Поведение в организации и показатели ее работы

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»?

Значение науки о поведении в организации никогда не было так велико для менеджеров, как в последние десятилетия. По существу, «Организационное поведение» образует социально-пси­хологическую основу построения эффективной системы управления. Для того чтобы найти подтверждение этому, уместно еще раз обратиться к определению того, кто такой менеджер, и к следую­щим характеристикам:

функции менеджера;

роль менеджера;

мастерство менеджера.

Менеджеры — это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают ре­шения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих орга­низациях). Под организацией при этом принято понимать координиру­емый союз двух и более людей, который функционирует на относи­тельно постоянной основе для достижения общих целей. Организация­ми являются, например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, боль­ницы и церкви.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА

В начале XX в. французский промышленник Г. Файол пи­сал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим:

планирование;

организация работы;

руководство;

контроль.

Планирование. Поскольку организация существует для того, чтобы достичь конкретные цели, кто-то должен определить эти цели и сред­ства, посредством которых они могут быть достигнуты. Менеджеры, осуществляя функцию планирования, вырабатывают цели организа­ции и общую стратегию ее деятельности, а также планы, направлен­ные на осуществление интеграции и координации этой деятельности.

Организация работы. Менеджеры также несут ответственность за проектирование организационной структуры. Это предполагает оп­ределение того, на каком уровне принимаются решения, кому сле­дует докладывать об их выполнении, а также конкретных задач и их исполнителей.

Руководство. В процессе повседневной работы, которая склады­вается из мотивации других людей, направления их деятельности, выбора наиболее эффективных норм их взаимодействия и обще­ния, а'также разрешения конфликтных ситуаций, менеджеры осу­ществляют руководство организацией.

Контроль. Наконец, менеджеры осуществляют контроль за дея­тельностью организации. После того как цели поставлены, планы

их достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения непредвиденных сбоев и отклонений и процессе ра­боты. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоян­ный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. В ситуациях, когда возникают суще­ственные отклонения, задача менеджеров состоит в том, чтобы вер­нуть организацию на первоначально выбранное направление или скорректировать само это направление (если в силу изменившихся условий появилась такая необходимость).

РОЛИ МЕНЕДЖЕРА

В конце 60-х гг. Г. Минтцберг, основываясь на тщательном обследовании работы менеджеров, пришел к заключению, что ме­неджеры выполняют ряд тесно взаимосвязанных ролей. Условно они были разделены на три группы.

Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением меж­личностных отношений и взаимодействием работников в организа­ции (мотивация, координация деятельности подчиненных, делеги­рование полномочий, формальное представительство: принятие уча­стия в церемониях, награждениях и т.п.).

Во вторую группу выделена информационная роль, которая вклю­чает сбор, обработку и передачу необходимой информации. Напри­мер, прочитав в журнале о планируемых изменениях в конкуриру'-ющсй фирме, менеджер доводит эту информацию (если она пока­жется ему важной) до высшего руководства, организует ее обсуж­дение с подчиненными, продумывает дополнительные меры по по­вышению конкурентоспособности продукции своей фирмы.

Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с при­нятием управленческих решений. "Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и решений, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситуаций, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принима­емые решения и их выполнение.

МАСТЕРСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Для характеристики работы менеджеров целесообразно рас­смотреть, какими профессиональными качествами они должны об­ладать, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности. Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:

техническое мастерство (наличие и способность применять кон­кретные знания и навыки работы, например, в области бухгал­терского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);

мастерство общения (умение работать с другими людьми, по­нимать и мотивировать их, разрешать конфликты);

концептуальное мастерство (умение анализировать сложные си­туации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные). Таким образом, анализ функций, выполняемых менеджерами, их роли в организации и мастерства, необходимого для того, чтобы успешно выполнять эту работу, показывает, насколько важно для менеджера уметь непосредственно работать с людьми, определять при­чины их поступков, прогнозировать их поведение в будущем и его социально-экономические последствия.

В связи с этим представляют интерес результаты обследования, проведенного Ф. Лузенсом и его коллегами. Они обследовали 450 ме­неджеров и пришли к заключению о том, что их работу можно свес­ти к следующим видам управленческой деятельности.

