Обследование речи ребенка преддошкольного возраста
Лекция № 4 -5
Обследование речевого развития детей раннего возраста
Цель логопедической диагностики на начальных этапах стадиях развития речи:
- раннее распознавание и исправление отклонений речевого, развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка.
Принципы диагностики детей раннего возраста:
· ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ- соотнесение с принятыми возрастными показателями;
· КОМПЛЕКСНОСТЬ И ВСЕСТОРОННОСТЬ - обязательно параллельное обследование всех специалистов, в том числе у детского психолога. Это необходимо для сопоставления всех линий развития (двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального, речевого), а также для объективного анализа в соответствии с возрастом процессов формирования навыков поведения, самообслуживания и игровой деятельности у ребенка с отклонениями в развитии речи. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы.
· Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться в рамках ведущей деятельности: для детей первого года жизни – это эмоционально-положительное общение со взрослым, на 2 году жизни – предметно-практическое общение со взрослым, на третьем году – игровая деятельность.
· Принцип индивидуального подхода- важно выяснить индивидуальные особенности речевого развития конкретного ребенка.
· Этиопатогенетический принцип. Обследование должно быть направлено не только на выявление внешних проявлений отклонений в развитии, а на причинах, вызывающих эти нарушения. Сложная структура дефекта определяется отношениями между первичными и вторичными нарушениями.
· Особая организация диагностических мероприятий: обязательно гибко варьирование содержания, тактики и структуры индивидуального занятия, его длительности, в зависимости от характера нарушений, самочувствия ребенка, поведенческих реакций и индивидуальных возможностей;
· Эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком и его родителями;
Обследование доречевого развития младенца до 1 года
В логопедическом обследовании используют комбинированно методы
· анализа анамнестических данных
· анкетирования родителей
· наблюдения за ребенком младенческого возраста.
I этап (от 0 до 3 м)
При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопед отмечает:
· характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
· физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);
· интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
· хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);
· первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос?);
· причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
· длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
· характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).
Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:
· характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);
· появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
· начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
· «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого);
· наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого);
· характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
· характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
· проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).
Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:
· начальное гуление— «гуканье»;
· истинное гуление (критерии оценивания):
o время его появления,
o длительность и напевность голосовой продукции,
o наличие голосовой и двигательной аутостимуляции,
o особенности общего поведения при гулении,
o наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции;
o монотонность / выразительность, напевность гуления,
o модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции;
· первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас.
II этап (от 3 до 6 м)
При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают:
· характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него:
o активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство;
o спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);
· особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
· переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);
· изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);
· наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
· патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;
· особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
· неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
III этап (от 6 до 9 м)
При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают:
1)Особенности формирования лепета:
· отсутствие лепета, модулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
· близость лепета к интонационным особенностям родной
речи;
· лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу: мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);
· умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других
людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.
2)Особенности формирования понимания обращенной речи:
· знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей — как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».
3)Развитие паралингвистических форм коммуникации:
· выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;
· формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;
· умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую очередность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).
4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:
· постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
· развиваются движения языка из стороны в сторону и
вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;
· переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.
5)Характер взаимодействия матери и ребенка:
· сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;
· пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.
IV этап (от 9 до 12 м)
При наблюдении за ребенком в естественных условиях отмечают:
· степень овладения основными аспектами человеческой коммуникации:
o младенец смотрит в глаза собеседнику,
o соблюдает очередность «высказываний»,
o кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.);
· хорошее понимание обращенной речи(знает свое имя,
понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);
· завершение лепетной стадии:
o активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых,
o переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с
мамой, подражанию новым слогам;
· появление первых слов и переход к речевой коммуникации(в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);
· условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/
речевой активности ребенка:тактильно-эмоциональное,
эмоционально-речевое, предметно-действенное общение
ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю.А. Ра-
зенкова, 1998) – как в данной семье создаются эти условия?;
· сформированность базовых навыков глотания и жевания.
Любые выявленные нарушения могут потребовать дополнительного обследования ребенка у других специалистов(невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности — консультирования у детского психолога.
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста
При обследовании ребенка от 1 года до 3-х лет логопед использует следующие методы:
· анкетирование(анкета для родителей (матери), опросники);
· беседа с родителями;
· изучение медицинской документации;
· наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
· беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;
· ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
Собственно логопедическое обследование ребенка включает:
· изучение строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес),
· дифференцированность слухового внимания к неречевым и речевым сигналам,
· сформированность понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций,
· объем пассивного и активного словарного запаса, состояние фразовой речи и многое другое. См. схему обследования Ю.А.Разенковой.
Обязательно обследование неречевых психических процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики. Проводится детским психологом.
Необходимо учитывать, что адекватность полученных результатов зависит от состояния ребенка во время проведения обследования, от готовности вступить в контакт с чужим взрослым, от общего фона настроения ребенка и т.д. (Е.А. Стребелева, 1998. — С. 99). Поэтому обследование может быть растянуто на несколько встреч.
Родителям предлагается заполнить опросник «Первые слова» - Опросник разработан в ИКП РАО на базе MacArthur Communicative Development Inventory (Макартуровского опросника). Это список наиболее часто употребляемых детьми первых слов, — это является одним из эффективных приемов получения дополнительной информации о речевом развитии конкретного ребенка.
Данный опросник, в отличие от своего прототипа, ориентирован на ребенка с отклонениями речевого развития, поэтому он не содержит ссылок на определенный возраст, а может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста.
Несмотря на неизбежные ошибки и погрешности, допускаемые родителями при заполнении опросника, в целом он довольно точно отражает реальное речевое развитие ребенка.
Качественный анализ данного опросника может указать на перспективы наращивания активного словарного запаса у конкретного ребенка: называние любимых лакомств в процессе еды, усвоение слов, регулирующих основные режимные моменты.
Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличаетсяот общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления.
Ранимость речевой функции у детей раннего возраста вызвана комбинаторным воздействием:
· резидуально-органических факторов пери-, пре-, натального поражения ЦНС, которые оказывают патологическое влияние на процессы роста и функционального развития головного мозга;
· особенностей эмоционального контакта ребенка и матери;
· специфики коммуникативных потребностей ребенка в различных ситуациях воспитания (семья, детский дом, ясли — сад и т.д.);
· «инпута» (речи, обращенной непосредственно к ребенку, со стороны воспитывающего его взрослого);
· окружающей среды как основного источника получения ребенком информации об окружающем мире в процессе практической деятельности.
· более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, осложненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер.
В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение. Например, если малыш воспитывается в доме ребенка, где он комплексно обследуется и динамически наблюдает течение длительного времени группой специалистов (педиатор, невропатолог, психолог, логопед-дефектолог), то целесообразно придерживаться вариантов заключения логопеда, разработанных Ю.А. Разенковой для детей 1-го и 2-3-го годов жизни:
· возрастная норма (развитие речи в пределах возрастной нормы),
· развитие речи с опережением,
· отставание (незначительное, значительное, выраженное) в развитии речи у ребенка с диагнозом... (указывается клинический диагноз).