Тема 8. познавательные процессы. ощущение и восприятие

Мы погружены в мир, и сами являемся частью этого мира. Для того чтобы адекватно действовать, нам необходимо соотносить себя с его постоянно изменяющимися характеристиками и в то же вре­мя сохранять представление об устойчивых свойствах внешнего мира. В результате в психике формируется целостный образ мира, что позволяет субъекту активно взаимодействовать с окружающей действительностью, приспосабливаясь к ней или преобразуя ее.

Первые этапы на пути познания объективно существующей вне нас реальности реализуются психическими функциями ощущения и восприятия. В психической жизни взрослого человека трудно раз­делить эти два процесса, настолько они взаимосвязаны. Более того, окружающий мир по своей природе предметен, так что мы достаточно редко имеем дело с ощущениями «в чистом виде» (мы восприни­маем яблоко, а не комбинацию желтых и красных пятен; съедаем на завтрак яичницу, а не комбинацию вкусовых ощущений).

Вопросы и задания по теме

8.1. Ощущение.

8.1.1. Общая характеристика ощущений. Классификации ощущений.

8.1.2. Проблема измерения ощущений. Психофизика.

8.2.1. Восприятие.

8.2.2. Категория восприятия в психологии.

8.2.3.Свойства восприятия. Виды восприятия.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

____________________________________________

ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ. ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

На международном психологическом конгрессе 1925 г. был пред­ставлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечат­ление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднород­ное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.

Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафори­ческому) объяснению того, что же все-таки представляет собой вни­мание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в когнитивном подходе используется метафора фильтра, производя­щего селекцию поступающей информации; бытует также метафо­ра внимания как управляющего центра, который распределяет ог­раниченный ресурс психической «энергии» между различными ви­дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое вни­мание!

Вопросы и задания по теме

9.1.Понятие внимания.

9.2.Свойства внимания.

9.3.Виды внимания.

9.4.Развитие внимания.

9.5.Опосредствование в познавательной деятельности.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

______________________________________________________________

ТЕМА 10. ПАМЯТЬ. ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизве­дения и утраты прошлого опыта, который делает возможным ис­пользование опыта в деятельности и восстановление его в сфере со­знания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я по­мню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), что он способен выполнять опре­деленные действия (я помню, как пользоваться китайскими палоч­ками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь). К явлениям памяти относят и узнавание.

Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глу­бокой древности. Мнемозина — богиня памяти в греческой мифо­логии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зев­сом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека.

Вопросы и задания по теме

10.1.Общее понятие о памяти.

10.2. Виды памяти.

10.3.Развитие памяти.

10.4.Зависимость запоминания от характера деятельности.
10.5.Память и мышление.

10.6.Произвольная и непроизвольная память.

10.7. Средства и способы запоминания.

10.8. Законы памяти.

10.9. Механизмы памяти.

10.10. Процессы памяти.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

_________

ТЕМА 11. МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ

Эйнштейн был не одинок в своих сомнениях относительно перспектив науки в открытии законов человеческого мышления. Дру­гой не менее известный физик Нильс Бор, когда его спросили: «Можно ли понять атом?», ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Почему же великие ученые говорили о принципиальных ограничениях в объек­тивности изучения мышления человека? Ситуация совпадения субъекта и объекта познания, т.е. познания мыслью самой себя, казаласьпарадоксальной с точки зрения классической естественно - научной парадигмы. Однако психологи, вопреки постоянным философским спорам о познаваемости мышления, с самого начала развития экспериментальных исследований смело взялись за эту тематику, сделав предметом своего анализа различные феномены и закономерности мышления, включая самую сложную его форму - творчество.

Вопросы и задания по теме

11.1.Понятие мышления.

11.2. Виды мышления.

11.3. Структура мышления.

11.4.Мышление и речь. Функции и виды речи.

11.5. Теория установки и мышление.

11.6.Механизмы и процессы мышления.

11.7.Мышление и обучение.

11.8.Мышление и эмоции.

11.9.Творческое мышление.

11.2.Творческое мышление и воображение.

11.2.1.Определение воображения.

11.2.2.Виды воображения.

11.2.4. Значение и функции воображения в жизни человека.

11.2.5.Связь воображения с другими познавательными процессами.

11.2.6. Образ в восприятии, мышлении и воображении.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

____________________________________

Наши рекомендации