1. Традиционный менеджмент (принятие решений, планирование, контроль).

2. Взаимодействие (обмен информацией, документооборот, груп­повое принятие решений).

3. Управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор пер­сонала, обучение, обеспечение дисциплины, управление конфлик­тами и т.п.).

4. Установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созда­нию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).

Результаты проведенного обследования представлены в таблице.

Затраты на различные виды управл   времени енческой деят   Таблица ельности (в %)  
Деятельность   Менеджер в среднем   «Эффективный» менеджер  
Традиционный менеджмент Взаимодействие с работниками Управление человеческими ресурсами   32 29 20   19 44 26  
Установление внешних связей     1 1  

Исследования показали: в среднем менеджер тратит примерно 32% своего рабочего времени на традиционную управленческую деятельность, 29% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 20% — непосредственно на управление человечес­кими ресурсами и 19% — на поддержание рабочих контактов за пределами организации. «Эффективный» менеджер (тот, который добивается наилучших количественных и качественных показате­лей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабочего времени, 44% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 26% времени он уделяет управлению человечески­ми ресурсами и 11% — поддержанию рабочих контактов за пре­делами организации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимо­действие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие.

Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы менеджера. В последнее время значение знаний в этой области еще более увеличилось, что обусловлено рядом объек­тивных причин. Увеличивающееся стремление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспек­тиву развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обус­ловливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Все большего внимания к себе требуют вопросы формиро­вания новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективного развития кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства. Естественно, что организовать работу людей на прин­ципиально новой основе могут только хорошо подготовленные спе­циалисты, которые обладают профессиональной интуицией и зна­ют законы поведения людей в различных условиях.

ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ РАБОТЫ

Важная особенность данной дисциплины состоит также в том, что все проблемные вопросы рассматриваются в непосредственной корреляции с вопросами управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации:

производительностью;

дисциплиной;

текучестью кадров;

удовлетворенностью работой.

Производительность. Существуют разные подходы к определе­нию производительности. Для оценки работы организации может быть использован комплексный показатель, в состав которого вхо­дят два компонента: эффект и эффективность. При этом под эф­фектом следует понимать достижение целей, поставленных перед организацией, т.е. полученный результат, а под эффективностью — отношение полезного результата к затратам, обусловившим его до­стижение. Например, организация может получить эффект посред­ством увеличения объема производства и продаж или расширения рынка сбыта своей продукции. Однако оценка результатов работы

организации будет неполной без учета того, ценой каких затрат этот эффект был получен. Показателями эффективности в этом случае могут выступать прибыль и выработка продукции в единицу времени.

Дисциплина. Важнейшим показателем дисциплины являются не­явки на работу. Их анализ в динамике и сравнение со средними показателями по отрасли (по группе предприятий) позволяют не только оценить поведение работников в организации, но и прогно­зировать его изменение. Неявки на работу по уважительным причи­нам, например по болезни, не являются непосредственным показа­телем дисциплины. Вместе с тем они могут свидетельствовать о наличии в организации факторов, способствующих высокому уров­ню стресса у работников, следствием чего является повышение уровня их заболеваемости.

Текучесть кадров. Высокий уровень текучести кадров в органи­зации означает увеличение расходов на подбор персонала, отбор наиболее достойных кандидатов и обучение. При этом также может наблюдаться снижение выработки продукции в период, предше­ствующий уходу работника, и в первые месяцы работы у принято­го на предприятие нового работника. Конечно, организации не мо­гут полностью избежать текучести кадров. В ряде случаев текучесть может рассматриваться и как позитивное явление, например если уходит не соответствующий требованиям организации работник, а взамен приходит работник с более высокими возможностями и мо­тивацией, с. новыми идеями. Однако чаще всего для организации текучесть означает потерю работников, которых не хотелось бы те­рять. Таким образом, когда уровень текучести в организации чрез­мерно высок или когда организацию покидают лучшие работники, текучесть кадров следует рассматривать как разрушительный фак­тор, негативно влияющий на эффективнрсть работы организации.

