Тема 8. познавательные процессы. ощущение и восприятие
Мы погружены в мир, и сами являемся частью этого мира. Для того чтобы адекватно действовать, нам необходимо соотносить себя с его постоянно изменяющимися характеристиками и в то же время сохранять представление об устойчивых свойствах внешнего мира. В результате в психике формируется целостный образ мира, что позволяет субъекту активно взаимодействовать с окружающей действительностью, приспосабливаясь к ней или преобразуя ее.
Первые этапы на пути познания объективно существующей вне нас реальности реализуются психическими функциями ощущения и восприятия. В психической жизни взрослого человека трудно разделить эти два процесса, настолько они взаимосвязаны. Более того, окружающий мир по своей природе предметен, так что мы достаточно редко имеем дело с ощущениями «в чистом виде» (мы воспринимаем яблоко, а не комбинацию желтых и красных пятен; съедаем на завтрак яичницу, а не комбинацию вкусовых ощущений).
Вопросы и задания по теме
8.1. Ощущение.
8.1.1. Общая характеристика ощущений. Классификации ощущений.
8.1.2. Проблема измерения ощущений. Психофизика.
8.2.1. Восприятие.
8.2.2. Категория восприятия в психологии.
8.2.3.Свойства восприятия. Виды восприятия.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
____________________________________________
ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ. ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ
На международном психологическом конгрессе 1925 г. был представлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.
Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафорическому) объяснению того, что же все-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации; бытует также метафора внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными видами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!
Вопросы и задания по теме
9.1.Понятие внимания.
9.2.Свойства внимания.
9.3.Виды внимания.
9.4.Развитие внимания.
9.5.Опосредствование в познавательной деятельности.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
______________________________________________________________
ТЕМА 10. ПАМЯТЬ. ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), что он способен выполнять определенные действия (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь). К явлениям памяти относят и узнавание.
Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина — богиня памяти в греческой мифологии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека.
Вопросы и задания по теме
10.1.Общее понятие о памяти.
10.2. Виды памяти.
10.3.Развитие памяти.
10.4.Зависимость запоминания от характера деятельности.
10.5.Память и мышление.
10.6.Произвольная и непроизвольная память.
10.7. Средства и способы запоминания.
10.8. Законы памяти.
10.9. Механизмы памяти.
10.10. Процессы памяти.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
_________
ТЕМА 11. МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ
Эйнштейн был не одинок в своих сомнениях относительно перспектив науки в открытии законов человеческого мышления. Другой не менее известный физик Нильс Бор, когда его спросили: «Можно ли понять атом?», ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Почему же великие ученые говорили о принципиальных ограничениях в объективности изучения мышления человека? Ситуация совпадения субъекта и объекта познания, т.е. познания мыслью самой себя, казаласьпарадоксальной с точки зрения классической естественно - научной парадигмы. Однако психологи, вопреки постоянным философским спорам о познаваемости мышления, с самого начала развития экспериментальных исследований смело взялись за эту тематику, сделав предметом своего анализа различные феномены и закономерности мышления, включая самую сложную его форму - творчество.
Вопросы и задания по теме
11.1.Понятие мышления.
11.2. Виды мышления.
11.3. Структура мышления.
11.4.Мышление и речь. Функции и виды речи.
11.5. Теория установки и мышление.
11.6.Механизмы и процессы мышления.
11.7.Мышление и обучение.
11.8.Мышление и эмоции.
11.9.Творческое мышление.
11.2.Творческое мышление и воображение.
11.2.1.Определение воображения.
11.2.2.Виды воображения.
11.2.4. Значение и функции воображения в жизни человека.
11.2.5.Связь воображения с другими познавательными процессами.
11.2.6. Образ в восприятии, мышлении и воображении.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
____________________________________