности компаний за пределами их стран. Коммуникации в международной среде часто оказываются под влиянием таких факторов, как восприятие, стереотипизация и этноцентризм. В разных культурах существуют разные факторы, которые оказывают влияние на то, как менеджеры управляют своими подчиненными.

Вопросы для самопроверки:

1. Сравните и проанализируйте различные параметры национальных деловых культур.

2. Изучите основные зарубежные модели организационного поведения: американскую, японскую, европейскую. В чем их культурные различия и особенности?

3. Сделайте выводы о возможности и целесообразности использования зарубежного опыта в российской управленческой практике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по курсу: «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

В соответствии с требованиями учебного плана, студенты, изучающие основы менеджмента выполняют контрольную работу по курсу «Организационное поведение».

Цель и задачи контрольных работ.

Современное состояние российских предприятий во многом обеспечивается человеческими ресурсами, профессиональными методами руководства поведением работников. Поэтому при выполнении контрольной работы по курсу «Организационное поведение» перед студентами ставится задача, на основе изучения и анализа специальной литературы, материалов периодической печати, данных практического опыта, раскрыть основные закономерности внутрифирменного поведения работников и системы управленческих отношений в организации.

Содержание и структура контрольной работы.

Контрольная работа включает в себя: план, введение, основную часть, заключение, выполнение практического задания, список литературы.

Во введении обосновывается цель работы, задачи, актуальность, степень изученности проблемы.

В основной части доступным языком, грамотно излагаются теоретические положения темы, не допускается дословное переписывание источников. Ссылки на первоисточники и используемую литературу оформляются в соответствии с правилами оформления научной работы.

В тексте обязательно должен быть использованы основные понятия, предложенные к данной теме.

В заключение работы автор должен сделать основные выводы и рекомендации.

Оформление контрольной работы и ее защита.

Контрольная работа может быть выполнена от руки (при условии четкого почерка, аккуратно выполненной, удобочитаемой) или отпечатана.

Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 2О страниц рукописного текста.

Выбор темы контрольной работы определяется строго по конечной цифре зачетной книжке. Представленная работа, несоответствующая данному требованию считается недействительной.

Сдается работа на кафедру до экзаменационной сессии. Защита контрольной работы осуществляется в группе или индивидуально после получения рецензии преподавателя, ведущего данный курс.

В случае наличия большого количества замечаний, низкого уровня выполнения работы, данная самостоятельная работа возвращается на доработку студенту с обязательным указанием недостатков, которые он должен будет немедленно устранить.

На защите работы студент в течение 5-7 минут устно обосновывает актуальность темы, задачи, цели основные результаты исследования.

ТЕМА№ 1

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЕДЕНИЕ В ОРАНИЗАЦИИ.

1. Факторы, формирующие организационную культуру предприятия.

2. Содержание организационной культуры.

3. Идеология фирмы и ценностные ориентации персонала.

4 Типы организационных культур и проблемы внутренней интеграции.

5. Организационные компоненты культуры управления и влияние их на поведение персонала.

6. Роль лидера в управлении фирмой и формировании имиджа.

ЗАДАНИЕ:

1. Определите тип организационной культуры предприятия, где Вы работаете. Выделите миссию и основные ценности организации, стиль управления.

2. Перечислите функции менеджера в формировании организационной

культуры предприятия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Идеология. Консультативный тип культуры. Контркультура. Корпоративный тип культуры. Методы поддержания организационной культуры. Миссия. Объективная организационная культура. Организационная социализация. Организационная эффективность. Партизанский тип культуры. Предпринимательский тип культуры. Сильная организационная культура. Символика. Символы организационной культуры. Стратегия. Субкультура. Субъективная организационная культура. Толщина организационной культуры. Трудовая этика. Управление организационной культурой. Управленческая культура. Уровни организационной культуры. Ценности.

ТЕМА№ 2.

ЛИЧНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Функциональная роль личности в организации.

2.Индивидуальные свойства и психологические особенности работников организации.

3. Психические процессы, свойства и состояния личности.

4. Факторы, определяющие поведение в организации.

