Древневосточные цивилизации как культурный тип
Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4 тысячелетиями до н.э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Мощь древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о масштабах и логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своим «древнегреческим чудом» (как именовалась греческая цивилизация) знаниям, вывезенным из Др. Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве. Известно, что даже самая знаменитая теорема Пифагора - теорема, существовавшая задолго (порядка 2-3 тысяч лет) до математических изысканий эллинов, геометрическая конструкция древнеегипетских мудрецов.
Итак, чем же выделяется, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская культура? Ответ найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников. Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книгу мертвых», «Тексты пирамид», «Книгу коровы», «Книгу о том, что в загробном мире», «Книгу дыхания». Именно из Др. Египта пришли основные тайны, учения, оказавшие огромное влияние на философию всего мира, потому что именно из тайного учения заимствовали свои знания Индия, Персия, Китай, Япония и даже Др. Греция и Рим. Почти одновременно возникшие в цивилизации Др. Египта многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология, музыка, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство имеют саамы древний возраст из всех ныне существующих систем. Развитие земледелия повлекло за собой развитие геометрии как землемерия (геометрия). Особое значение имело изобретение паруса. Парус стал первым шагом в использовании энергии ветра. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое число «пи»), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными.
Формой правления в древнеегипетской цивилизации была фараонская деспотия. Была выработана практика захоронения фараонов. Как «сын» Солнца фараон не мог уйти на тот свет незамеченным. И поэтому строились гигантские пирамиды – места захоронения фараонов, а сама процедура погребения обставлялась захватывающими и символически значимыми ритуалами.
Достигшее необычайных высот строительное искусство (глинобитные строения, а также из сырцового кирпича) сопровождалось развитием металлургии меди, совершенствованием деревообделочного, каменнообделочного и гончарного мастерства.
Египетские медики поражали своим знанием анатомии человека и точным описанием течения многих болезней. Они уже имели представление о кровообращении. На высоте были и химические знания, сплавы и красители широко использовались в практической деятельности египтян. Изобретенные др.египтянами весы стали выдающимся достижением хозяйственной практики. Также был изобретен календарь. Все эти завоевания древнеегипетской цивилизации образовали особый этап развития культуры.
Мифология Др. Египта, развиваясь на базе достаточно высокой цивилизации, сопровождалась изобретением письменности. Но расшифровать египетские иероглифы очень трудно, некоторые и по сей день находятся в музеях неразгаданными. Можно понять, что речь в них идет о магических операциях, заговорах, заклятиях. К наиболее понятным папирусам относится «магический папирус Гарриса», его основное содержание составляли заклинания, служащие для защиты живых. Трудности в изучении египетской магии объясняются также тем, что она была тайной, хранимой жрецами, которые строго следили, чтобы тайные знания не проникли в народ. Об этом свидетельствуют фрагменты из «Книги мертвых», в которой строго запрещается совершать при свидетелях описываемые там церемонии, при них не могут присутствовать отец и сын покойника.
Уникальная черта древнеегипетской мифологии, которую можно назвать зооморфизмом, была связана с обожествлением животных и придания своим богам облика животных.
Существует несколько версий сотворения мира. Египетские тексты сообщают о временах, когда не существовало ни неба, ни земли, ничего кроме безграничных изначальных вод, окутанных густой тьмой. В таком состоянии воды прибывали очень долго, хотя в них и были скрыты семена того, что появилось потом в мире, и сам мир. Наконец дух изначальных вод почувствовал желание творить, и когда произнес он слово, мир сразу же воплотился в образе… Следующим этапом творения было создание семени и яйца, из которого появился бог Солнца Ра».
выделяет три типа цивилизации, для каждого из которых характерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивилизации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада,
Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных государств, позволившие отнести их к циклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного сознания, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей менталитета. Согласно современным представлениям общество , не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими к одной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему налогов. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству. Еще одна особенность общественного строя на Востоке - наличие только вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, а также зависимое положение человека по отношению к системе власти.
Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида.