Врожденная умственная отсталость или врожденное слабоумие
(primary mantal deficiecy) — низкий уровень интеллектуального развития, детерминированный наследственностью или пренатальной травматизацией. Проявляется в задержках темпа развития, низкой скорости и продуктивности мышления, слабой обучаемости.
Вундеркинд (Wunderkind, нем. — чудо-ребенок) — термин, который использовали в XVIII-XIX веках для характеристики детей, проявлявших исключительную одаренность (например, В.-А. Моцарт). В настоящее время в научной литературе не употребляется.
Гениальность — высший уровень проявления творческих способностей, является общественной оценкой достижений личности.
Групповые факторы интеллекта — интеллектуальные способности, занимающие промежуточное положение по уровню обобщенности между общим интеллектом и специальными факторами (первичными умственными способностями, Л. Терстоун). Чаще всего выделяют пространственный, математический и вербальный факторы. Впервые обнаружены Ч. Спирменом.
Дивергентные способности (divergence),дивергентные операции, дивергентное мышление — термины, введенные Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи. Дивергентные способности являются основой креативного мышления и противопоставляются конвергентным способностям (см.).
Дисперсия — статистическая мера вариативности какого-либо признака, главная характеристика отклонения значений признака от его средней величины.
Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин введен В. Штерном в 1900 году.
Доминантность (фактор Е) — фактор модели личности, предложенный Р. Б. Кэттеллом. Измеряется оценками опросника 16PF. При низких оценках человек застенчив, безропотен, почтителен, покорен до полной пассивности. При высоких оценках человек властен, независим, самоуверен, упрям до агрессивности.
Задатки — врожденные генетически детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Понятие широко используется в отечественной дифференциальной психофизиологии.
Закон нормального распределения — функция плотности вероятности (р(х)) от некоторой величины (х). Кривая нормального распределения имеет одну вершину и симметрична относительно нее. Впервые использована для описания зависимости между уровнями интенсивности признака и частотой их встречаемости в середине XIX века Кэтле и Гальтоном. Аналитическое выражение для закона нормального распределения предложено Гауссом. Широко используется в математической статистике. Распределение большинства биологических, антропологических и психических свойств подчиняется нормальному закону.
«Идеальный интеллект» — идеализированное представление об интеллекте, которое автор теста использует при его конструировании. Чаще всего под ним подразумевается некоторая структура, способная осуществлять формальнологические операции.
Имплицитная обучаемость — способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося.
Имплицитная теория способностей (обыденная теория способностей, субъективная модель интеллекта) — система знаний о способностях людей, представленная в индивидуальном или групповом сознании; детерминирует самооценку индивидом своих способностей и оценки способностей других людей.
Индивидуальность (от лат. indiuiduum — неделимое) — неповторимость, уникальность человека, глубинный уровень иерархической организации психических свойств человека (Б.Г. Ананьев).
Интеллект (от лат. intellectus — понимание и познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Интеллект кристаллизованный (cristullized) или«связанный интеллект» — интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом.
Интеллект общий (general) (фактор общей умственной энергии, генеральный фактор, генеральный интеллект) — умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концепция общего интеллекта предложена Ч. Спирменом.
Интеллект социальный (social) — способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он понимает социальный интеллект как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще используется определение Гилфорда.
Интеллект текучий, «свободный», «флюидный» (fluid) — врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления. Входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом. Уровень снижается в процессе старения.
Интеллектуал — в обыденном значении этого слова человек, обладающий большой эрудицией и высоким уровнем культуры. В психометрике — индивид,
обладающий высоким или сверхвысоким уровнем интеллекта по результатам тестирования.
Интеллектуальная продуктивность — 1) уровень достижений в интеллектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность решения интеллектуальных тестов, характеризующаяся скоростью, правильностью ответов и сложностью решенных задач.
«Интеллектуальный диапазон» (точнее было бы сказать: «диапазон продуктивности») — прогноз вариаций индивидуальных достижений испытуемого в какой-либо деятельности, определяемый уровнем его интеллекта.
Интеллектуальный климат — параметр, характеризующий уровень интеллектуального взаимодействия в малой группе, чаще всего — в семье; зависит от уровня интеллекта членов семьи, числа детей в семье,' их разницы в возрасте и т. д. Термин предложен Р. Зайонцем.
Интеллектуальный порог — уровень общего интеллекта, необходимый для овладения деятельностью и достижения требуемой продуктивности.