5. Психотипы поведения работников.

6.Самоподача, самооценка и самореализация личности.

ЗАДАНИЕ:

1.Назовите личные качества и профессиональные способности сотрудников, выполняющих функции менеджеров и администраторов фирм.

2. По каким внешним признакам можно определить деловые качества человека?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

темперамент, характер, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, сенсорика, интуиция, логика, этика, экстраверсия, интроверсия, аттракция. Логик. Этик. Рационалист. Иррационалист.

ТЕМА № 3.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

1. Особенности индивидуального поведения человека в современной организации.

2. Факторы, определяющие поведение. Мотивация. Восприятие. Усвоение. Убеждения и отношения.

3 Социально – психологические особенности индивидуального поведения.

4. Психотипы поведения в организации.

ЗАДАНИЕ:

1.Назовите отличительные черты поведения следующих стереотипов: «психологический человек», « технологический человек», «Этический человек».

2. Определите основные сегменты организационного поведения « экономического человека»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Социокультурный образ организации. Социокультурное окружение. «Экономический человек». « Психологический человек». «Технологический

Человек». «Этический человек». Коммуникация. Адаптация. Идентификация. Психологические роли. Мотив. Потребность. Демонстративный тип. Астецо-невротический тип. Психастенический тип. Конформист. Аттракция. Стресс. Лабильность. Экстраверты. Сенситивны. Логики. Рационалы.

ТЕМА№ 4.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1. Социально-психологическая структура коллектива.

2.Социально-психологические процессы в группе.

3. Неформальные группы и феномен лидерства.

4. Социально-психологический климат в организации.

ЗАДАНИЕ:

1.Какие противоречия возникают чаще всего между лидером и администратором в организациях?

2. Стратегия поведения персонала в конфликте между лидером и администратором.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Адаптация, идентификация, коммуникация, неформальный лидер, ситуативный лидер, интеграция, Микрогруппа, коллектив, единомышленники, деловое совещание, сотрудничество, коллегиальность, официальная роль, официальные предписания, должностные обязанности, должностные полномочия, делегирование полномочий, стратегия деятельности, срок исполнения, величина ответственности, оценка исполнения, управленческое воздействие, функции, функции управления, роли управления, управленческие умения, управленческие действия, межличностные роли, информационные роли, решающие роли, формальные от ношения, неформальные отношения, статус, нормы, комфортность, сплоченность, взаимопомощь.

ТЕМА № 5.

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

1.Профессиональные, социальные и психологические роли, функции ролей, ролевой потенциал работников.

2. Делегирование полномочий и должностные обязанности.

3. Коллективные методы принятия решений.

4. Методы и принципы контроля и согласования.

5. Оценка конечных результатов.

ЗАДАНИЕ:

1. Каким образом стиль управления влияет на групповое поведение?

2. Назовите основные правила проведения и подготовки делового совещания.

3. От каких факторов группового поведения зависит результат работы коллектива?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Детальный контроль. Факторный контроль. Упреждающий контроль. Внешний и внутренний контроль. Параметры. Оценка. Критерии оценки поведения сотрудников. Компьютерные системы контроля. Управленческий контроль. Исполнение. Величина ответственности. Распределение ответственности. Организационные риски. Константы делового поведения. Степень деловой активности. Условия делегирования полномочий. « Плюсы» и «минусы» делегирования.

ТЕМА№ 6.

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ.

1. Мотивация и мотивационный процесс.

2. Мотивационный климат в организации.

3. Применение мотивационных теорий.

ЗАДАНИЕ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Мотив, потребность, теория потребностей Д. Мак Клелланда,

мотивационно-гигиеническая теория, иерархическая теория потребностей, процессуальные теории мотивации, теории целеполагания, теория справедливости, теория Маслоу, мотивация достижений, ориентация на власть, ориентация на признание, способы удовлетворения потребностей.

ТЕМА № 7.

УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ.

1. Организационная сущность управления.

2. Характерные черты поведения в организации.

3. Распределение полномочий и обязанностей.

4. Характер организационных воздействий.

5. Методы воздействий на поведение в организации.