Удовлетворенность работой. Под удовлетворенностью работой понимают отношение работника к различным сторонам своей тру­довой деятельности. Часто удовлетворенность определяют также как соотношение между суммой благ и вознаграждений, которую ра­ботник получаст на работе, и той, которую, по его мнению, он должен был бы получить. В отличие от приведенных ранее критери­ев удовлетворенность работой характеризует не столько поведение на работе, сколько отношение к ней. Вместе с тем ее принято отно­сить к числу важнейших оценочных показателей в силу следующих обстоятельств. Во-первых, принято считать, что работники, удов­летворенные своей деятельностью, как правило, более мотивирова­ны и достигают более высоких результатов. Во-вторых, отмечается, что общество, особенно в странах с развитой экономикой, должно заботиться не только о высоком уровне производительности и уровне жизни населения, но и о качестве жизни, неотъемлемым элемен­том которой является удовлетворенность выполняемой работой.

§ 2. «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» С УЧЕТОМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА

Существенное влияние на поведение людей в организации оказывает национальная культура их страны (основные духовные ценности и особенности поведения, характеризующие людей той или иной страны).

В условиях усиливающейся тенденции к расширению междуна­родных экономических связей и развитию сотрудничества между странами в различных областях экономики и общественной жиз­ни, с одной стороны, происходит определенное сближение стран, усиливается сходство в стратегии развития организаций, в техно­логии производства, в развитии инновационных процессов. С дру­гой стороны, устойчиво сохраняются культурные ценности раз­личных стран, а следовательно, и присущие им отличия в системе управления.

Охарактеризовать российскую национальную культуру достаточно сложно. Отмечаются существенные отличия в культурных ценное- ' тях среди представителей различных регионов нашей огромной стра­ны, а также различных поколений и социальных групп. Проблема особенностей России и выбора эффективных форм управления, со­ответствующих им, требует серьезных исследований, которые еще предстоит осуществить. Тем не менее некоторые общие выводы от­носительно российских культурных ценностей, имеющих непосред­ственное отношение к управлению, могут быть сделаны.

Существует целый ряд подходов, позволяющих определить, чем именно различные страны отличаются друг от друга. Один из наи­более известных подходов к анализу отличий между странами пред­ложен Г. Хофстейдом. Обследовав в 70-е гг. свыше 116 000 работни­ков, занятых в международных корпорациях в 40 странах, Г. Хоф-стсйд пришел к выводу о том, что представители этих стран разли­чаются на основе четырех важнейших критериев:

и нди видуал изм/коллекти визм;

отношение к власти;

отношение к риску;

отношение к роли женщины в обществе.

В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток определить национальные особенности поведения в России. На основе класси­фикации Хофстейда по результатам этих исследований они были охарактеризованы следующим образом:

индивидуализм/коллективизм — преобладание коллективистских наклонностей;

отношение к власти — «дистанция власти» и степень авторита­ризма значительно выше среднего;

отношение к риску — сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму;

отношение к роли женщины в обществе — только формальное равноправие.

Различают страны с преимущественно коллективистскими и пре­имущественно индивидуалистскими наклонностями. Г. Хофстейд вы­явил высокий уровень корреляционной зависимости между степе­нью индивидуализма и показателем валового национального продукта на душу населения. Так, индивидуалистские страны (США и мно­гие другие западные страны) характеризуются, как правило, наи­более высокими показателями валового национального продукта на душу населения, коллективистские — относительно низкими.

Россия в соответствии со шкалой Г. Хофстейда может быть отне­сена к группе стран с преимущественно коллективистскими на­клонностями. Работники часто ожидают, что их организация будет заботиться о них и опекать их, если они окажутся в затруднитель­ном положении, в то время как в индивидуалистских странах в таких ситуациях принято больше полагаться на свои собственные усилия. Принадлежность к группе, определенному социальному слою для многих россиян является достаточно сильным мотиватором, подчас не менее значимым, чем материальное вознаграждение.