Интенсивность внутренней духовной жизни (фактор М) — один из факторов теории личности Р. Б. Кэттелла. При высоких значениях фактора личность обладает развитым воображением, творческим потенциалом, ориентацией на внутренний мир. При низких значениях фактора человек ориентируется на внешнюю реальность, следует общепринятым нормам, излишне внимателен к мелочам.
Интуиция — процесс бессознательного решения интеллектуальной задачи, сопровождается переживанием «безусловной правильности» решения.
Информационная обогащенность микросреды — разнообразие среды развития ребенка, включает в себя разнообразие аудиовизуальной информации, наличие большого количества ответоспособных игрушек, сложность индивидуального пространства, а также широкий диапазон социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Кластерный анализ — одна из процедур многомерного анализа данных, позволяет группировать объекты в классы на основе множества показателей, так что объекты, входящие в один класс, более сходны друг с другом, чем с объектами других классов.
Когнитивная психология — направление современной психологии, возникшее в 60-х годах, представители которого рассматривают психику как систему переработки информации, то есть с позиции информационного подхода.
Когнитивный (cognitive) — познавательный, имеющий отношение к познанию. Когнитивные способности — познавательные способности.
«Когнитивный класс» — социальная страта, представители которой характеризуются определенным уровнем интеллекта, значимо отличающимся от уровня интеллекта представителей других страт, а также социально-экономическими достижениями, которые обусловлены уровнем интеллекта.
Когнитивный стиль — индивидуальный способ переработки информации человеком.
Конвергентные способности (convergence abilities) — способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта. Термин «конвергентное мышление» введен Дж. Гилфор-дом.
Конструкт — субъективная шкала, представлена в психике индивида парой противоположных признаков; с помощью конструкта человек оценивает, анализирует и классифицирует явления и объекты. Термин принадлежит Дж. Келли.
Корреляция — статистическая мера связи двух или более признаков. Коэффициент линейной корреляции характеризует знак и величину этой связи; чем больше абсолютная величина коэффициента линейной корреляции, тем ближе связь к линейной функциональной зависимости.
Коэффициент интеллекта (IQ) — показатель интеллектуального развития индивида; определяется отношением умственного возраста к хронологическому. Формула для расчета IQ предложена В. Штерном.
Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативность (от лат. creatio — созидание) — общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Латентное свойство — психическое свойство, которое нельзя измерить непосредственно при тестировании, но можно выявить в результате анализа структуры связей между измеримыми параметрами поведения.
Леворукость — врожденное или вынужденное пользование левой рукой;
врожденная леворукость может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития.
Лонгитюдное исследование — длительное многолетнее изучение одних и тех же испытуемых, проводится для выявления закономерностей индивидуального развития, широко используется в психогенетике.
Математический (он же — формальный)интеллект — 1) в узком смысле — фактор N в модели интеллекта Л. Терстоуна, измеряется тестами на скорость и точность вычислений и успешность решения математических задач; 2) в широ-
ком смысле — способность к интеллектуальной деятельности в математике, положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта.
Метакогниции — система мотивационных, регуляторных механизмов и механизмов принятия решения, внешних по отношению к когнитивным процессам, но обеспечивающих регуляцию познавательной деятельности и проявление интеллектуальных способностей при решении задач (А. Пажес, Р. Стернберг).
Метод семантического дифференциала (от греч. semantcos — обозначающий и лат. differentia — разность) — метод изучения субъективной семантики; является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования — субъективной количественной оценки объектов.
Модель интеллекта — теоретическое представление об интеллекте, основная составляющая психологической теории интеллекта, которая формулируется тем или иным автором.
Мультифакторные модели интеллекта — концепции, в которых структура интеллекта представлена как совокупность относительно независимых умственных способностей; существование общего фактора отрицается. Наиболее популярна модель Л. Терстоуна, разработавшего теорию и алгоритм мультифак-торного анализа.
Мышление — обобщенное и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.
Надежность теста — постоянство и устойчивость результатов тестирования.
Невербальный интеллект — способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями. Термин широко используется в психологии и диагностике способностей. Д. Векслер предложил эквивалентный термин — интеллект действия.
Нейротизм — свойство темперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости, впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства — стабильность. Термин предложен Г. Айзенком.
«Новая биология интеллекта» или«жесткий путь» {hard way) — научное направление в области психологии интеллекта. Представители этого направления изучают нейрофизиологические и биохимические факторы, определяющие индивидуальные различия в уровне и структуре интеллекта, а также генетическую детерминанту интеллекта. Глава направления — Г. Айзенк.