6. Трудовые критерии и оценки эффективности работы персонала.

ЗАДАНИЕ:

1. Какими методами можно достичь лояльности сотрудников?

2. Какие крайности поведение руководителя могут проявляться в его управленческих отношениях?

3.Назовите дезорганизующие факторы управленческого процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социализация. Адаптация, Система поощрений. Моральный климат, ценности, нормы, остракизм, дисциплинарный механизм. Единоначалие, психологические факторы, воздействие, восприятие воздействий, общение, организационные ситуации, ожидания, корректировка, подотчетность, ограниченность полномочий, исполнение решений, компетентность персонала, рассогласованность указаний.

ТЕМА № 8.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

1.Коммуникации (понятие, виды, функции, направления).

2.Общение – основа коммуникаций.

3.Виды и законы управленческого общения.

ЗАДАНИЕ:

1.Какую роль в коммуникации играют психологические факторы?

2.Назовите наиболее приемлемые для вас коммуникативные роли.

3. Основные барьеры общения и пути их преодоления.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Коммуникация. Коммуникационный процесс. Способы общения. Барьеры общения. Эффективное общение. Слушание. Способы убеждения. Виды управленческого общения. Навыки эффективной обратной связи. Аттракция. Приемы аттракции. Манипулирование. Конкуренция.

Сотрудничество. Демагогия. Активное слушание. Коммуникабельность. Этикет. Формы общения. Коммуникации менеджера. Деловое общение.

Кодирование. Декодирование. Кросс-культурные коммуникации. Коммуникационные сети. Невербальные средства общения. Кинесика. Просодика.

Такесика. Проксемика. Вербальные средства общения. Информационный вопрос. Зеркальный вопрос. Эстафетный вопрос. Комфортная дистанция.

Голосовой режим общения. «Цыганский» гипноз.

ТЕМА № 9.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.

1. Конфликт, сущность и источники.

2. Диагностика конфликта.

3. Фазы развития.

4. Стратегия поведения в конфликте.

5. Пути и этапы разрешения конфликтов.

ЗАДАНИЕ:

1.Обьясните, почему вступают в противоречие роли владельца, предпринимателя и руководителя?

2. Каким образом можно прогнозировать исход конфликта?

3. Назовите «золотое» правило разрешения любого конфликта.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Конфликт. Конфликтная ситуация. Участники конфликта. Оппоненты. Объект конфликта. Мотив конфликта. Инцидент. Деловой конфликт. Эмоциональный конфликт. Источники конфликта. Тактика поведения. Дискуссия. Спор. Компромисс. Сотрудничество. Уклонение. Соперничество. Медиатор. Методы решения конфликтов.

ТЕМА№ 10

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.

1. Основные особенности национальных моделей менеджмента и традиций коммуникативного поведения народов мира.

2. Национальные стили ведения деловых переговоров.

3.Общие основы этики бизнеса.

4.Влияние национальных различий на деловые отношения.

ЗАДАНИЕ:

1.Назовите основные особенности национального характера: японцев, корейцев, китайцев.

2. Приведите примеры межнациональных различий невербального общения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Американский прагматизм. Механизм социального контроля. Японская процедура принятия решений. Групповая солидарность. Пунктуальность. Демократизм. Педантичность. Замкнутость. «Трудоголики». Самоотдача. Одержимость. Чопорность. Доверчивость. Честолюбие. Сдержанность.

Эмоциональность. Жизнеспособность. Гостеприимство. Деловые связи. Партнеры. Деловые отношения. Национальный стиль. Национальные черты.

Культурные особенности. Стереотипы.

Темы докладов и рефератов

1. Сущность современной концепции организационного поведения.

2. Актуальность и практическая значимость концепции организационного поведения.

3. Человеческие ресурсы как ключевой фактор менеджмента XXI в.

4. Предпосылки становления концепции организационного поведения.

5. Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента.

6. Системный подход к описанию человека в организации.

7. Современное состояние и перспективы развития организационного поведения.

8. Проблемы управления поведением личности в организации.

9. Адаптация и модификация поведения личности в организации.

10. Ролевой аспект взаимодействия личности и организации.

