Общие и специальные способности в управленческой деятельности

Третья категория управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию, отражая принятое в психологии разделение способностей на общие и специаль­ные. Понятие специальных способностей рассматривается в двух планах.

К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креатив­ность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуля­ция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт эксперименталь­но доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креа­тивности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной. Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благопри­ятствует эффективности управления. Усиливаются репродук­тивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высо­кая обучаемость повышает рискованность деятельности и сни-

жает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для по­стоянного экспериментирования, стремления сразу апробиро­вать то, чему научился.

Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше разви­ты специальные способности, тем выше при прочих равных ус­ловиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессио­нального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управ­ленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (разви­тие внимания), имажинативные (развитие воображения) спо­собности.

Необходимо учесть следующее обстоятельство. Основные психические процессы и функции приобретают в управленче­ской деятельности специфику, выступая в ней своеобразными проявлениями и гранями. Для процессов восприятия — это особая роль в них социальной перцепции, для мыслительных процессов — это практическое мышление. Значит, в управлен­ческой деятельности и частные способности выступают в двух своих основных аспектах: как уровень развития каких-либо психических процессов и функций и как качественно своеоб­разные — насыщенные наиболее специфичными именно для управленческой деятельности компонентами. Руководителю лучше обладать не высокоразвитым, но абстрактным теорети­ческим мышлением, а средним практическим мышлением и способностью социальной перцепции, развитым социальным восприятием, а не «острым и развитым».

Психика включает в себя три основные подсистемы: когни­тивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные спо­собности, которые проявляются в управленческой деятельно-

сти, соответственно подразделяются на три класса: когнитив­ные, регулятивные и коммуникативные. Когнитивные — это свойства отдельных основных психических процессов и функ­ций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной под­системе, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэто­му выделяются способности целеобразования, прогнозирова­ния, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической дея­тельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по дея-тельностному критерию способностям, описанным выше. И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей. Кроме уже названных способно­стей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когни-тивной способностью.

Процессы, входящие в состав коммуникативной подсисте­мы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют ин­дивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорожде-ния и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.

Специфические регулятивные и коммуникативные способ­ности, обусловленные структурой психики, требуют дополне­ния общей системы способностей еще одним их типом. Они бо­лее интегративны, чем частные, специальные, но являются од­новременно менее обобщенными, чем общие — интеллект, креативность и др. В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ — частные, специальные. Мезоуровнъ занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.

Макроуровень

Мезоуровень

Микроуровень

Общие способности Интегральные способности Специальные способности

Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управлен­ческим функциям (целеобразования, планирования и др.).

Управленческая деятельность имеет много разных способов ее реализации — она поливариантна. Проявляется это в суще­ствовании нескольких основных стилей руководства. Лучший среди них определить нельзя. Разные стили предполагают на­личие разных сочетаний способностей. Различие же индивиду­альных симптомокомплексов определяет стиль руководства, выполняющий компенсаторные функции по отношению к структуре личностных способностей. Определенный стиль, выбранный руководителем, позволяет ему опереться на силь­ные стороны своей индивидуальности и «отодвинуть» слабые. Наличие разных стилей руководства является следствием раз­нообразия человеческих индивидуальностей и вариативности управленческих способностей.

Содержание

Раздел I. Содержание и структура управленческой деятельности. 3

Глава 1. Развитие науки управления....................................................................... 3

1.1. Предыстория науки управления........................................................ 3

1.2. Основные школы науки управления................................................. 5

1.3. Общие подходы в теории управления.............................................. 9

1.4. Современное состояние теории управления.................................. 13

Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основные

подходы к ее исследованию............................................................................. 16

2.1. Сущность управленческой деятельности....................................... 16

2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 20

2.3. Определение системы основных управленческих функций . . 25
Глава 3. Элементы теории организации ..................................................... 27

3.1. Сущность организации......................................................................... 27

3.2. Иерархические структуры................................................................... 29

3.3. Адхократические (органические) структуры....................................... 30

3.4. Основные понятия теории организации................................................. 31

Глава 4. Функция целеполагания........................................................................... 36

4.1. Сущность функции целеполагания................................................... 36

4.2. Типология целей организации............................................................ 37

4.3. Требования креализации функции целеполагания...................... 39

Глава 5. Функция прогнозирования ................................................................... 43

5.1. Определение функции прогнозирования................................................ 43

5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой
деятельности ....................................................................................................... 44

Глава 6. Функция планирования ................................................................... 48

6.1. Роль и место планирования в организационном
функционировании.............................................................................................. 48

6.2. Структура процесса планирования........................................................ 49

6.3. Типология планирования и его принципы............................................ 50

