Определение подвижности нервных процессов
Определите подвижность возбуждения, оценив по пятибалльной шкале следующие качества:
1. Быстрота перехода от деятельности к покою
2. Склонность разнообразить выполнение одного и того же дела
3. Незлопамятность
4. Вспыльчивость
5. Нетерпение, желание перебивать во время беседы
6. Быстрота перехода от одной работы к другой
7. Быстрота реакции
8. Находчивость
9. Сообразительность
10. Несдержанность в высказываниях и поступках.
Определите средний балл. Затем проверьте инертность возбуждения по тем же критериям, что и сила, но только со знаком минус(инертность возбуждения означает его устойчивость, медленный переход к покою).
Здесь оценивается:
1. Умение довести до конца начатое
2. Переход от деятельности к покою
3. Терпеливость и способность не реагировать на «мелочи жизни»
4. Постоянство в привычках, привязанностях
5. Склонность думать и говорить об одном и том же слишком долго и подробно
6. Засыпание после сильного волнения
7. Несдержанность в высказываниях и поступках
8. Неуступчивость, когда требуют изменить привычное
9. Привыкание к новым условиям
10. Склонность к медленному темпу и однообразным делам.
Выведите средний балл. Сравните два полученных значения. Сравнение двух средних баллов покажет, каким является возбуждение – подвижным или инертным.
Затем исследуйте подвижность тормозных процессов. Оценке подлежат следующие особенности:
1. Быстрота двигательных и речевых реакций
2. Быстрота возбуждения (в ситуациях, когда нужно сохранить способность к спокойствию)
3. Готовность к действиям
4. Склонность к подвижному образу жизни (к переездам, экскурсиям и т.д.)
5. Умение быстро осваиваться с новой обстановкой
6. Умение оправдываться, изворачиваться
7. Общительность
8. Вспыльчивость
9. Быстрота вхождения в трудовой ритм после отдыха
10. Мнение окружающих о том, насколько деятелен, расторопен человек.
Как и в других случаях, вычислите средний балл, а далее произведите определение инертности торможения. Она проявляется по тем же показателям, только теперь, чем медленнее и труднее «снимаются тормоза», тем выше оценка. Вновь вычислите средний балл. Сравнением двух абсолютных цифр (средних показателей подвижности и инертности тормозного процесса) определяется характеристика торможения: является ли оно подвижным (легко преодолеваемым) или инертным.
Из перечисленных выше характеристик образуются 4 основных типа ВНД, общие для человека и животных.
Индивидуально-типологические особенности ВНД
№ | Сила нервных процес-сов | Уравновешенность нервных процессов | Подвижность нервных процессов | ||||
cила возбудимости | сила торможения | подвижность возбуждения | инертность возбуждения | подвижность торможения | инертность торможения | ||
средний балл |
В отличие от животных для человека характерны 3 дополнительных типа ВНД, в основе которых лежит соотношение сигнальных систем действительности: художественный тип, мыслительный тип, средний тип. Определить свою принадлежность к тому или иному типу можно следующим образом.
Оцените по пятибалльной системе следующие качества, определяющие проявления художественного склада. Выведите средний балл:
1. Эмоциональность восприятия природы.
2. Образность мышления.
3. Мечтательность.
4. Выразительность мимики и пантомимики.
5. Склонность к артистической деятельности.
6. Склонность к импульсивным, предварительно необдуманным поступкам.
7. Склонность к конкретным наукам.
8. Простота и непосредственность.
9. Любовь к животным, сценическому искусству.
10. Любовь к красивой и оригинальной одежде.
Мыслительный тип определяется по следующим качествам:
1. Обдумывание своих поступков.
2. Склонность к сомнениям, стремление самому разобраться во всем, не доверяя чужим заключениям.
3. Склонность к абстрактным наукам.
4. Склонность к анализу и обобщениям.
5. Предусмотрительность.
6. Полнота волевого акта (осознанность желаний, способность принимать решение, исполнять его).
7. Хорошая память на факты.
8. Степень самокритичности.
9. Склонность к обсуждению сложных вопросов; размышлениям, теоретизированию.
10. Выбор друзей, избирательность отношений с другими людьми.
Снова выведите средний балл. Далее сравните полученные средние значения. Если показатели художественного типа преобладают над мыслительными на 0,3 и более баллов – тип художественный, если наоборот – мыслительный. Если же эти цифры равны в пределах тех же трех десятых – тип средний.
Оформление опыта.Заполните таблицу.На основании полученных данных определите свою принадлежность к определенному типу ВНД.