11. Управления карьерой менеджера в организации.

12. Эволюция теорий мотивации.

13. Мотивационный процесс.

14. Основные категории понятийного аппарата теорий мотивации.

15. Иерархия потребностей А. Маслоу.

16. Теория потребностей ERG К. Альдерфера.

17. Теория мотивации Д. МакКлелланда.

18. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.

19. Теория ожиданий В. Врума.

20. Теория «Х» и «У» Д. МакГрегора. Ее развитие в теории «А» и «Z» У.Оучи.

21. Мотивационная теория справедливости Дж. Адамса.

22. Теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера.

23. Мотивация и деньги.

24. Актуальность мотивов приобретения в современных условиях.

25. Влияние свойств личности на реализацию мотивов удовлетворения.

26. Реализация мотивов безопасности через систему наказаний и поощрений.

27. Реализация мотивов подчинения в рамках рабочей группы.

28. Мотивы энергосбережения и их влияние на инновационные формы поведения в организации.

29. Рабочие группы и команды в организации.

30. Концепция организационного развития.

31. Формирование организационной культуры.

32. Процесс развития конфликта и характеристика основных этапов.

33. Характеристика основных методов управления конфликтами.

34. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

35. Сущность, факторы и динамика стрессов в организации.

36. Психические состояния и психосоматические последствия стрессов.

37. Управление организационным поведением персонала в условиях стресса.

38. Модели управленческих ориентаций и их влияние на поведение организации.

39. Структура организации и ее влияние на организационное поведение.

40. Современная концепция высокоэффективных организаций: поведенческий аспект.

41. Коммуникационный процесс: его сущность, элементы и этапы.

42. Проблемы в межличностных контактах и их устранение.

43. Факторы эффективных коммуникаций в организационном поведении.

44. Характеристика коммуникационных сетей.

45. Деловое общение как процесс взаимодействия в организации поведения.

46. Характеристика основных поведенческих теорий лидерства.

47. Характеристика основных ситуационных теорий лидерства.

48. Власть и влияние: сущность, динамика, современные подходы.

49. Поведенческие аспекты основных форм власти и влияния.

50. Характеристика организационных изменений и нововведений.

51. Управление процессом изменений и нововведений в организации.

52. Управление поведением организации на основе принципов маркетинга.

53. Моделирование поведения организации по отношению к клиентам.

54. Маркетинговая поведенческая культура организации и ее составляющие.

55. Основные положения концепции кросскультурного менеджмента.

56. Национальный менталитет и особенности организационного поведения.

57. Построение и эффективность коммуникаций в мультикультурной среде.

58. Характеристика основных национальных деловых культур.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Для студентов специальности 08.05.07 «Менеджмент организации» для заочного отделения

1. Вербальные и невербальные формы общения.

2. Виды и основные законы управленческого общения.

3. Влияние организационной культуры на организационное поведение.

4. Групповое поведение.

5. Делегирование полномочий.

6. Деловая беседа как форма делового общения.

7. Деловое общение его виды и формы.

8. Должностная модель поведения.

9. Имидж делового человека.

10. Индивидуальное поведение.

11. Индикаторы поведенческой активности.

12. Инновационное поведение в организации.

13. Коллективные методы принятия решений.

14. Коммуникативное поведение руководителя.

15. Коммуникации. Виды коммуникаций. Функции, источники.

16. Контролирующее поведение руководителя.

17. Конфликт как процесс.

18. Культура спора и дискуссии.

19. Модели поведения в организации.

20. Национальные особенности коммуникативного общения.

21. Национальные стили ведения деловых переговоров.

22. Невербальное поведение.

23. Общение и межличностные отношения в коллективе.

24. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

25. Организация выполнения заданий и исполнительская дисциплина.

26. Причины конфликтов в организации.

27. Психологические аспекты переговорного процесса.

28. Психологические приемы влияния на партнеров.

29. Пути разрешения конфликта.

30. Ресурсы организационного поведения.

31. Роль лидера в организации.

32. Самоподача в общении.

33. Социальная природа организационного поведения.

