Причинно-следственная диаграмма К. Исикавы. Идеи Г. Тагути
Исикаваимел большое влияние на разработку японскими специалистами подходов к вопросам качества. Он был редактором журнала «Управление качеством для руководителей», когда впервые предложил создавать «кружки качества», в которых руководители и их сотрудники компаний изучали и применяли статистические методы, описываемые в журнале. Кружки качества развивались из первоначальной идеи создания групп обмена опытом по изучению и применению методов статистического управления качеством, и в дальнейшем переросли в команды, решающие сложнейшие задачи.
Исикава первым ввел в практику анализа качества причинно – следственную диаграмму, названную его именем. Он применял ее в качестве визуального инструмента, предназначенного в помощь кружкам качества при формулировке и анализе всех возможных причин отклонений и дефектов. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.
Исикава стоял у зарождения идеи о том, что плохое качество, вызванное потерями, имеет следствием не только потери для бизнеса, но и для потребителей и общества в целом. Эту его идею Тагути выразил количественно в виде функции потерь качества.
Исикава делал упор главным образом на организационные, а не технические мероприятия по качеству. Он практически инициировал движение за качество, начатое в японских компаниях в 1955-60 годах. В этот период было особенно бурное развитие статистических методов управления качеством, основанное на семи главных инструментах:
- диаграмма Парето,
- стратификация,
- причинно-следственная диаграмма,
- контрольные листки,
- гистограммы,
- диаграммы рассеяния,
- диаграмму управления и графы.
Г. Тагути. Этот ученый получил широкую известность и популярность среди специалистов в области качества. Он разработал «Методы Тагути» по приложениям статистической теории к решению производственных проблем. Он высказал следующие интересные идеи:
- модель общих потерь для общества,
- важно всегда оставаться в бизнесе (рынке),
- снижение рассеяния рабочих характеристик,
- статистическое планирование экспериментов.
Наибольший интерес у общественности вызвала его идея о «функции потерь качества», в которой он показал, что качество измерений, попадающих в поле допуска не одинаково, а зависит от расстояния до номинального размера.
21. Принцип "нуль дефектов" Ф. Кросби.
Филипп Кросби лучше всего известен благодаря своему девизу «Качество не требует денег!», что противоречило общепринятой практике на тот момент. Это свое утверждение он объяснял другим девизом «Всегда дешевле сделать правильно с первого раза, чем потом переделывать».
Аргументация Кросби сводится к тому, что качество не требует затрат, когда основывается на предупреждении дефектов. В частности, он подчеркивал:
- важно выполнить проект правильно, т.е. в соответствии с требованиями потребителя,
- важно выявить и исключить источники потерь,
- важно удовлетворить потребителя.
Кросби утверждал, что каждый дефект имеет причину, если ее найти, то можно предупредить все аналогичные дефекты. Поэтому даже низкий уровень дефектности не допустим. Это заявление послужило основанием для решения Кросби о необходимости и возможности достижениянулевых дефектов. Этот процесс, по Кросби, состоит из следующих этапов:
- установите обязательства руководства,
- создайте команду по повышению качества,
- найдите средства для измерения качества,
- соберите данные о затратах, связанных с качеством,
- добейтесь осознания важности качества,
- начните предупредительные действия с тех проблем, которые вы знаете,
- осуществите планирование нулевых дефектов,
- проводите «День нулевых дефектов»,
- наметьте задачу и этапы достижения нулевых дефектов,
- устраните причины ошибок для исключения их повторения,
- выделите сотрудников, внесших особый вклад,
- перейдите от Советов по качеству к координирующим органам, несущим ответственность за нулевые причины,
- повторите все сначала, когда система начнет терять устойчивость.
В его адрес по концепции «нулевых дефектов» выдвигалось много критики, но никто из критиков не проверил его концепцию деятельностью. В итоге Кросби сформулировал «Четыре постулата», определяющих его кредо:
- качество следует определять как соответствие требованиям, а не как полезную пригодность,
- система качества означает предупреждение, а не оценивание,
- рабочим стандартом качества является нуль дефектов, а не «достаточная близость к нулю»,
- стандартом для измерения качества является цена несоответствия, а не коэффициенты.