В России достаточно высока «дистанция власти». Страны с высо­кой «дистанцией власти» признают существенные отличия в пове­дении людей внутри организации в зависимости от их статуса и служебного положения. Работники, как правило, демонстрируют особое почитание своих руководителей. Звания и статус имеют боль­шой вес. На переговоры в такие страны зарубежные организации предпочитают посылать (равно как и принимать) представителей, статус которых, по крайней мере, не ниже, чем у противополож­ной стороны. Россия может быть отнесена к группе стран с высокой «дистанцией власти» (как, например, бывшая Югославия, Индия и Греция). По результатам обследования группы руководителей в Мос­кве, проведенного в начале 90-х гг., 42% интервьюируемых руко­водителей тяготеют к авторитарному типу управления и 22% — к патерналистскому. Среди обследованных руководителей отмечалась также большая тяга к поддержанию стабильности их настоящего служебного положения: 66% хотели бы продолжать руководящую работу в той же самой компании в течение ближайших 5 лет или до пенсии.

По оценке специалистов, стремление контролировать ситуацию и свести риск к минимуму в экономической и социальной жизни общества составляет существенную особенность российского менталитета. Подтверждением этому могут служить, например, во все времена провозглашаемая развернутая политика поддержки наи­менее защищенных и социально уязвимых групп населения, линия

на перераспределение средств и доходов между эффективно работа­ющими предприятиями и теми, кто работал не очень успешно, уравнительные тенденции в области оплаты труда и занятости. В странах, в которых выражено стремление свести риск к миниму­му, как правило, вырабатываются специальные механизмы, позво­ляющие минимизировать риск, например множество формальных правил и процедур, регламентирующих поведение. В таких странах может проявляться нетерпимость к нестандартным решениям и под­ходам, формам поведения, отличающимся от общепринятых. Насе­ление в этих странах обычно демонстрирует относительно низкий уровень трудовой мобильности, а система пожизненного найма яв­ляется широко распространенной практикой.

Естественно, что при характеристике менталитета той или иной страны оценки типа «хорош он» или «плох», неуместны. Другое дело, что знание особенностей поведения и системы управления в различных странах может оказаться весьма полезным при принятии наиболее оптимальных управленческих решений.

В последнее время в России отмечается значительный интерес к зарубежному опыту, в том числе и в области управления. Однако его применение будет успешным только в случае его модификации к условиям российской действительности и особенностям российс­кого менталитета. Изучая опыт управления в другой стране и пыта­ясь использовать его в отечественной практике, всегда полезно по­мнить об имеющихся сходствах и различиях России с этой страной. Так, например, богатый опыт, накопленный в США в области разработки теорий управления, мотивации и лидерства, далеко не всегда может быть успешно использован в той же форме в России. С точки зрения особенностей поведения людей наши страны суще­ственно отличаются. Так, если среди американцев преобладают ин­дивидуалистские наклонности, то россиянам в большей мере свой­ственны коллективистские ценности. Нельзя сбрасывать со счетов и такое отличие. В Америке, как правило, принято поощрять риск:

тот, кто рискует, имеет большие прибыли, однако он же в случае неудачи берет на себя ответственность за убытки и потери. В России же, как правило, принято распределять риск, а следовательно, и выгоды в случае успешного завершения дела. Вместе с тем разумное использование зарубежного опыта может оказаться достаточно эф­фективным средством решения экономических и социальных про­блем. Подтверждением тому являются японские «кружки качества». Американские специалисты утверждают, что «кружки качества» (группа работников, которые регулярно встречаются, чтобы обсу­дить проблемы качества, выявить причины их появления, предло­жить пути их устранения и реализовать их на практике) изначально родились в Америке, а в 50-е гг. были экспортированы в Японию. В условиях японского коллективистского менталитета «кружки ка­чества» оказались настолько эффективными, что сейчас все чаще

поднимается вопрос о необходимости возродить их и уделить им гораздо более серьезное внимание в самой Америке.

Знание культурных ценностей, преобладающих в российском об­ществе, будет весьма полезным и для иностранных специалистов, которые работают в России и имеют дело с ее гражданами, чьи куль­турные ценности и историческое прошлое отличаются от их соб­ственных.

РЕЗЮМЕ

Таким образом, изучение науки «Организационное пове­дение» основано на анализе широкого круга вопросов междисцип­линарного характера.