34. Социально-психологические особенности индивидуального поведения.

35. Социально-психологический климат и его влияние на поведение.

36. Стили общения.

37. Стратегия поведения в конфликте.

38. Управление поведением в организации.

39. Функции ролей и ролевой потенциал работников организации.

40. Человек в организационной системе.

41. Экономическое поведение.

42. Этика бизнеса.

Тесты по курсу Организационному поведению.

1. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:

А. Команды и контроль;

Б Новое поколение ожидает того же, что и старое;

В Делегирование полномочий;

Г. Баланс между работой и жизнью.

2. Интерес исследователей ОП к таким переменам, как ___________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:

А. Прогулы и текучесть кадров;

Б. Удовлетворенность работой;

В. Эффективность работы;

Г. .Все перечисленные выше пункты.

3. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным:

А. ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;

Б. ОП – это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;

В. ОП делает акцент на практическом применении знаний;

Г. ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?

4. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение, ссылаясь на то, что оно на самом деле соответствует интересам организации, он ________

А. Поступает правильно в отношении самого себя;

Б. Поступает правильно в отношении всего общества;

В. Объясняет неэтичный поступок;

Г. Следует правилам процедурной справедливости.

5. Формирование стереотипов происходит в тех случаях, когда о человеке думают _______:

А. Как об отличающемся от остальных представителей данной группы;

Б. Как об обладающем характеристиками, обычно ассоциирующимися с членами данной группы;

В. Как о напоминающем одних членов данной группы, но отличающемся от других;

Г. Как о вполне компетентном.

6. Демографические характеристики включают в себя__________:

А. Задатки и способности;

Б. Личностные признаки;

В. Основные характеристики, сформировавшие то, чем является человек;

Г. Ценности и установки

7. Личностные характеристики определяются _______

А. Окружающей средой;

Б. Наследственностью;

В.Окружающей средой и наследственностью;

Г.Склонностями и способностями человека.

8. Ценности и установки _______

А. Сходны с задатками и способностями;

Б.Заменяют друг друга;

В. Связаны друг с другом;

Г. Сходны с демографическими характеристиками.

9. Подкрепление делает акцент на _________

А. Внутренних вознаграждениях;

Б. Внешних вознаграждениях;

В. Законе падения дохода;

Г. Социальном научении.

10. Стратегии подкрепления ___________

А. Нарушают этические нормы;

Б. Включают в себя контроль над поведением;

В. Лучше всего работают в тех случаях, когда ограничивают свободу выбора;

Г. В значительной мере заменяются компьютерными технологиями.

11. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:

А. Она является причиной эффективности;

Б. Она может повлиять на текучесть кадров;

В. Ее трудно измерить;

Г. Она не влияет на прогулы?

12. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением _____________:

А. коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации;

Б. приобретенных способностей;

В. личности руководителя;

Г. убеждений членов организации.

13. Какой канал больше подходит для передачи сложного и неоднозначного сообщения:

А. Личный контакт;

Б. Письменный меморандум;

В. Электронная почта;

Г. Телефонный звонок?

14. Метод косвенного управления конфликтом, использующий цепь инстанций для его разрешения, известен как ________:

А. Ссылка на иерархию;

Б. Избегания;

В. Изменение организационной структуры;

Г. Обращение к общим целям.

15. Ниже приведены обычные ошибки участников переговоров, за исключением следующего пункта: ___________

А. Ссылки на миф о «фиксированном размере пирога»

Б. Рациональной эскалации конфликта;

В. Внимательного отношения к потребностям другой стороны;

Г. Неэтичного поведения.

16. Организационное поведение – это предмет изучающий:

А. Мотивы поведения людей;

Б. Функциональное поведение людей в организации;

В. Настроение людей.

Г. Проблемы социализации.

17. Особенности науки об организационном поведении заключаются в том, что она является:

А. Специальной;

Б. Бихевиористской;

В. Мультидисциплинарной

Г. Личностной.

18. Основами организационного поведения стали исследования, проведенные:

А. В Латинской Америке;

Б. Чили;

В. Хоторне.

Г. Европе.

