Внутренние и внешние затраты на качество. Управление затратами на качество
Затраты на качество связанны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
• Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств , цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений – его набор и оплату труда;
• Снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные - соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависят в дальнейшем выполнение производственной программы.
• Затраты на подразделения, контролирующие производство.
• Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.
• Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно опосредованно, то размер материальных производственных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).
Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Одна из проблем в настоящее время – учёт брака. На предприятиях не всегда учитывается и фиксируется брак. Когда брак выявляется у потребителя, предприятие несет большие убытки. Если бы существовал строгий учёт брака на предприятии, затрат, связанных с рекламациями, удалось бы избежать.
Таким образом, главной целью измерения и анализа затрат на качество является оценка эффективности системы менеджмента качества. Основной задачей для каждого предприятия должен стать выбор таких приоритетных мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы его стратегическим целям.
Следует подчеркнуть, что анализ и оценка затрат на качество должны выступать как средство выявления неэффективных или нерезультативных действий организации, инициировать деятельность по улучшению и стать основой разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация, полученная руководством предприятия при анализе и оценке затрат на качество, обязательно должна использоваться при анализе системы менеджмента качества, т.е. применение методики анализа затрат на качество может стать отправной точкой анализа конкурентоспособности предприятия в целом.
Как отмечалось ранее, затраты на качество состоят из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества), а также затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, обусловленные выпуском дефектной продукции, могут составлять 2-40 % суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0.1 % по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект.
Цель управления затратами на качество – минимизация затрат на качество за счет уменьшения затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектной продукцией.
11. "Башня качества".
Современное предприятие, выходящее со своей продукцией на международный рынок, использует при достижении запланированного качества изделия элементы всех перечисленных выше систем управления качеством. Схематически это можно выразить в виде «башни качества».
«Башня качества». 1- контроль качества, 2 - управление качеством, 3 - планирование качества, 4 - экология качества.
На первом этаже «башни» располагается контроль качества, цель которого не допустить негодные изделия к потребителю, в том числе с помощью методов статистического контроля. На втором этаже располагается управление качеством, цель которого увеличить выход годных изделий. На третьем этаже располагается планирование качества, цель которого обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителя. На четвертом этаже располагается экология качества, цель которого эффективно сочетать требования обеспечения качества и экологические требования к продукции предприятия.