Тема 8. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
Внутренняя среда организации. Система управления персоналом в современной теории организации. Этапы стратегического управления персоналом. Разновидности кадровой политики организации. Базовые понятия и переменные цели, структура, функции, технологии и власть в организации, разделение труда, специализация, профессионализация, проблемы управления в организации.
Трудовой коллектив как категория социальной психологии, структура и динамика взаимоотношений. Типы и виды взаимодействий, межличностные, индивидуально-групповые, межгрупповые. Социально-психологические аспекты «горизонтальных» и «вертикальных» взаимоотношений. Малая группа и сфера выявления возможностей личности и ближайшая микросреда человека. Факторы, определяющие социально-психологический климат коллектива, стиль руководства, индивидная психология, психологическая совместимость, удовлетворенность граждан.
Проблемы внутри групповой динамики в теории организации. Процессы и механизмы сплочения коллектива, подбор и расстановка кадров, добросовестное отношение к должностным обязанностям, авторитет руководителя, конструктивное мнение коллектива.
Тема 9.ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Закон синергии. Энергетический потенциал. Синергетический эффект. Закон самосохранения и борьба за выживание. Закон развития деловых организаций. Стратегии развития организации. Закон композиции и пропорциональности. Кластерный подход. Закон информированности и упорядоченности. Закон единства анализа и синтеза.
Специфические законы социальной организации. Закон своеобразия. Закон социальной гармонии. Закон социальной загрузки. Закон эффективного восприятия и запоминания информации. Закон эффективного осмысления. Закон установки. Закон устойчивости информации. Закон доходчивости информации.
Тема 10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Понятие «организационная культура». Уровни организационной культуры, видимые регуляторы, измеряемые ценности и базовые предположения. Организационная культура как структурированная сумма всех организационных выборов на протяжении истории организации, как совокупность значимых базовых представлений разделяемых ее активным ядром. Организация – единство технологии, политики и культуры.
Рационально-прагматический взгляд на природу, функции и источники возникновения корпоративной культуры (по Э. Шайну). Пять культурообразующих основ организации, принципы взаимоотношения со средой, представления о повседневной жизни, о природе человека, о деятельности и межличностных отношениях.
Проблема формирования организационной культуры. Роль основателя фирмы в разработке корпоративной культуры. Процесс изменения организационной культуры. Понятие социальной нормы и образца. Особенности и характеристики профессиональной этики.
Система организационных коммуникаций. Проблема внесения собственного «я» в процесс передачи и переработки информации. Роль слухов в организации. Понятие – «информационный взрыв». Управленческое решение, сущность, разновидности, качество. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения, коллективные и индивидуальные решения.
Понятийная схема организационного конфликта, его структура и функции. Конфликт в организации как социально-психологический процесс, фазы и механизмы протекания. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов. Организационные, социально-педагогические, коммуникативные и информационные способы предотвращения и разжигания конфликта. Методы профилактики конфликта в организации.