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на ее работу (производительность, дисциплину, текучесть кадров), а также их удовлетворенность выполняемой работой. Основу изучения этой дисциплины составляют способности и личностные качества работ­ников, их удовлетворенность, отношение к труду, мотивация, вза­имодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями и раз­витием организации.

«Организационное поведение» основано на рассмотрении широ­кого круга вопросов междисциплинарного характера. В свою очередь «Организационное поведение» представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин, и в частности для принятия решений в области управления персоналом.

Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эф­фективной работы менеджера. В последнее время значение знаний в этой области еще более возросло. Увеличивающееся стремление пред­приятий выжить в жесткой конкурентной борьбе и обеспечить ста­бильную перспективу развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процес­сов, что обусловливает необходимость постоянного совершенствова­ния работы с людьми. Именно поэтому вопросы формирования но­вой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпри­нимателем риск нововведений, перспективного развития кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства требуют к себе все большего внимания. Естественно, что организо­вать работу людей на принципиально новой основе могут только хо­рошо подготовленные специалисты, обладающие профессиональ­ной интуицией и знаниями законов поведения людей в различных условиях.

Глава II ЛИЧНОСТЬ

§ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ*

Об индивидуальном мышлении и поведении накоплено не­мало знаний, которые могут быть полезны менеджеру, в чьей работе главное — понять людей, чтобы работать с ними. Задача данной гла­вы — представить некоторые психологические школы, теории и кон­цепции, наиболее пригодные для современного менеджера.

Мы проследим возникновение и становление современных школ на процессе формирования человека как личности.

СОЗРЕВАНИЕ ОРГАНИЗМА

У новорожденного имеются лишь простые физиологичес­кие потребности, однако очень скоро они претерпевают изменения под воздействием ряда факторов (рис.).

поведение в организации и показатели ее работы - student2.ru

Под влиянием этих взаимосвязанных факторов происходит изме­нение физических потребностей и появляются психосоциальные по­требности.

Кратко рассмотрим основные этапы созревания человеческого организма.

· В этой главе использованы фрагменты определения и понятия из книги М.А. Робера и Ф. Тильмана «Психология индивида и группы».

В первые 3 года жизни у ребенка в основном развиваются следую­щие главные способности: ходить, говорить и быть чистым.

Ходьба — это сложный механический акт, требующий мышечной координации почти всех частей тела. Помимо координации мышечных групп, соответствующего мышечного тонуса, ходьба невозможна без сохранения равновесия, что требует очень сложного нервно-мотор­ного развития. Следует отметить, что развитие психики ребенка про­текает синхронно с успехами, достигаемыми в ходьбе, так как, передвигаясь, ребенок удовлетворяет свои желания, обогащает свою психику, расширяет свои познания.

Речьвша более способствует психосоциальному развитию ребенка, Речь активизирует моторику (она приводит в движение мышцы), интеллект (понимание, выбор слов) и аффективность (эмоции, же­лания).

Приучение к горшку характеризует способность сознательно контро­лировать и регулировать работу сфинктеров, что невозможно без ко­ординации вегетативной нервной системы и высших центров мозга.

В возрасте 3—6 лет ребенок, ставший «взрослым» с точки зрения его сенсомоторного развития, вступает в период относительно мед­ленного роста. Ежегодно его рост увеличивается на 5—6 см, а вес — примерно на 2,5 кг. В этом возрасте продолжается совершенствование нервной системы ребенка. Оно завершается к 7 годам. В этот период мальчики и девочки поступают в школу. Их биологическая зрелость уже довольно высока. И теперь процесс созревания несколько замед­ляется. Он ускорится в подростковый период.

В этот период определяющая роль принадлежит гипофизу, секре-тирующему гормоны роста. В первые 5 лет жизни ребенок в среднем удваивает свой рост, между 6 и 12 годами он растет довольно мед­ленно, но с наступлением подросткового возраста рост возобновля­ется и происходит неравномерно и скачкообразно, что приводит к значительной диспропорции частей тела. Временная нескладность уменьшается к 16—17 годам и полностью исчезает к 20 годам. Между 12 и 16 годами удваивается объем сердца, увеличивается артериаль­ное давление, а мозг, вес которого возрастает в 3 раза в первый год жизни, больше не увеличивается. Этот возраст также характеризуется пробуждением сексуальности.