Глава 7. Функция организации................................................................................ 52

7.1. Понятие организационной функции........................................................ 52

7.2. Процессы делегирования полномочий................................................... 53

Глава 8. Функция принятия решения..................................................................... 57

8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности
руководителя ......................................................................................................... 57

8.2. Организационные факторы управленческих решений...................... 60

8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого
решения.................................................................................................................... 61

8.4. Типология управленческих решений и нормативные
требования к ним................................................................................................... 62

Глава 9. Функция мотивирования.................................................................... 64

9.1. Определение функции мотивирования ............................................... 64

9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности.............. 66

9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования . ...... 68
Глава 10. Коммуникативная функция............................................................ 72

10.1. Определение коммуникативной функции..................................... 72

10.2. Типы коммуникационных коммуникаций..................................... 74

10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его
«барьеры»........................................................................................................ 75

Глава 11. Функция контроля и коррекции..................................................... 78

11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 78

11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 80
Глава 12. Кадровые функции руководителя................................................ 82

12.1. Определение системы кадровых функций.................................... 82

12.2. Основные направления кадровой работы руководителя ... 83

12.3. Функции руководителя при работе с персоналом..................... 85

Глава 13. Производственно-технологические функции............................ 87

13.1. Определение системы производственно-технологических
функций.................................................................................................................. 87

13.2. Характеристика основных производственно-технологических
функций ............................................................................................................... 89

Глава 14. Производные (комплексные) функции управления .............. 92

14.1. Понятие производных функций управления...................................... 92

14.2. Характеристика производных функций управления....................... 93

Раздел II. Психология субъекта управленческой деятельности... 96

Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности . . 96

15.1. Понятие перцептивных процессов........................................................ 96

15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой
деятельности......................................................................................................... 97

Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности . . 103

16.1. Понятие мнемических процессов и их состав .............................. 103

16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности
руководителя ..................................................................................................... 105

16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности
руководителя...................................................................................................... 107

16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор
управленческой деятельности....................................................................... 110

Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности . . 112

17.1. Общепсихологическое понятие мышления...................................... 112

17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя.................... 113

17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности
руководителя...................................................................................................... 118

Глава 18. Интеллект руководителя..................................................................... 120

18.1. Понятие интеллекта в психологии...................................................... 120

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности . . 124

18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя.................. 126

Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности . . 132

19.1. Общая характеристика регулятивных процессов...................... 132

19.2. Специфика основных регулятивных процессов в
управленческой деятельности................................................................... 135

Глава 20. Процессы принятия управленческих решений......................... 143

20.1. Общая характеристика процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 144

20.2. Характеристика процессуальной организации принятия
управленческих решений............................................................................ 151

20.3. Структурная организация процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 157

20.4. Феноменология процессов принятия управленческих
решений............................................................................................................ 166

20.5. Индивидуальные различия управленческих решений.............. 174

Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой

деятельности ........................................................................................................ 179

27.7. Коммуникативное поведение руководителя................................ 180

21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой

деятельности................................................................................................... 182

21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности . . . 185
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в

управленческой деятельности............................................................................ 187

22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний .... 187

22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя .... 190

22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой
деятельности..................................................................................................... 194

Глава 23. Мотивация деятельности руководителя....................................... 197

23.1. Содержательные теории мотивации .............................................. 198

23.2. Процессуальные теории мотивации................................................. 201

23.3. Понятие внутренней мотивации......................................................... 203

Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности.

Руководство и лидерство ................................................................................ 207

24.1. Формальные и неформальные организации.

Руководство и лидерство ........................................................................... 207

24.2. Типология власти................................................................................. 210

24.3. Теории лидерства и стили руководства........................................ 214

Глава 25. Способности к управленческой деятельности ......................... 225

25.1. Понятие способностей в психологии.............................................. 225

25.2. Определение состава управленческих способностей............... 227

25.3. Менеджерские характеристики.......................................................... 229

25.4. Общеорганизационные способности................................................ 230

25.5. Общие и специальные способности в управленческой
деятельности...................................................................................................... 233

Н. Е. Ревская ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Компьютерная верстка: Лаврентьева Е.В.

Издательство «Альфа»

193036, Санкт-Петербург, Греческий пр., 21

Лицензия ИД № 02499 код 221 от 31.07.00

Оригинал-макет изготовлен «Фортэкс» Тел.:323-3186

Додписано к печати 06.02.01. Формат 60x88 '/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Тайме».

Печать офсетная. Объем 15,0 у. п. л.

Тираж 3000 экз. Заказ № 95.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.

Наши рекомендации