Типы отношения к окружающим 4 страница
г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»;
д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».
26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека и идёте ему навстречу;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;
в) подходите к этому человеку и ждёте, когда он заговорит с вами;
г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных вами;
д) ничего не говорите этому человеку.
27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Что вам угодно?»
б) не говорите ничего;
в) говорите: «Оставьте меня в покое»;
г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;
д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.
Обработка результатов.Чтобы определить вашу позицию в общении (зависимую, компетентную или агрессивную), какие умения у вас сформированы и какой тип поведения преобладает, подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней):
1. Зависимая позиция в общении (неуверенное поведение):
1 (а,г), 2 (а,в), 3 (в,д), 4 (б,д), 5 (г), 6 (а,г), 7 (б,г), 8 (а,г), 9 (д), 10 (б,д), 11 (б,д), 12 (б,г), 13 (а,г), 14 (а,в), 15 (в,д), 16 (б,д), 17 (г), 18 (а,г), 19 (а,в), 20 (г,д), 21 (б), 22 (а), 23 (а,в), 24 (г), 25 (в), 26 (в,д), 27 (б,д).
2. Компетентная позиция в общении (уверенное поведение):
1 (б,в), 2 (д), 3 (б), 4 (г), 5 (а,б), 6 (в,д), 7 (а,в), 8 (в), 9 (б,в), 10 (г), 11 (г), 12 (а), 13 (в), 14 (д), 15 (б), 16 (г), 17 (а,б), 18 (в), 19 (д), 20 (б,в), 21 (г,д), 22 (в,г), 23 (д), 24 (а,б), 25 (а,д), 26 (а,б), 27 (а,г).
3. Агрессивная позиция в общении (давящее поведение):
1 (д), 2 (б,г), 3 (а,г), 4 (а,в), 5 (в,д), 6 (б), 7 (д), 8 (б,д), 9 (а,г), 10 (а,в), 11 (а,в), 12 (в,д), 13 (б,д), 14 (б,г), 15 (а,г), 16 (а,в), 17 (д,в), 18 (б,д), 19 (б,г), 20 (а), 21 (а,в), 22 (б,д), 23 (б,г), 24 (в,д), 25 (б,г), 26 (г), 27 (в).
По количеству компетентных реакций (шкала 2) определяется уровень компетентности в общении по шкале: 21-27 баллов – высокий уровень; 19-20 баллов – выше среднего; 15-18 баллов – средний уровень; 12-14 баллов – ниже среднего; 0-11 баллов – низкий уровень.
Кроме того, все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций (их следует проанализировать, вернувшись к вашим ответам по указанным номерам вопросов):
· ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра (вопросы 1, 2, 11, 12);
· ситуации, в которых требуется реакция на отрицательные высказывания партнёра (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);
· ситуации, в которых требуется реакция на обращение с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
· ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
· ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Таким образом, вы можете определить, какой стиль общения преобладает у вас в определенной ситуации. Методика позволяет также выделить и проанализировать вашу позицию в общении по основным блокам коммуникативных умений:
1) умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (пункты 1, 2, 11, 12);
2) реагирование на справедливую критику (пункты 4, 13);
3) реагирование на несправедливую критику (пункты 3, 9);
4) реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (пункты 5, 14, 15, 23, 24);
5) умение обратиться к сверстнику с просьбой (пункты 6, 16);
6) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (пункты 10, 17, 25);
7) умение самому оказать сочувствие, поддержку (пункты 7, 20);
8) умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (пункты 8, 21);
9) умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (пункты 18, 26);
10) реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (пункты 19, 27).
Коммуникативная компетентность – обобщающее коммуникативное совйство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.
Коммуникативная компетентность является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек», прежде всего управленца или менеджера, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей.
Тест «Можете ли вы влиять на других?»
Цель: определение умения внушать и влиять на других.
Инструкция.Вампредлагается ответить на 13 вопросов. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте «естественный» ответ. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером «+» («да»), если не согласны «–» – («нет»).
1. Выбрали бы вы профессию актёра или политика?
2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?
3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих интимных отношений?