Окончание юношеского периода означает для человека оконча­ние его биологического роста. Наступает период перехода во взрос­лое состояние. По мере того как юноша и девушка становятся биоло­гически зрелыми, они все активнее вступают в социальный мир.

НАУЧЕНИЕ

По мере того как человек созревает, он приобретает и но­вый жизненный опыт, т.е. он обучается. Сталкиваясь с социальной действительностью, он нередко оказывается в ситуации фрустрации,

и последняя начинает играть роль побудительного мотива. Подробнее о фрустрации будет рассказано далее, здесь мы ограничимся лишь самим понятием.

Фрустрация (от лат. Гп.151га1ю) —-обман, тщетное ожидание, рас­стройство; психическое состояние, возникающее вследствие реаль­ной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Фрустрация проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тре­вожности, отчаяния, гнева и др.

Теория научения (бихевиоризм) — это крупная школа психоло­гии, представленная работами И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона и Б.Ф. Скин-нера. Термин «теория научения» применяется преимущественно по отношению к психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуально­го опыта, таких, как привыкание, запечатление, образование про­стейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навы­ков, реакций сенсорного различения и т.п. Бихевиоризм — ведущее направление американской психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение, понима­емое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов — реакций на воздействия (стимулы) внеш­ней среды. Благодаря приобретаемым навыкам поведения человек при­спосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирова­ния.

Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, ме­тод «проб и ошибок» и инсайт.

Условный рефлекс. У человека, как и у животного, самым элемен­тарным способом научения является условный рефлекс. Если челове­ку надлежащим образом предъявить привычный и новый для него раздражитель, то он ответит своим поведением на второй так же, как и на первый. Так, павловская собака выделяла слюну как при предъявлении пищи, так и на звук звонка. Для этого было достаточ­но, чтобы ранее звонок сопровождался появлением пищи.

Одновременно с И.П. Павловым изучением условного рефлекса занимался американский ученый'Д.Б. Уотсон. Он применил концеп­цию условного рефлекса к теории научения. Д.Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов и реакций. Стимул можно определить как наблюдаемое изменение внешней сре­ды, а реакцию — как действие организма в ответ на стимул. Он про­вел в своей лаборатории следующий нспедагогический опыт: детям показывали хорошенькую белую мышку и в это же время раздавался страшный грохот. Потребовалось немного повторений, чтобы детей охватывал такой же ужас при появлении белой мышки, как и при том диком шуме, который сопровождал это появление.

Уотсон считал, что между определенными стимулами и ответны­ми реакциями существуют врожденные связи. С помощью условных

рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями.

Будучи твердо убежденным в важности принципов научения и в обучаемости человека, Уотсон говорил о том, что если ему дать дюжи­ну здоровых, восприимчивых детей и позволить воспитывать по его методу, то он гарантирует, что сделает любого из них кем захочет — врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже попрошайкой или вором, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности.

Таким образом, условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запо­минает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь. (Так, например, дети при виде врача часто плачут.)

Обусловливание не меняет поведения. Изменяется лишь ситуация, которая его вызывает. Количество действий, поддающихся обусловли­ванию, относительно невелико, но именно они являются рефлексами.

Б.Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию ус­ловных рефлексов, созданную И.П. Павловым и развитую Д.Б. Уотсо-ном и др. В частности, он установил различие между двумя типами реакций — ответными, или автоматическими, возникающими в от­вет на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки от горячей печки), и оперантньши, кото­рые самопроизвольно вырабатывает организм (такими, как ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир).

Оперантные условные реакции возникают в результате воздей­ствия — наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно увеличить, сопровождая ее проявление тем, что обычно называется наградой, т.е. позитивным воздействием, или уменьшить, сопровождая ее тем, что обычно счи­тается наказанием, т.е. негативным воздействием. Именно поэтому опе-рантные реакции так важны в теории научения. Воздействие помога­ет эффективно изменять поведение. Любопытно, что оперантное научение длится дольше, если вознаграждение будет носить не по­стоянный, а периодичный характер.

