Итоговый контрольно-измерительный материал контроля знаний

1. Какое из приводимых понятий соответствует “psyche” у древних греков:

1) нервная система;

2) душа;

3) психика;

4) суперэго;

5) сознание?

2. Кто из греческих философов полагал, что разум зависит от природы огня в душе:

1) Гален;

2) Сократ;

З) Гераклит;

4) Пифагор?

З. Личность, которая по Гиппократу характеризуется как флегматик, по Айзенку характеризуется как:

1) нормальный интроверт;

2) интроверт-невротик;

З) нормальный экстраверт;

4) экстраверт-невротик.

4. Создателем френологии является:

1) Ч. Ломброзо;

2) А. Бейль;

З) Ф. Галль;

4) Ж. Френоль.

5. Первым представителем российской университетской психиатрии был:

1) И. М. Балинский;

2) И. П. Мержеевский;

З) В. Х. Кандинский;

4) С. С. Корсаков.

6. Кто разработал и предложил ассоциативный эксперимент для изучения неосознаваемых аффективных образований:

1) 3. Фрейд;

2) К. Юнг;

З) П. Жане;

4) Й. Брейер?

7. Кто из перечисленных исследователей является основателем индивидуальной психологии:

1) 3. Эриксон;

2) Г. Олпорт;

З) А. Адлер;

4) В. М. Бехтерев?

8. Кто является автором психологии личностных конструктов:

1) Г. Айзенк;

2) Дж. Келли;

З) Э. Эриксон;

4) Никто из них?

9. Теорию когнитивного диссонанса разработал:

1) Р. Кетгелл;

2) А. Маслоу;

З) Л. Фестингер;

4) Г. Салливен.

10. Понятия экстраверсии и интроверсии ввел:

1) К.Юнг;

2) Ж. Пиаже;

3) К.Левин;

4) А. Адлер.

11 .Первым, кто признал, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, был:

1) Э. Эриксон;

2) Ж. Пиаже;

3) 3. Фрейд;

4) К.Юнг.

12. Выберите пункт, в котором указаны исследователи, полагавшие, что человеческое поведение мотивируется потребностями:

1) И. П. Павлов и Б. Скиннер;

2) А. Маслоу и Г. Мюррей;

3) Ф. Перлз и К. Роджерс;

4) А. Маслоу и В. Сатир.

13. Кто из названных ученых сформулировал первую психологическую теорию психических расстройств:

1) А. Адлер;

2) В. М. Бехтерев;

3) И. М. Сеченов;

4) 3. Фрейд’

14. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

1) С. Л. Рубинштейном;

2) С. Я. Рубинштейн;

3) А. Р. Лурия;

4) А. Н. Леонтьевым;

15. Автор культурно-исторической теории мышления:

1) Ж. Пиаже;

2) А.Н. Леонтьев;

3) Л. С. Выготский;

4) В. Н. Мясищев.

16. В отечественной психологии систематическое изучение неосознаваемой установки связано прежде всего с именем:

1) Ф. В. Бассина;

2) Д. Н. Узнадзе;

3) В. М. Бехтерева.

17. Кто является автором теории функциональных систем:

1) Н. А. Бернштейн;

2) А. А. Ухтомский;

3) И. М. Сеченов;

4) П. К. Анохин?

18. Кто из названных исследователей входит в число основателей педологии:

1) Т. Рибо;

2) С. Холл;

3) Г. Мюнстерберг;

4) У. Кенон?

19. Кто впервые начал применять принципы факторного анализа в психологии:

1) Г. Россолимо;

2) Ч. Спирмен;

3) Л. Терстоун;

4) Р. Кеттелл?

20. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе,

другим и миру была выдвинута:

1) А. Ф. Лазурским;

2) В. М. Бехтеревым;

3) А. В. Петровским;

4) Э. Кречмером?

21. Какое из приводимых понятий описывает сущность научного метода:

1) субъективность,

2) объективность;

3) мистицизм;

4) спецификация;

5) истинность?

22. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения — «стабильность — нестабильность» и:

1) подвижность — уравновешенность;

2) избегание — социабельность;

3) экстраверсия — интроверсия;

4) психотизм - депрессия;

5) экстрапунитивность — интрапунитивность.

23. Интроспекционизм исходит из взглядов Дж. Локка, который утверждал, что:

1) сознание раздвоено на основную деятельность и деятельность самонаблюдения;

2) для постижения внутреннего опыта необходима специальная деятельность;

3) деятельность самонаблюдения — основной способ получения научных знаний о психическом мире человека;

4) все приведенные утверждения выражают его взгляды.

24. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

1) бихевиоризм;

2) психоанализ;

З) бионика;

4) психобиология.