4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?
5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваш коллега добился больших успехов по службе, чем вы?
6. Вы бы взялись за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать?
7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?
8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей?
9. Есть ли у вас график на весь день?
10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?
11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?
12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?
13. Любите ли вы уличать своё начальство в том, что у него дутый авторитет?
Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов:
«+»=5, «–»=0 баллов в пунктах: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13;
«+»=0, «–»=5 баллов в пунктах: 2, 8, 9.
0-30 баллов – к сожалению, вас мало в чём можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда вы можете быть преувеличенно нерешительным, что зачастую мешает вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.
35-65 баллов – вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их, вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать обрести им душевное равновесие в трудных ситуациях, поддержать их. Но если вы слишком уверены в своих убеждениях, вы можете стать тираном.
Методика «Я – лидер»
Цель: исследование операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств).
Инструкция. Внимательно прочтите 48 утверждений и выберите один из пяти вариантов отношений к нему (предпочтителен тот вариант, который первым пришёл вам в голову):
а) «полностью согласен»;
б) «скорее согласен, чем не согласен»;
в) «трудно сказать»;
г) «скорее не согласен, чем согласен»;
д) «полностью не согласен».
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступлю так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы:
«а»=4 балла; «б»=3 балла; «в»=2 балла; «г»=1 балл; «д»=0 баллов.
Посчитайте сумму баллов по шкалам:
1. Умение управлять собой: 1, 9, 17, 25, 33, 41;
2. Осознание цели (знаю, чего хочу): 2, 10, 18, 26, 34,42.
3. Умение решать проблемы: 3, 11, 19, 27, 35,43.
4. Наличие творческого подхода: 4, 12, 20, 28, 36, 44.
5. Влияние на окружающих: 5, 13, 21, 29, 37, 45.
6. Знание правил организаторской работы: 6, 14, 22, 30, 38, 46.
7. Организаторские способности: 7, 15, 23, 31, 39, 47.
8. Умение работать с группой: 8, 16, 24, 32, 40, 48.
9. Искренность в самооценке: 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41.
Прежде, чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке.
Если по любой из шкал меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Лидер – член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существ, влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими.
Тест «Степень индивидуальной выраженности лидерства»
Цель: выявление особенностей поведения в коллективе и определение степени индивидуальной выраженности лидерства.
Инструкция. Вам предлагается ответить на 50 вопросов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения. Помните, что в тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да; б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да; б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да; б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да; б) нет.
5. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал? а) да; б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да; б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самоё полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»? а) да; б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да; б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да; б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас? а) да; б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (рабочее совещание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание? а) да; б) нет.
12. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление? а) да; б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да; б) нет.
14. Легко ли вы теряетесь, если среди окружающих вас людей есть несогласные с вашим мнением? а) да; б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп? а) да; б) нет.
16. Если мероприятия, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;
б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?
а) настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах;
б) настоящий руководитель должен уметь управлять.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми.
19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий? а) да; б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да; б) нет.
21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен? а) да; б) нет.
22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;
б) вы просто полагаетесь на решение других.
23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?
а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе.
24. Считаете ли, что вы – человек, сильно влияющий на других людей? а) да; б) нет.
25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы? а) да; б) нет.
26. С вашей точки зрения, истинный лидер в группе тот, кто:
а) самый компетентный; б) у кого сильный характер.
27. Всегда ли стараетесь понимать (оценивать) людей? а) да; б) нет.
28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас? а) да; б) нет.
29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?
а) тот, который всё решает сам; б) тот, который постоянно советуется.
30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?
а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип.
31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?
а) да; б) нет.
32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?
а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;
б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.
33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?
а) будете молчать; б) будете отстаивать свою точку зрения.
34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела? а) да; б) нет.
35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги? а) да; б) нет.
36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности? а) работать под руководством хорошего руководителя; б) работать независимо.
37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»? а) это верно; б) это неверно.
38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц? а) да; б) нет.
39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?
а) да; б) нет.
40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
а) трудности обескураживают; б) трудности заставляют действовать активнее.