Метод «проб и ошибок». Научение методом «проб и ошибок» изу­чали американцы Торндайк и Халл.

Животное, например кошка, запертая в клетке, видит, что по ту сторону решетки находится пища. Для того чтобы достать ее, живот­ному необходимо выйти из клетки, а для этого ему следует нажать на рычаг. Сначала кошка начинает метаться по клетке и грызть пру­тья решетки. Некоторое время спустя она случайно делает необходи­мое движение, выходит из клетки и съедает пищу. Чем чаще повто­ряется опыт, тем меньше делается бесполезных движений. И наконец наступает момент, когда животному удается быстро выбраться из клетки.

Случайный успех оставляет след и в дальнейшем облегчает следу­ющие пробы и сокращает их количество. Эти пробы становятся на­стоящими сигналами, связанными с тем, что следует или не следует делать для достижения желаемого результата. Можно предположить, что в этом процессе участвует память. Как и в случае с условным рефлексом, так и в случае научения методом «проб и ошибок» речь идет о формировании навыка в результате установления связи с сиг­налом либо с предшествующим опытом.

Инсайт. В данном случае речь идет о наиболее совершенной фор­ме научения. На пути к достижению желаемого человек встречает препятствие. Оказавшись в ситуации фрустрации, он может действо­вать по-разному. Предположим, что однажды человеку удалось обой­ти это препятствие. Его мозг сохраняет этот опыт, как впоследствии и другой. В дальнейшем, когда человеку потребуется выбрать ту или иную форму поведения в конкретной ситуации, он воспользуется прошлым опытом, но реорганизует его применительно к данной ситуации. Эта реорганизация накопленного опыта благодаря более адекватной мозговой деятельности приведет его к новому типу пове­дения.

Что облегчает научение? Одни обучаются легче и быстрее, дру­гие труднее. Это зависит от различных факторов, связанных с возра­стом человека. Молодые обучаются лучше и быстрее, чем пожилые или совсем юные. Важную роль играет также и интеллект. Установле­но, что скорость научения зависит от уровня умственного развития субъекта.

Следует также отметить, что существует взаимосвязь между силой потребности и вниманием, связанным с поисками решения. В крити­ческих ситуациях человек становится особенно изобретательным и, возможно, в максимальной степени использует свои способности и внутренние ресурсы.

Сделаем некоторые практические выводы. Теорию научения при- ' менительно к организационным проблемам можно считать полезным орудием менеджера. Ее принципы достаточно просты, и мы почти не рискуем существенно ухудшить ситуацию, применяя их на практике.

Концепция позитивного и негативного воздействия на оперант-ные реакции прямо связана с проблемами менеджмента, ее можно и нужно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелаемое. Многие связанные с рабочей средой факторы, одни из которых в большей степени подчиняются контролю менеджера, дру­гие — в меньшей, могут оказать позитивное и негативное воздей­ствие на оперантные реакции. Среди них можно назвать зарплату (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию этого сти­мула, а некоторые не поддаются); стремление человека сохранить ра­бочее место (работник осознает, какой тип поведения позволит ему в любом случае сохранить работу, а какой приведет к ее потере); социальные факторы, такие, как престиж и статус (в зависимости от струк­туры организации достигнутые успехи ведут к повышению статуса, тогда как упущения и ошибки влекут за собой понижение в должно­сти); обратную связь с начальством.

Последний вид воздействия — обратная связь — почти всегда пол­ностью находится во власти менеджера, хотя менеджмент частично управляет и остальными. Верно, что обратная связь, как правило, возникает между равными, но руководитель может извлечь много полезного из обратной связи с подчиненными. Должным образом использованная обратная связь становится ценным орудием менедж­мента, помогающим формировать и сохранять положительные пове­денческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицатель­ные.

Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, проявить уважение, спросив его мнение по важному вопросу, навес­ти порядок, наказывая за проступки, обсудить успехи и неудачи со своими сотрудниками. Каждый из этих примеров, как и многие дру­гие, важен для воздействия на поведение.