19. Какое из названных направлений представляет поведение человека по схеме «стимул – реакция»:

А. Гуманистическая психология;

Б. бихевиоризм;

В.гештальпсихология.

Г. психогеометрия.

20.Какая из моделей организационного поведения поощряет инициативы, привлекает к участию в управлении:

Аподдерживающая;

Б коллективная;

В. административная.

Г. опеки.

20. Выделите особенности характеризующие «Х» работника:

А.Ленивый

Б. Амбициозный;

В. управляемый.

Г. отрешенный

21. Выделите особенности характеризующие «У» работника:

АЛенивый;

Б. Амбициозный;

В. Независимый.

Г. Творческий.

22. Рычагами управления формальных групп являются:

А Неформальные санкции;

Б. Вознаграждения и штрафы;

В. Стимулирование.

Г. Делегирование.

23. В каких организационных структурах ярко выражен синергетический эффект:

А В рабочей группе;

Б. В команде;

В. В общественном объединении.

Г. Политической партии.

24. Каким организационным структурам присуще личная и групповая ответственность ее членов:

А. Рабочим группам;

Б. Командам;

В. Политическим партиям.

Г Общественным объединениям.

25. Выделите признаки, которые не относятся к личности лидера типа «А»

А. Соревновательность;

Б. Конкуренция;

В. Амбициозность;

Г. Мягкотелость.

26. Какие трудовые коллективы более эффективно работают в сложных условиях:

А. Гетерогенные.

Б. Гомогенные.

В. Неформальные.

Д. Женские.

27 Коммуникация – это процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменения его______

а. Места работы.

Б. Статуса.

В. характера.

Г. поведения.

28 Какое из определений верно:

А. Аттракция – возникновение в ходе общения негативного восприятия.

Б. Аттракция – возникновение привлекательности одного человека для другого при общении.

В. Аттракция возникновение непонимания в ходе общения.

Г. Безразличие.

29 Конструктивный стресс

А. Повышает работоспособность, креативность работника.

Б. Увеличивает чувство неудовлетворенности,

В. Вызывает перегрузки.

Г. Приводит к заболеваниям.

30 На какой стадии формирования группы возникает больше конфликтов и противоречий.

А. Экспериментирования,

Б. становления.

В. зрелости.

Г. Сплочения.

Тесты по курсу «Основы менеджмента»

1.Чем в первую очередь обусловлено возникновение и развитие менеджмента?

а) уровнем развития производительных сил

б) квалификацией работников

в) горизонтальным разделением труда

г) необходимостью прогнозирования конкретного результата деятельности

2. Что в большей степени характеризует сложную организацию?

а) ресурсы

б) зависимость от внешней среды

в) горизонтальное разделение труда

г) вертикальное разделение труда.

3.Обособивший вид управленческой деятельности, являющийся следствием разделения труда в управлении, - это

а) методы управления

б) функции управления

в) принципы управления

г) структура управления.

4.Какие факторы оказывают главное влияние на формирование целей организации?

А)масштабы организации

Б)внешняя среда

В) клиенты, собственники, персонал

Г) конкуренты

5 Фундаментальные основы, рецепты деятельности, основные правила в соответствии с которыми осуществляется управление- это:

а) закон управления

б) принцип управления

в) наука управления

г) функция управления.

6. Стремление к формальной дисциплине и идеальному подчинению – это признак:

а) авторитарного стиля

б) коллегиального стиля

в) либерального стиля

г) попустительского стиля.

7 Что является основой организационного воздействия?

А) дисциплинарная ответственность

Б) способы оценки производственной деятельности

В) способы расчетов норм труда

Г) регламентирование, нормирование, инструктирование.

8. Способы воздействия на персонал –это:

а) стиль управления

б) методы управления

в) принципы управления

г) процессы управления.

9. Как называется первичная структура управления?

А) линейная

Б) линейна – штабная

В) линейно- функциональная

Г) матричная.

10. Какие организации определяют порядок в жизни общества и контролируют его соблюдение?

А) общественные

Б) государственные учреждения

В) институты, клубы, партии

Г) предприятия, объединения, акционерные общества

11. Какой вид решений базируется на выборе, обусловленном знаниями и опытом?

