Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Модуль 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности
1. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке.
2. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке
Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии "индивид", подтверждающем родовую принадлежность человека. По мнению известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева оно выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни. С его точки зрения, индивид - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифферентации органов нервной системы и психических функций, но также их интеграция и взаимное "слаживание". Следовательно, индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития живых существ и, следовательно, носителем врожденных качеств. В этом смысле индивид одновременно рассматривается в качестве своеобразного представителя других живых существ, отличающегося от них спецификой своего фило- и онтогенетического развития, а также представителем человеческой общности, наделенным присущими только ему особенностями психики и поведения.
Однако сказать о человеке, что он "индивид", значит не сказать почти ничего. Ведь к нему в равной мере можно отнести младенца и взрослого человека, мыслителя и идиота, высокообразованного человека цивилизованного общества и опустившегося до крайности пьяницу. Дальнейшие характеристики должны как-то выделить его в этом мире. Ведь, появившись однажды на свет, человек продолжает свое физическое и психическое развитие и достигает качественно нового уровня - личностного.
Отечественная психология исходит из того, что личность – это конкретный человек, представитель определенной общности (например, ближайшего социума – семьи, друзей, школьного класса), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной и др.) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности. Это объясняется его включенностью в общественные отношения, в результате чего он представляет собой определенное системное качество. А с этих позиций под личностью также можно понимать определенное качество конкретного человека (индивида), отражающее его отношение к окружающему миру и определяющее характер и направленность его деятельности.
В характеристике личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества или конкретной социальной группы человек не может стать личностью – у него просто не сформируется человеческий облик. В свою очередь, нахождение человека в сфере различных отношений (производства и потребления, идеологических, религиозных и т.д.) во многом влияет на формирование содержания его мировоззрения, индивидуальных и социальных установок и других компонентов его личностной сферы.
На формирование содержания личностной сферы (личности) человека также влияют и отношения людей в группе, в которую он входит. В процессе своего взаимодействия (общения, совместного труда) они взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к труду, людям, собственным качествам.
В то же время именно в общности и социальной группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает конкретное положение и играет соответствующие социальные роли. А это уже позволяет говорить о ней как субъекте – конкретном человеке, как продукте исторического развития, реализующем свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром. Вступая в отношения с другими людьми, личности творят историю, участвуют в совместной деятельности, создают новые материальные и духовные ценности общества в результате чего существенно влияют на формирование содержания общественных отношений.
В то же время следует учитывать, что каждый человек, как личность и субъект общественных отношений, не только имеет присущие лишь ему особенности нервной системы (психику), но и формируется и развивается в различных социальных условиях, что складывает своеобразное содержание его психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических и психологических особенностей конкретного человека. Обычно понятием «индивидуальность» отражают какую-либо главенствующую особенность (оригинальность) конкретного человека (например, трудолюбие, принципиальность, честность), делающую его не похожим на окружающих. Однако следует иметь в виду, что если индивидуален каждый человек, то индивидуальность у одних может проявляться очень ярко, у других - малозаметно, а у третьих и вовсе не иметь внешнего проявления.
Таким образом, Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.
Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.
С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. "В психическом облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности". Они, продолжал он далее, "взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности... так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты...".
Здесь кратко и точно определены два противоположных ошибочных понимания личности: первое отстаивала гештальт-психология, второе - функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами. Поэтому, хотя самого термина "структура личности" у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать как начало поиска структуры личности.
В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о "структуре способностей" 2. О структуре личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социологи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.