Мы остановимся подробнее на поведении человека в организа­ции далее.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Единую и наиболее полную теорию человеческой личнос­ти — теорию психоанализа — разработал 3. Фрейд, а развили ее К. Юнг, А.Адлер и др. Наше изложение не охватывает всю теорию психоанализа, мы ограничимся лишь теми аспектами, которые будут полезны для менеджмента.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определен­ную причину, и известна как доктрина психического детерминизма. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными им­пульсами и желаниями человека.

Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессоз­нательные процессы играют более значительную роль в формирова­нии мышления и поведения, чем сознательные.

Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот «забытый» пе­риод, являются самыми важными для формирования его личности.

Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно накормить себя, передви­гаться или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные потребности и личностные тенденции у него возникнут.

Если окружающие относятся к ребенку с пониманием и благоже­лательностью, то в нем развиваются потребности социального ха­рактера, Он будет открытым, приветливым и альтруистичным. У него не будет, таким образом, повода для развития агрессивности, и ему не придется подавлять собственные враждебные импульсы в отноше­нии своего окружения.

Если же окружающие ребенка люди будут относиться к нему стро­го, без любви, то у него возникнет агрессивность и разовьются по­требности асоциального характера. Он станет замкнутым, забитым либо в нем проявится дух независимости и авантюризма.

Рассмотрим фазы формирования личности.

В первые 18 месяцев — оральная фаза. Источником всех удоволь­ствий ребенка в этот период является рот. С его помощью он познает мир. Он все тянет в рот, в этот центр питания, восприятия и удоволь­ствия. То, как будут встречены оральные потребности ребенка, ока­жет влияние на его будущую личность. Некоторые установки взрос­лого человека объясняются теми фрустрациями, которые связаны с оральным периодом его жизни. Следы этой фазы сохраняются и в зрелом возрасте (пристрастие к курению, чревоугодие). Многие ал­коголики — это люди, которым пришлось испытать фрустрацию имен­но в оральный период. Именно поэтому в алкоголе они ищут удов­летворение как оральное, так и социальное: они пьют и пытаются ослабить чувство одиночества.

От 18 месяцев до 2,5 лет — анальная фаза. Удовольствие ребенка перемещается в область сфинктеров, контролирующих опорожнение. Он получает удовольствие от опорожнения, а также от сдерживания. Ребенок выходит из фазы полной зависимости, чтобы вступить в ак­тивную фазу, когда он сознает, что уже сам себе хозяин и теперь зависит лишь от своего собственного желания отдать или удержать. Преждевременное или неумелое вмешательство родителей может превратить этого человечка в непокорного упрямца, а в будущем этот конфликт может вылиться во враждебность или же в чрезмерную стыд­ливость.

Анальная фаза совпадает с периодом, когда ребенок начинает осознавать себя, он называет себя по имени. К двум с половиной годам он понемногу осваивается с местоимением «я».

От 2,5до 6 лет — фаллическая фаза. Ребенок задает вопросы, относящиеся к различию полов, и интересуется, откуда появляются дети. Именно в этом возрасте ребенок становится особенно чувстви­телен к отношениям в семье, и именно в этом возрасте на него ока­зывает наибольшее влияние разлад в семье, так как в ней он видит гарантию своей безопасности.

От детства к взрослости. Конечно, личность человека не являет­ся полностью сформировавшейся к 6 годам. Процесс развития про­должается и позднее, но главное сделано уже в этом возрасте. Врож­денное и приобретенное в раннем детстве составляет основу, глубинный слой характера. После 6 лет прибавляются другие черты, состав­ляя периферийный слой характера человека.

В то время как этот периферийный слой может меняться и дей­ствительно изменяется под воздействием жизненного опыта индиви­да, глубинный слой менее подвержен изменениям, менее обратим.

Психологическая зрелость в основном характеризуется следующи­ми чертами:

автономией, которая означает не свободу делать все, что хочется, а возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями;

чувством реальности и способностью трезво смотреть в лицо фак­там;

чувством ответственности, которое не следует смешивать с чув­ством вины;

сотрудничеством с другими.

Наши рекомендации