А) Базирующиеся на интуиции

Б) основанные на суждениях

В) рациональные

Г) импульсивные

12 Какие методы воздействия реализуются в форме директив, приказов и распоряжений?

А) дисциплинарного воздействия

Б) распорядительного воздействия

В) организационно – регламентирующего воздействия

Г) морального воздействия.

13 Выделите признаки, характеризующие «Х» работника

А) ленивый

Б) амбициозный

В) самостоятельный

Г) ответственный

14 Выделите признаки, характеризующие «У» работника

А) ленивый

Б) творческий

В) отчужденный

Г) неорганизованный

15 На какой стадии формирования коллектива возникает больше конфликтов?

А) стадии становления

Б) зрелости

В) экспериментирования

Г) сплочения.

16 Выделите характеристики, которые не относятся к определению понятия «команды»

а) СОТРУДНИЧЕСТВО

Б) ЭФФЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА

П0 ФОРМАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО

Г)ЯСНЫЕ ЦЕЛИ.

17 Рычагами управления формальных групп являются:

а) неформальные санкции

б) вознаграждения и штрафы

в) моральное стимулирования

г) признание.

18. Каким организационным структурам присуще личная и групповая ответственность ее членов?

А) рабочим группам

Б) командам

В) политическим партиям

Г) акционерным обществам.

19 Выделите элементы сильной корпоративной культуры

А) культ героев

Б)люди озабочены правилами, приверженностью своим рабочим обязанностям

В) конкуренция между подразделениями и структурами

Г) текучесть кадров.

20 Харизматический лидер это - тот, кто оказывает сильное воздействие на людей:

а) своими личными качествами;

б) коммуникативными навыками;

в) умением манипулировать;

г) властными полномочиями.

21 Как влияет конструктивный стресс на работников?

А) повышает работоспособность, креативность;

Б) увеличивает чувство удовлетворенности;

В) вызывает перегрузки;

Г) приводит к заболеканиям.

22 Что представляет собой управленческое решение?

А) выбор одного из альтернативных образов действий;

Б) достижение конценсуса;

В) оценка результатов;

Г) форма контроля.

23 С помощью каких приемов при общении можно установить обратную связь?

А) «забалтывания»;

Б) «выбор без выбора»;

В) «якорения»;

Г) с помощью постановки вопроса.

24 Выделите то, что относится к коммуникативным каналам.

А) эффект статуса;

Б) личная встреча;

В( электронная почта;

Г) телефонный разговор.

25. Что называется в коммуникации «обратной связью»?

а) процесс, посредством которого получатель осуществляет коммуникации с отправителям, посылая ему ответное сообщение;

б) пути , по которым передаются сообщения;

в) процесс получения символов с фиксированным значением;

г) взаимное признание участников общения.

25 Какое определение власти верно?

А) Власть – это способность убедить другого человека делать то, что нужно вам;

Б) власть –давление на другого;

В) власть – контроль над ситуацией;

Г) власть – это методы убеждения.

26 «Теория черт» лидера и поведенческие теории утверждают, что черты и поведение:

а) важны наряду с остальными переменными;

б) важнее остальных переменных;

в) обусловлены другими переменными;

г) являются символом лидерства.

27 Какое определение экспертной власти верно?

А) экспертная власть –это способность благодаря знаниям и опыту контролировать поведение другого человека;

Б( способность контролировать поведение другого человека, используя желания идентифицировать себя с источником власти;

В) контроль над производственными процессами;

Г) доступ к информации или контроль над ней.

28 Выделите признаки неформального управления

А) лидерство;

Б)административная ответственность;

В) дисциплинарное требование;

Г) контроль исполнения.

29. Какие из названных типов структур управления относятся к механическому типу?

А) дивизионная;

Б)матричная;

В) программно – целевая;

Г) бригадная

30. Какая из научных школ управления выделила функции и принципы управления?

А) школа научного управления;

Б) классическая школа;

В) школа человеческих отношений;

Г) количественная школа.

Наши рекомендации