25. Каким из перечисленных факторов, согласно взглядам К. Роджерса, природа человека определяется прежде всего:

1) рациональностью;

2) присущим человеку позитивным началом;

3) соотношением базовых инстинктов;

4) мистическим началом?

26. Сторонники теории А. Маслоу считают, что человеческое поведение направляется прежде всего одним из перечисленных факторов:

1) принципом удовольствия;

2) альтруистическими установками;

3) потребностью в самоактуализации;

4) ожидаемым поощрением.

27. Первые психологические лаборатории создавались в конце ХIХ века (выберите один ответ):

1) на факультетах философии крупных университетов;

2) при крупных психиатрических клиниках;

3) как самостоятельные учреждения;

4) в структурах военных ведомств.

28. Какой из пунктов точнее всего отвечает на вопрос о том, к чему обращена психология и психиатрия межличностных отношений Г. Салливена:

1) социальным группам;

2) межчеловеческой коммуникации;

3) мотивации коммуникативного поведения;

4) семейным системам;

5) групповым процессам?

29. Основная проблема какого из направлений психологии формулируется в приводимом отрывке: «...существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом всего этого целого» (М. Вертгеймер):

1) бихевиоризм;

2) психоанализ;

3) понимающая психология;

4) гештальт — психология?

30. А. Маслоу назвал гуманистическую психологию «третьей силой» в психологии, имея в виду как первые две:

1) бихевиоризм и когнитивную психологию

2) психиатрию и психоанализ;

3) бихевиоризм и психоанализ;

4) интроспективную психологию и психоанализ.

31. В каком пункте верно определяются элементы концепции личности, в основе которой лежат работы К. Юнга:

1) коллективное бессознательное;

2) индивидуация;

3) интро — экстраверсия;

4) все перечисленные?

32. В каком из утверждений отражен лучше всего вклад в науку Н. А. Бернштейна:

1) сформулирован принцип сенсорных коррекций;

2) разработана схема рефлекторного кольца;

3) предложена концепция механизмов формирования навыка;

4) разработана теория уровней построения движений;

5) сформулирован принцип активности?

33. Какое из утверждений верно описывает понятие установки по Д. Н. Узнадзе:

1) личностный паттерн, определяющий поведение;

2) неосознаваемый мотив деятельности;

3) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении;

4) структурный план поведения в заданной ситуации?

34. Какое из утверждений верно описывает суть механизма сдвига мотива на цель:

1) цель деятельности превращается в ее мотив;

2) мотив деятельности превращается в ее цель;

3) наложение мотива деятельности на цель приводит к нарушениям психики?

35. Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности, называется:

1) интерференция;

2) интериоризация;

3) интероцепция;

4) интроверсия.

36. Каким из терминов обозначается принятая в данный исторический период система основных научных позиций, определяющая исследовательскую практику:

1) подход;

2) теория;

3) парадигма

4) мировоззрение?

37. В психологии под «полем» понимается (выберите верное утверждение):

1) совокупность наличных внешних раздражителей и стимулов;

2) совокупность переживаемых субъектом актуальных (здесь и теперь) побудителей его активности;

3) совокупность отношений, в которые включен субъект;

4) совокупность внешних условий, определяющих неадекватное поведение.

38. Направление отечественной психологии, основанное К. Н. Корниловым и трактовавшее психологию как «науку о поведении»:

1) бихевиоризм;

2) педология;

3) реактология;

4) рефлексология.

39. Какое из утверждений верно описывает содержание понятия «рефлексия»:

1) неосознаваемая реакция на интероцептивные ощущения;

2) рефлекторный ответ в структуре коммуникативного акта;

3) механизм генерализации условных рефлексов на сферу безусловных;

4) самопознание субъектом собственных психических актов и состояний?

40. Какой из названых исследователей ввел в практику метод недирективной беседы:

1) З.Фрейд;

2) П. Дюбуа;

3) В. М. Бехтерев;

4) К. Роджерс?

41. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А. Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторных экспериментов

1) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемые (ый) не осведомлены о проводящемся исследовании;

2) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;

3) эксперимент проводится без технических средств;

4) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым?

42. Какое из утверждений передает суть ((эффекта Б. В. Зейгарник»:

1) лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия;

2) лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия;

3) прямая значимая корреляция степени неопределенности ситуации и тревоги;

4) улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры?

43. С именами каких двух ученых в России связано выделение патопсихологии как психологической дисциплины:

1) И. П. Павлов и И. М. Сеченов;

2) В. М. Бехтерев и с. с. Корсаков;

3) Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн;

4) М. И. Аствацатуров и А. Р. Лурия?