Обучаемость — общая познавательная способность, проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и выполнения учебной деятельности. Оценивается с помощью тестов обучаемости, положительно коррелирует с общим интеллектом.
Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность общая — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.
Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Онтогенез — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Парциальные факторы — специфические факторы интеллекта, отвечающие за способности решать отдельные типы задач, связаны со свойствами определенных зон коры больших полушарий головного мозга.
«Первичная» креативность (она же «общая» креативность) — общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до 6—7 лет под влиянием благоприятных факторов среды.
Поведенческий интеллект (он же — смысловой) — способность понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя адекватно ситуации. Предшествует развитию других форм интеллекта. Проявляется уже у детей 1-2 лет до овладения речью.
Подражание — непосредственное усвоение путем наблюдения и воспроизведения человеком движений, действий, поведения других людей
Потенциальная креативность — термин, употребляемый рядом авторов для характеристики врожденных предпосылок креативности.
Праксиметрия — измерение параметров индивидуальной и групповой деятельности: скорости и точности выполнения действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д.
Пространственные способности или пространственный интеллект, пространственный фактор (space factor) — способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве. Впервые выделен Л. Терстоуном.
Психогенетика — область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека. В зарубежной научной литературе чаще используется термин «генетика поведения» (behavior genetics).
Психометрика (иначе — психометрия) — раздел математической психологии, посвященный теории психологических измерений, методам обработки психологических данных, конструирования и валидизации психологических тестов.
Психометрический интеллект (measured intellegence) — способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельности; его уровень детерминируется взаимовлиянием наследственности и среды; в психометрическом подходе отождествляется с общим интеллектом. Термин предложен Г. Айзенком.
Слабоумие старческое, или сенильная деменция (senile dementia) — резкое снижение уровня интеллекта, нарушение процесса мыслительной деятельности, хранения и воспроизведения информации, обучаемости и адекватности поведения у некоторых людей преклонного возраста, проявляется при болезни Аль-цгеймера.
Социология интеллекта — раздел эмпирической социологии, изучающий влияние интеллектуального уровня социальных групп на их поведение и структуру общества, а также влияние общества на интеллектуальное развитие и социальную карьеру индивидов.
«Специализированная» креативность — способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности (к литературному, музыкальному, научному творчеству и т. д.), развивается на основе общей креативности под влиянием опыта деятельности.
Способности (ability) — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).
Способности общие (general abilities) — свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности.
Способности специальные (special abilities) — свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.).
Способности специфические (specific abilities) или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» — способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей способности. Термин введен Ч. Спирменом.
Способность действовать в уме (СДУ) — общая способность, определяющая успешность любой мыслительной деятельности, обусловлена развитием внутреннего плана действия (Я. А. Пономарев). Значение понятия СДУ близко по содержанию к понятию общего интеллекта (по Ч. Спирмену).
Структура интеллекта — в факторных моделях интеллекта: число факторов интеллекта, система отношений между ними (зависимости — независимости, иерархия факторов и т. д.).
Тест — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при решении задач. Представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Термин предложен Дж. Кэттеллом.
Тест интеллекта — психодиагностические методики, предназначенные для выявления уровня интеллектуального развития индивида и определения особенностей структуры его интеллекта. Различаются монометрические тесты интеллекта и тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы.
Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков; конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.).
Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющие успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существуют тесты интеллекта, креативности, тесты специальных способностей, тесты общих профессиональных способностей.
Уровень интеллекта — показатель интеллектуального развития личности, оцененный посредством одной из шкал интеллекта и выраженный в стандартных баллах.
Фактор «когнитивной сложности» (или предельных когнитивных возможностей) — составляющая фактора общего интеллекта; вероятнее всего, зависит от степени дифференцированности физиологических процессов и структур, определяет успешность решения сложных и сверхсложных задач.
Фактор «скоростного интеллекта» — одна из составляющих фактора общего интеллекта, связана с индивидуальной скоростью переработки информации центральной нервной системы, определяет скорость и успешность решения задач независимо от их сложности.
Фактор общей «умственной энергии» по Ч. Спирмену — синоним термина «общий интеллект».
Факторный анализ — математический метод анализа данных, позволяющий перейти от матрицы корреляционных связей между переменными или объектами к выделению скрытых факторов, детерминирующих структуру этих связей и уровень выраженности переменных.
