Власть руководителя и методы влияния на подчиненных
ТЕМА 9 РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
1 Характер, содержание и особенности управленческого труда руководителя
2 Власть руководителя и методы влияния на подчиненных
3 Авторитет руководителя
4 Классификация и характеристика основных стилей руководства
5 Стиль и этика в управлении
6 Особенности стиля современного руководителя
Характер, содержание и особенности управленческого труда руководителя
Труд руководителя (или управленческий труд) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Управленческий труд направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом.
В отличие от рабочего, занятого непосредственно в производстве материальных благ, управленческий труд имеет свои особенности. Во-первых, результаты управленческого труда в большинстве своем невозможно измерить прямо и невозможно оценить достаточно точно. Труд (или качество труда) руководителя проявляется в показателях работы руководимого ими подразделения, предприятия, т. е. косвенно, через труд других. Во-вторых, в сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями, продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация. Орудиями труда аппарата управления является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки информации, продуктом является также информация в форме документов, решений, распоряжений. В-третьих, труд руководителя имеет высокую значимость. Эта значимость проявляется, прежде всего, в цене ошибки. Ошибка рабочего может быть оценена стоимостью бракованной детали, ошибка директора может привести к банкротству предприятия.
Содержание труда руководителя во многом определило место, которое он занимает в управленческой иерархии. В управлении принято различать собственно управленческие функции и функции исполнительского характера, т. е. функции, связанные с личным участием руководителя в выполнении заданий. Чем выше должность руководителя в управленческой иерархии, тем больше удельный вес управленческих работ в общем бюджете его рабочего времени, и наоборот, чем ниже должность, тем больше исполнительских работ возлагается на руководителя.
Управленческую деятельность руководителя можно классифицировать по следующим признакам:
1. по функциям управления : планирование, организация деятельности персонала, контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы персонала; мотивация труда персонала;
2. по этапам процесса управления (процесса принятия управленческого решения);
3. по объектам управления: управление предприятием, цехом, участком, отделом, лабораторией, группой, исполнителем.
4. по форме осуществления: самостоятельную работу; работу с людьми (деловое общение).
Научная организация труда современного руководителя предполагает:
а) широкое использование методов и теоретических положений различных наук (общественных, естественных, технических) при организации труда руководителя;
б)научный анализ и комплексную рационализацию труда менеджеров на основе достижений науки, техники и передового опыта.
К основным направления научной организации управленческого труда следует относить: разделение и кооперацию труда менеджеров; повышение квалификации менеджеров; рационализацию труда; внедрение прогрессивных форм и методов стимулирования труда; улучшение условий и гигиены труда; развитие творческих основ труда на базе автоматизации рутинных видов деятельности.
Власть руководителя и методы влияния на подчиненных
Понятие «власть» в управлении означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты.
Общее разделение источников возникновения власти предполагает, что власть может происходить из должности или из личности.
Власть должности возникает не из самой должности, а делегируетсяее обладателю теми, кому он подотчетен.
Личная власть — это степень уважительного и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит со стороны подчиненных, снизу.
Эффективный руководитель должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы у подчиненных не возникло желания проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления, т. е. необходимо поддерживать баланс власти, добиваться выполнения поставленных целей и не вызывать непокорности подчиненных.
Классификация власти:
1. Власть, основанная на принуждении. Она базируется на убеждении подчиненного в том, что руководитель, имеющий власть, может помешать удовлетворению какой-либо потребностиилипроизвести другие нежелательные действия.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель обладает возможностью удовлетворить его потрености.
3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребность.
4. Эталонная власть. Руководитель обладает свойствами, вызывающими у исполнителя желание ему подражать.
5. Законная власть. Подчиненный верит, что руководитель имеет право приказывать, так как находится на более высоком уровне управленческой иерархии. Законность власти основана на делегировании полномочий по управлению.
Власть, основанная на принуждении, ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения потребности (защиты, любви, уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. При длительном ее применении появляются скованность, отчуждение, происходит текучесть кадров.
В условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся, самой эффективной является власть, основанная на вознаграждении. В этом случае имеет место положительное подкрепление воздействия вознаграждением, которое активизирует исполнительскую деятельность подчиненного. Степень влияния вознаграждения определяется пониманием его ценности. Естественно, что для разных исполнителей восприятие ценности будет различным. Величина вознаграждения должна восприниматься равнозначной степени влияния руководителя. Но поскольку деньги или более престижная должность не всегда оказывают необходимое влияние, то руководитель должен уметь использовать и другие формы власти.
В формально организованных структурах преимущественно используется законная власть. Традиционно люди подчиняются начальникам, занимающим определенные должности. Традиция обладает безличностью, Подчиненный реагирует не на личность, а на должность. В этом случае имеет место подчинение системе в целом.
Особо можно выделить власть примера (эталонную власть). Эта власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма - это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
Харизматическая личность наделена следующими чертами: внушительная внешность, независимый характер, умение говорить и держаться в коллективе. Создается впечатление, что окружающие находятся под энергетическим воздействием этой личности. Такие руководители воспринимают как должное приверженность к ним других. Если подчиненные видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.
Разновидностью власти является власть, основанная на вере исполнителя в то, что лидер обладает знаниями и способностью удовлетворять потребности. Это экспертная власть. К ней также относится власть специалистов.
Конкретные средства, с помощью которых руководитель воздействует на исполнителей, могут быть очень разнообразны, а их использование зависит от ситуации, сложившейся в организации. Существуют определенные способы реализации власти, которые воплощаются в конкретных элементах распорядительной деятельности.
Важнейшей составляющей прямого руководства выступает распоряжение, которое в свою очередь может быть воплощено в различных формах.
Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, иногда перечень ограничений, то есть того, чего не следует делать; в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.
По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от многих обстоятельств: срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами. Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения. В отличие от приказов указание и поручение регламентируют только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Совет же предоставляет свободу и в отношении содержания, оставляя лишь незыблемым его самую глубокую суть.
Распоряжения могут усиливаться рядом дополнительных мер воздействия на исполнителя, например, убеждением, апелляцией к логике, если он имеет одинаковые с руководителем взгляды; пожеланием или просьбой, если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной; обещанием вознаграждения; угрозами.
Авторитет руководителя
Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета руководителя. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет руководителя.
Авторитет — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результата работы.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
1. официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
2. реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного руководителя подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима.
Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.
Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя — не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:
aвторитет расстояния — руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он "дальше" от подчиненных и держится с ними официально;
авторитет доброты — "всегда быть добрым" — таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "медвежью" услугу;
авторитет педантизма — в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым сковывая их творчество и инициативу;
авторитет чванства — руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;
авторитет подавления — менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.