44. Что из перечисленного отличает взгляды К. Хорни от ортодоксального психоанализа:

1) уменьшение значения либидо;

2) несогласие с представлением о преобладающей мотивированности поведения врожденными и запретными инстинктами;

3) акцент на социальных детерминантах здоровой и невротической личности;

4) понимание женской сексуальности;

5) признание важной роли бессознательных конфликтов;

6) все перечисленное;

7) все, кроме указанного в пункте 5?

45. Согласно Л. С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

1) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

2) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

3) показателей умственного развития и памяти.

46. Какое утверждение верно описывает содержание понятия «зона ближайшего развития» по Л. С. Выготскому:

1) те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе;

2) количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения;

3) потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого?

47. Кто ввел в физиологию термин и разработал теорию «функциональных систем»:

1) Ф. Галль;

2) Н. А. Бернштейн;

3) П. К. Анохин;

4) И. П. Павлов?

48. Согласно А. Р. Лурия, с некоторой долей условности можно выделить три основных блока, участвующих в любой психической деятельности. Какой из перечисленных блоков не входит в эту тройку:

1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;

2) блок получения, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации;

3) блок получения, переработка и хранения поступающей из внутреннего мира информации;

4) блок программирования, контроля и регуляции психической деятельности?

49. Что из приведенного объединяет всех психоаналитиков и констатирует психоанализ как учение:

1) представление о либидо как о ведущей силе развития и психической жизни;

2) теория архетипов;

3) представление о бессознательном и используемых для его анализа психотерапевтических методах;

4) значение и место, уделяемое социокультурным факторам в психической жизни?

50. Какая из выделенных Фрейдом психических структур содержит в себе сексуальные и агрессивные инстинкты:

1) эго;

2) ид;

3) суперэго;

4) цензура?

51. Усилия это по предохранению от тревоги относятся к:

1) динамике;

2) это-идеалам;

3) защитным механизмам;

4) морали.

52. Когда, согласно Фрейду, развиваются ид, эго и суперэго:

1) сформированы к рождению;

2) к возрасту двух лет;

З) в первые 5 лет жизни;

4) к 18 годам?

53. Фрейд полагал, что неудача в разрешении Эдипова комплекса это главный источник:

1) психосоциального кризиса;

2) психопатии;

3) невроза;

4) психоза.

54. Кто после Фрейда утверждал, что каждый индивид проходит через восемь стадий развитая:

1) А. Адлер;

2) Г. Айзенк;

3) Э. Эриксон;

4) Г. Салливен?

55. Главной посылкой адлерианской психологии является представление:

1) о человеке как едином, неделимом и согласующемся целом;

2) о противостоящей среде индивидуальности;

3) об индивидуальном развитии как преодолении барьеров;

4) о гомеостазе как ведущем принципе развития.

56. Что из перечисленного не входит в число ключевых концепций и принципов адлерианской психологии:

1) чувство неполноценности и компенсации;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) конституциональная заданность;

5) социальный интерес;

б) креативное «Я»;

7) порядок рождения;

8) фикционный финализм?

57. За единицу поведения Дж. Уотсон принял:

1) неразложимый на более мелкие составляющие поведенческий акт;

2) направленное на конкретную цель и достигающее ее поведение;

3) отношение стимул — реакция»;

4) мотивированный акт поведения.

58. Для устранения нежелательного и формирования желательного поведения человека, согласно Б. Скиннеру, наиболее эффективно:

1) наказание;

2) негативное подкрепление;

3) позитивное подкрепление;

4) физиологические аверсивные методы.

59. Кто является создателем трансактного анализа:

1) Э. Эриксон;

2) Э. Берн;

3) М. Берне;

4) Т. Харрис?

60. Теория кого из названных исследователей является предшественницей гуманистической психологии:

1) 0. Ранк;

2) Э. Фромм;

3) В. Райх;

4) К. Хорни?

61. Клиент-центрированная психотерапия разработана и введена в практику:

1) В. Н. Мясищевым;

2) К. Роджерсом;

3) А. Беком;

4) А. Маслоу.

62. В теории А. Маслоу потребности низшего порядка иначе определяются как:

1) материальные;

2) выживания;

3) дефицитарные;

4) сексуальные.

63. Какой из перечисленных видов психотерапии относится к экзистенциальному подходу:

1) позитивная;

2) рациональная; 3) когнитивная;

4) логотерапия?

64. Какое утверждение лучше всего описывает понятие «экзистенциальный вакуум», введенное В. Франклом:

1) эмоциональный компонент социальной изолированности;

2) одно из проявлений деперсонализации;

3) непатологическое по своей природе духовное состояние пустоты из-за отсутствия смысла жизни;

4) синоним синдрома выгорания?

65. Создателем гештальт-терапии был:

1) К. Левин;

2) А. Эллис;

3) Ф. Перлз;

4) М. Кляйн.

Наши рекомендации