Ассоциация как преобладающая связь идей в концепции Д. Юма
В работе "Трактат о человеческой природе" (1739-1740) Юм говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы. Только познав и объяснив "величие и силу человеческого разума", можно добиться прогресса во всех остальных областях знания. Содержание человеческого разума, по Юму, включает в себя перцепции, "восприятия", которые разделяются на 2 класса: "впечатления" и "идеи". В основу их различения положены 2 критерия: 1) сила и яркость, с которыми впечатления и идеи выступают в разуме человека; 2) порядок и временная последовательность их появления. Восприятия, "которые входят в сознание с наибольшей силой" относятся Юмом к впечатлениям (ощущения, аффекты и эмоции). Идеи - "слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении". То есть Юм не видит фактически различия между чувствованием и мышлением, сводит его лишь к степени их интенсивности.
Первичным элементом психического опыта является впечатление, а идея вторична и зависит от него: "…простые впечатления всегда предшествуют соответствующим идеям и никогда не появляются в обратном порядке. Чтобы наделить ребенка идеей красного или оранжевого цвета, сладкого или горького вкуса, я предлагаю ему эти впечатления, а не прибегаю к абсурдной попытке вызвать в нем впечатления, возбуждая идеи. Наши идеи при своем появлении не производят соответствующих им впечатлений, мы не можем ни воспринимать какой-нибудь цвет, ни испытывать какое-либо ощущение, просто думая о них. С другой стороны, мы находим, что всякое духовное или телесное впечатление постоянно сопровождается сходной идеей, отличающейся от него только по степени силы и живости". Отсюда делается вывод: "Все простые идеи происходят, прямо или косвенно, от соответствующих им впечатлений". В этом утверждении проявляется сенсуализм Юма, отрицание концепции врожденных идей.
Юм выделяет простые впечатления и сложные, являющиеся различными комбинациями первых. В основе комбинирования простых представлений лежат принципы ассоциации, "связующие начала", напоминающие ньютоновскую силу тяготения, согласно которым "одна идея естественно вызывает другую". Юм описывает 3 вида оснований (соответственно видов ассоциаций), по которым осуществляется соединение идей: "сходство, смежность во времени или пространстве, причина и действие". Тем самым он продолжает развитие ассоциативной теории и вводит новый вид ассоциаций - "причина - следствие", или "необходимая связь".
Учение о причинности, по мнению Юма, - не более чем продукт веры в то, что за одним впечатлением, (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). Причинные связи - вид ассоциации представлений, возникающих в опыте субъекта. В причинно-следственной связи имеют место 2 важных элемента: 1) смежность и последовательность и 2) необходимая связь. Смежность и последовательность известны человеку из опыта; необходимая же связь не проверяется опытом, а выводится как заключение. Юм указывает, что заключение опирается, во-первых, на опытную проверку постоянной связи, и, во-вторых, на склонности людей делать заключение на основании наблюдавшихся в прошлом действий объектов и экстраполировать выводы на подобные же действия этих объектов в будущем. Это - привычка устанавливать регулярный характер смежности и последовательности. Поэтому естественно, зная "причину", ожидать "действия". Принцип, на основе которого из простой последовательности выводится необходимая связь, - это навык или привычка. Юм считает, что именно привычка позволяет нам исходить из опыта, ибо в ней - основание всех наших заключений, касающихся будущего. Источник же уверенности в правильности суждения - не теоретическое знание, а "вера" (чувство), которая отличает суждения от вымыслов и воображения. Она устанавливает "необходимую связь" и вселяет убеждение в том, что за явлением, называемым "причиной", должно идти его "следствие" и наоборот - у каждого следствия есть своя причина. Основание причинности Юм видит не в онтологических связях явлений реального мира и не в рациональном теоретическом знании, а в субъективной, иррационально-эмоциональной сфере. Он возвышает "природный, естественный инстинкт" как важнейшее эмпирическое основание механики психической жизни.
Аффекты (страсти) изначально присущи человеческой природе"; они независимы от рассудка и не управляются им. Это - впечатления, происходящие от других восприятий. Прямые аффекты непосредственно зависят от удовольствия и боли (желание, неприязнь, печаль, радость, надежда, страх, отчаяние, спокойствие). Косвенные - производны от них (гордость, покорность, честолюбие, тщеславие, любовь, ненависть, щедрость и т.д.). Эмоции относятся Юмом к сфере личности, "Я". Воля тоже рассматривается им как вид впечатления, "которое мы пережимаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа". Свободу выбора он понимает как случайность, антитезу необходимости, а свободу - как спонтанность, отсутствие принуждения извне. Воля не подвластна разума, но зависима от игры страстей. Отсюда вытекает заключение, что разум не является основой нравственной жизни. Ее причиной является чувство: "Мы скорее чувствуем нравственность, чем судим о ней…". Добродетель вызывает "бескорыстное" удовольствие особого типа, а порок порождает "бескорыстную" боль. Юм подчеркивает доминирование чувственной сферы, ставя ее выше разума, и отрицая тем самым практический смысл последнего: "Разум есть и должен быть рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им".
Говоря о субъекте, "Я" Юм оценивает его как сменяющие друг друга связки или "пучки впечатлений": "…я решаюсь утверждать относительно остальных людей, что они суть не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Наши глаза не могут повернуться в глазницах без того, чтобы не изменились наши восприятия. Наша мысль еще более изменчива, чем зрение, а все остальные наши чувства и способности вносят свою долю в эти изменения, и нет такой душевной силы, которая оставалась бы неизменно тождественной, разве только на одно мгновение".
Указанные представления Юма были направлены своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Предположение о такой спиритуальной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную. Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театра, "в котором выступают друг за другом различные восприятия; они проходят, возвращаются, исчезают и смешиваются друг с другом в бесконечно разнообразных положениях и сочетаниях".
Учение Юма представляло собой эмпиризм, доведенный до логической крайности и породивший ряд противоречивых тенденций (иррационализм, скептицизм), которые стали предметом осмысления и разрешения в трудах И. Канта.