Феномен «детского творчества» — проявляется в раннем детстве на начальных стадиях овладения тем или иным культуральным кодом (словом, числом, изображением и т.д.) или видом деятельности: феномены детского словотворчества и раннего литературного творчества в 5-6 лет, изобразительного творчества, музыкального творчества и пр. Исчезает к подростковому возрасту, причины этого явления до конца не ясны.
«Числовой» (формально-символический) фактор — один из факторов в модели интеллекта Л. Терстоуна, определяет успешность решения логических, математических задач.
«Экологическая валидность» — валидность психологической методики, определяемая соответствием процесса совместной деятельности испытуемого и экспериментатора реальному процессу предметной деятельности испытуемого в обычной жизни, является одной из форм внешней валидности.
Эксплицитная обучаемость — способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося.
Экстраверсия — свойство темперамента, определяющее направленность сознания и поведения личности на взаимодействие с внешним миром, расширение контактов с окружением; противоположный тип этого свойства — интроверсия, характеризующая направленность сознания личности на свой внутренний мир, сужение числа контактов с внешним окружением. Понятие предложено К. Юнгом, позже использовано в теории личности Г. Айзенком.
«Эффект Пигмалиона» — модификация поведения испытуемого в эксперименте под влиянием неосознанных действий экспериментатора, вызванных его стремлением подтвердить собственную гипотезу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к первому изданию...................................................................... 3
Предисловие ко второму изданию .................................................................... 5
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ.................................. 7
История исследований и развитие проблематики психологии способностей . 7 Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).... 12
Литература ...................................................................................................... 15
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ .............................. 16
Факторные модели интеллекта ....................................................................... 23
Модель Ч. Спирмена ....................................................................................... 24
Модель Л. Терстоуна....................................................................................... 27
Модель Дж. Гилфорда ..................................................................................... 28
Модель Р. Б. Кэттелла..................................................................................... 29
Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) …33
Монометрический подход ............................................................................... 35
Когнитивные модели интеллекта .................................................................... 39
Модель Р. Стернберга ..................................................................................... 40
Другие когнитивные модели ........................................................................... 45
Концепция ментального опыта М. А. Холодной............................................ 47
Литература ...................................................................................................... 52
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА ................................................... 54
Психометрические замечания......................................................................... 54
Прогрессивные матрицы Дж. Равена ............................................................. 61
Тест Д. Векслера ............................................................................................. 64
Тесты структуры интеллекта ......................................................................... 75
Литература ...................................................................................................... 82
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА..................................................................... 83
Психогенетика общих способностей............................................................... 83
Влияние среды на развитие интеллекта ........................................................ 96
Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни ......................................... 104
Литература .................................................................................................... 108
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ............................................. 110
Психофизиология интеллекта ....................................................................... 110
Модель А. Н. Лебедева.................................................................................. 113
Функциональная асимметрия головного мозга и способности..................... 115
Российская школа дифференциальной психофизиологии ............................ 120
Способности женщины и мужчины ............................................................. 123
Личность и интеллект................................................................................... 129
Литература .................................................................................................... 136
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ ............... 138
Обыденные теории личности и представления об интеллекте .................... 138
Исследования обыденных представлений о способностях........................... 142
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании ..... 147
Литература .................................................................................................... 154
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ............................................ 156
Творчество и деятельность ........................................................................... 156
Проблема способности к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту ............................................. 168
Творческая личность и ее жизненный путь ................................................. 171
Креативность и ее диагностика .................................................................... 183
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса ........................... 183
Концепция М. Воллаха и Н. Когана .............................................................. 188
Концепция С. Медника. ................................................................................. 191
«Теория инвестирования» Р. Стернберга ...................................................... 196
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой ............................................... 199
Литература .................................................................................................... 208
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ................................. 211
Психогенетика креативности ....................................................................... 211
Формирование креативности и обучаемость............................................. 217
Обучаемость, креативность и интеллект.................................................... 239
Литература .................................................................................................... 242
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ......................................... 244
Общий интеллект и школьная успеваемость .............................................. 245
Общий интеллект и профессиональная деятельность ................................ 248
Общий интеллект и креативность ............................................................... 250
«Одномерная модель» ................................................................................... 252
Структура общего интеллекта. Импликативная модель ............................ 255
Четырехмерная модель ................. 259
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей .................................................................. 262
Литература .................. 264
ПОСЛЕСЛОВИЕ ........ 266
ПРИЛОЖЕНИЯ........... 276
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) ........................... 276
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) ...... 281
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) ....... 310
Диагностика вербальной креативности (адаптация теста .С. Медника — подростковый и взрослый варианты) .... 322
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ........................................................................... 347