Теория справедливости Дж. Адамса
«Действия людей направлены на устранение любой ощущаемой несправедливости при получении вознаграждения за работу по сравнению с окружающими»
Чувство несправедливости:
¨ Чувство негативной несправедливости – индивид считает, что получил меньше, чем другие.
¨ Чувство позитивной несправедливости – считает, что получил больше, чем другие.
Для восстановления справедливости сотрудник может:
- изменить свой вклад в работу,
- изменить исход работы (попросить о повышении),
- выйти из ситуации,
- изменить пункты сравнения,
- психологически исказить результат сравнения,
- воздействовать на того, с кем себя сравнивает.
Управление мотивацией: Важно не намерение лица, вручающего вознаграждение, а субъективное восприятие того, кто его получает.
Недостатки теории:
- предполагается, что поведение рационально, что не реализуется всегда;
- оценки справедливости или несправедливости могут сильно отличаться у разных сотрудников в аналогичных ситуациях;
- люди более чувствительны к несправедливости при недоплате;
- эталоны сравнения у отдельного работника могут существенно изменяться со временем, независимо от его производительности и затраченных усилий.
Теория постановки целей А. Локке
«Индивидуальные сознательные цели и намерения – основные детерминанты поведения работника.»
Более серьезные и сознательные цели приводят к более высоким показателям производительности, если эти цели восприняты личностью.
Воздействие на мотивацию:
Мотивирующим является сам процесс установления целей, который вовлекает руководителей и подчиненных в совместную работу.
Постановка целей отличается:
¨ специфичностью (степень количественной точности цели)
¨ трудностью (необходимая степень умения или уровень продуктивности)
¨ ценой цели (сумма усилий, реально используемых для достижения цели)
Недостатки теории:
- теорию легче применить к работам, результат которых поддается точному измерению;
- практическое осуществление постановки целей довольно сложно:
- трудно предсказать результат совместного влияния всех факторов;
- подчиненные стремятся занизить цели, а менеджеры – усложнить задачу, что разрушает положительный эффект от фактора участия работника в постановке целей.
Структура мотивационной сферы личности
Мотивационная сфера – совокупность побудительных источников активности личности
Мотив – внутренне побуждение к активности
Направленность мотивации
Добродушный гедонист
Направленность на себя Направленность на других
(эгоист) (альтруист)
Макиавеллист Современный менеджер
Направленность на задачу
(фанатик, трудоголик, эксперт)
![]() |
на результат(телик) на процесс (парателик)
![]() |