Монтажная организация в звукозаписи
Можно указать на три преимущественных вида организации монтажных структур в аудио редакторах ПК и соответствующие им методы проведения звукозаписи.
Последовательный монтаж.Анализируются несколько дублей записанного произведения, из которых отбираются фрагменты, оказавшиеся сравнительно лучшими во всех отношениях. Копии этих фрагментов, взятые «с захлёстом», то есть с расширенной областью, размещаются в монтажном поле в нужной хронологической последовательности, после чего производится точный поиск монтажных точек и собственно склеивание (смотри рисунки 9-7 -- 9-9).
Разновидностью последовательного монтажа является описанное выше соединение «с наплывами» фрагментов записи, выполненной с искусственными разделами музыкального материала.
Исполнение звукового произведения на записи несколькими полными дублями и «дописками» к ним для многих
артистов почему-то представляется совершенно очевидным. Пожалуй, единственный аргумент, подтверждающий справедливость такого подхода к делу — это то, что при подобной организации работы внутренняя динамика, смена темпов и эмоциональных состояний в пределах единого дубля наиболее точно и естественно соответствуют исполнительской концепции. Но нужно учитывать, что перерывы между записями отдельных дублей, когда происходит прослушивание материала, а затем следует, пусть небольшой, но отдых, могут привести к заметному отличию, в целом, следующего дубля от предыдущего, притом что и его художественная внутренняя структура также окажется логичной.
Эта разница может стать препятствием в монтаже, необходимость которого продиктована технологическими погрешностями исполнения или неточностями в изложении авторского текста. Чередование фрагментов разных дублей в таком случае может разрушить концептуальное единство звукового произведения. И далеко не всегда мастерское умение звукорежиссёра откорректировать динамику и темп при монтаже способно исправить положение.
В связи с этим появилась другая идея организации процессов записи и монтажа — монтаж с исключениями.Запись ведётся как бы одним дублем, без больших перерывов, без регистрации различных вариантов, но всякая неудача исправляется тотчас же, переигрыванием (пересказыванием, в случае речевых жанров) того эпизода или его части, где был дефект. Разумеется, это делается с определёнными, иногда специально оговариваемыми, «захлёстами».
При монтаже звукорежиссёр исключает ненужный повтор заодно с ущербным моментом (рис. 9-18). Иллюзия непрерывности исполнения гарантируется тем, что из-за отсутствия антракта артисты уверенно сохраняют художественные сиюминутные ощущения.
Некоторые исполнители не сразу соглашаются на такой способ работы из-за его непривычности. Но, единожды попробовав, иного и не мыслят.
Если подобным способом организуется запись хора a'capella, то звукорежиссёр обязан контролировать не только темп исполнения, но и звуковысотное положение. Автор использует для таких случаев «подсказку» в виде оперативной трансляции в тонателье кусочка фонограммы
Рис. 9-18
эпизода, предшествующего остановке. Серьёзной ошибкой может оказаться настройка хора по камертону перед продолжением этой псевдонепрерывной записи, ибо если такая коррекция высоты звука приведёт к её смещению хотя бы на 1 /8 тона по сравнению с предыдущим фрагментом, то скрыть последующий монтаж от музыкального уха не удастся.
Воздавая должное артистам, чей высокий профессионализм позволяет записать звуковое произведение «с одного-двух дублей», скажем о существовании монтажа со вставками.Дубль записи, удачный во всех отношениях почти полностью, считается основным, и лишь минимальное число эпизодов в нём может быть заменено аналогичными кусками из другого дубля. Некоторые программы
аудио редакторов позволяют делать такие вставки в полуавтоматическом режиме, когда не нужно заботиться о соответствии продолжительности заменяемого и замещающего отрезков. В противном случае операция замены производится в несколько этапов: из основного дубля удаляется точно ограниченный неудачный фрагмент, в точку его начала вставляется копия нужного куска иного дубля; при этом вторая граница «очищенного» участка смещается в монтажном поле вправо, уступая место вставке любой длины. И последняя склейка удаляет образовавшийся зазор между окончанием замещающего куска и продолжением основного дубля.
Поскольку выбор технологии монтажа определяется стилем работы режиссёра, возможностями оборудования, привычками артистов и спецификой звукового материала, то стратегические соображения необходимы уже на стадии подготовки к записи, чтобы последняя была организована соответствующим образом. Это обеспечит минимальную утомляемость исполнителей, и целесообразный расход студийного времени.