Социальная ситуация развития. Детское развитие, как указывал Выготский, сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка
Детское развитие, как указывал Выготский, сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка. Развитие это возникновение нового. Появляются «возрастные новообразования» - то есть те качества и свойства, которых раньше не было в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Социальная ситуация развития это специфические для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой.
Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Источником развития является социальная среда. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Среда меняется, когда ребенок переходит из одной стадии развития в другую. Это взаимодействие и определяет путь развития, который приводит к появлению новообразований. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация развития меняется в начале возрастного периода. К концу периода появляются возрастные новообразования. Среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующего этапа развития.
3.Законы психического развития
Л.С. Выготский сформулировал законы психического развития:
1) Цикличность – ценность времени определяется в развитии; - (пр. 1 год для дошкольника и 1 год для старшеклассника)
2) Неравномерность развития -психические функции развиваются неравномерно. В том или ином возрасте доминирует та или иная функции, например: речь от 1-3 года- сензитивный период, в раннем возрасте – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление.
3) Метаморфозы в развитияизменение не только количественные, но и качественные. Качественное отличие одного возраста от другого
4). Соотношение эволюции и инволюции в развитии-
Процессы обратного развития вплетены в эволюцию. Пример: научившись говорить, отмирает лепет.
4. Понятие о кризисе. Стабильные и кризисные периоды.
Стабильные периоды развития – плавное течение, без сдвигов и перемен, составляет большую часть детства.
Кризисные периоды – нет единого мнения о происхождения кризисов. Одни считают, что детство должно быть бескризисным, гармоничным, поэтому кризис – это болезненное, ненормальное явление. Другие считают, что появление кризисов закономерно. Л.С. Выготский считал, что кризис – это закон развития.
Кризис - переломный момент в жизни ребенка, который сопровождается следующими признаками:появляется агрессия или депрессия, недовольство собой, появляются проблемы, с которым ребенок не может самостоятельно справиться. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, начинаются и завершаются незаметно. Однако у каждого кризисы проходят индивидуально.
Периодизация Л.С. Выготского построена на чередование стабильных и кризисных периодов.
Период | Годы |
Новорожденность | Кризис новорожденности 0-2 мес. |
Младенчество | 0-1, кризис 1 года |
Ранний возраст | 1-3 кризис 3 лет |
Дошкольный возраст | 3-6(7) кризис 7 лет |
Младший школьный возраст | 8- 12; кризис 13 лет |
Пубертатный возраст | 14- 17; кризис 17 лет |