Виды и формы делового общения
Тема 13. Деловое общение. (4 часа)
1. сущность и содержание делового общения;
2. виды и формы делового общения;
3. организация делового общения;
4. этика делового общения;
5. телефонное общение и деловая беседа.
Доклад на тему: «Психологические закономерности делового общения»;
Доклад на тему: «Подготовка выступления»;
Доклад на тему: «Приемы расположенности (аттракции) в общении».
Сущность и содержание делового общения
Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата.
В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
1. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
- фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
- стилистический (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
- семантический (различие в системах значений слов);
- логический барьер (сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретаций понятий, употребляемых в процессе общения);
3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
2. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме:
Сотрудничество - общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.
Противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
Уклонение от взаимодействия - при таком общении партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
Однонаправленное содействие - это общение, при котором один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
Контрастное взаимодействие - при подобном общении один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
Компромиссное взаимодействие - общение, при котором оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия партнерами друг друга и установления на этой почве взаимопонимания.
Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:
А) дознание и понимание людьми друг друга:
Идентификация - способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Стереотипизация - восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Эмпатия - эмоциональное сопереживание другому человеку.
Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
Б) познание самого себя в процессе общения:
Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
В) прогнозирование поведения партнера по общению:
Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин его поведения.
Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.
виды и формы делового общения
Различают два вида делового общения:
1. Вербальное общение осуществляется с помощью слов;
2. Невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.
Поскольку наибольший удельный вес в общении занимают вербальные коммуникации, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера и эффективности достижения целей организации. Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и т.п. Чтобы побудить своего собеседника к деловому разговору, существует немало способов, например,
Деловое общение реализуется в следующих основных формах:
1. Деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, стимулирование деловой активности и пр.
2. Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон.
3. Спор - столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения (диспут, полемика, дискуссия и пр.).
4. Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
5. Публичное выступление - передача одним выступающим различного уровня информации широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.
6. Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста. Переписка делится на:
- деловую. Деловое письмо - это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица (коммерческие, дипломатические и другие письма).
- частно-официальную. Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации другому частному лицу.
Для улучшения делового общения руководителя с подчиненными можно использовать следующие рекомендации:
- сочетайте требовательность к подчиненным с уважением их личного достоинства и заботой о них;
- старайтесь найти в подчиненном хорошие, положительные качества и опирайтесь на них; не следует специально выискивать в нем недостатки, а тем более постоянно говорить о них;
- запомните имена и фамилии тех людей, с которыми общаетесь;
- дайте собеседнику возможность говорить больше; умейте слушать внимательно, не перебивая;
- вместо того чтобы обвинять человека, попытайтесь понять, почему он поступил так, а не иначе;
- уважайте достоинство личности в большом и малом;
- если вы не правы, смело признавайтесь в этом; помните, что признание своих ошибок поднимает человека на голову выше;
- будьте скромным, избегайте самовосхваления;
- относитесь с пониманием к идеям, делам и пожеланиям других;
- не уничтожайте человека за допущенные ошибки, авансируйте исправление, оберегайте его репутацию;
- стремитесь действовать с помощью одобрений, похвалы, поощрений, не прибегайте к излишним наказаниям, ненужной критике, порицаниям;
- помните, что всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.