Культурно-историческая теория психологии
Культурно-историческая концепция представляет собой концепцию психического развития человека, разработанную в 20–30-е гг. ХХ века Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
При формировании данной концепции ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении. Также первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию.
Среди основных положений данной концепции можно выделить следующие:
1. Главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (то есть совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Итогом данной интериоризации является тот факт, что прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется, а именно опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными», что внешне проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.
Это обуславливает выступание интериоризации, как социолизации, так как в ходе интериоризации происходит трансформация структуры внешней деятельности, ее «сворачивание», с целью повторной (обратной) трансформации и «развертывания» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. При этом в качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак, то есть слово. Отсюда можно отталкиваться также при объяснении вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека.
2. Это положение концепции выступает скорее как ее следствие. Это положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. Впоследствии данное положение концепции явилось основой для формирования интересного вида обучения, ориентированного на зону ближайшего развития. Иными словами, если традиционное обучение при выполнении заданий ориентировано на работу уже сформировавшихся психических функций, навыков и умений, то обучение, ориентированное на зону ближайшего развития детерминирует усложнение имеющейся базы и формирование «новых», более сложных навыков и умений.
К проверке данной концепции Л.С.Выготский и его ученики подошли достаточно серьезно: ими была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций — внимания, памяти, мышления.
Как любая теория, культурно-историческая концепция подвергалась критике со стороны не только других ученых, но и самих же учеников Выготского. Причин тому было несколько, то есть критика осуществлялась:
- За неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций;
- За понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм;
- За недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Более того, данный аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии.
Н. Вересов считает, что социальная среда в теории Выготского выступает как источник развития, а развитие высших психических функций есть процесс социокультурный, в этом, по мнению многих ученых, состоит главная, фундаментальная отличительная черта психологической теории Выготского.
Если говорить об идее о знаковом опосредовании, то все высшие психические функции имеют опосредствованный характер, основным компонентом их структуры является использование знаков — психологических орудий особого рода. Этот момент в теории Выготского видится многим ученым опять-таки в качестве отличительной черты культурно-исторической теории. И действительно, это так, поскольку принцип опосредствования прямо направлен против классической схемы «стимул-реакция».
Основной смысл культурно-исторической теории можно отразить в цитате из слов Л.С.Выготского «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва, социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».