41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам (сокурсникам), когда они их заслуживают? а) да; б) нет.
42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни? а) да; б) нет.
43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?
а) ввожу изменения немедленно;
б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.
44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника? а) да; б) нет.
45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да; б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то выдающееся? а) да; б) нет.
47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?
а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.
б) руководителем коллектива.
48. Какую музыку вам приятней слушать?
а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую.
49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями? а) да; б) нет.
50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас? а) да; б) нет.
Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы (одно совпадение – 1 балл) и посчитайте их сумму:1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
0-25 баллов – у вас качества лидера выражены слабо;
26-35 баллов – у вас качества лидера выражены средне;
36-40 баллов – у вас лидерские качества выражены сильно.
40-50 баллов – вы, как лидер, склонны к диктату.
Тест «Трансакционный анализ Э. Бёрна»
Цель: определение соотношений эго-состояний.
Инструкция. Вам предлагается несколько утверждений, касающихся вашего поведения в повседневной жизни. Ответьте, как часто вы так поступаете или чувствуете, поставив в бланке «+» («да») против подходящего варианта. Здесь не может быть «плохих» и «хороших» ответов: это ваш собственный взгляд на то, каким вы являетесь на сегодняшний день.
1. Я разъясняю людям причины, по которым моя работа не сделана.
2. Я переживаю по поводу чего-либо (из-за того, что кто-то сделал или сказал мне, или из-за того, что я сам сделал).
3. Я опаздываю на работу или на встречи с кем-либо.
4. Я требую, чтобы люди делали то, что я говорю.
5. Я заполняю предложенные мне анкеты и отвечаю на вопросы информационного характера (например, в социологическом опросе).
6. Я делаю то, что от меня требуется, даже если это трудно сделать.
7. Я передаю слухи.
8. Я чувствую вину по поводу чего-либо (не сделанной вовремя работы, опоздания, слишком жестоких требований, предъявляемых мною к другим и т.д.).
9. Я пользуюсь тем, что подсказывает мне интуиция, не задерживаюсь на сборе фактов.
10. Я радуюсь новому и необычному (непривычной еде, одежде, смене установившегося порядка, места и т.д.).
11. Я советую больному человеку обратиться к врачу или отдохнуть день-другой.
12. Я веду себя, так как мне нравится.
13. Я чувствую, что мой долг – использовать свои знания и силу для руководства другими людьми.
14. Я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
15. Я многократно переспрашиваю, не готово ли то, чего я жду, хотя знаю, что ещё рано.
16. Я нахожу пути, чтобы сделать скучную работу интересной.
17. Я сдерживаю обещания, даже если мне это не выгодно.
18. Я чётко и ясно передаю другим суть того, что я хочу сообщить.
19. Я заранее знаю, как поведут себя люди в определённых обстоятельствах.
20. Я внимательно анализирую имеющиеся факты перед тем, как принять решение.
21. Я говорю (или думаю) что-то типа: «Что они будут делать без меня?»
22. Я открыто и непосредственно выражаю свои чувства и живо реагирую на происходящее.
23. Я говорю только правду.
24. Я привлекаю к порядку других людей, когда они не соблюдают установленные правила.
25. Я ясно соображаю, как сделать так, чтобы люди действовали в моих интересах.
26. Я сохраняю спокойствие когда «накаляется атмосфера».
27. Я прихожу на помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении.
28. Я ухожу, что побыть наедине с собой, чувствуя себя обиженным.
29. Я непреклонно отстаиваю свои убеждения и принципы.
30. У меня не бывает мыслей, которыми я не хотел бы делиться с другими.
31. Я прерываю работу для физической разминки и чувствую истинное наслаждение, разминая мышцы и расслабляясь.
32. Я чувствую бессилие, неспособность справиться с ситуацией.
33. Я ободряю и утешаю людей, когда у них неприятности.
34. Я апеллирую к фактам, обрисовываю реальное положение дел, когда нужно разрешить трудную ситуацию.
35. Я без колебания беру последнее оставшееся пирожное или другую вкусную вещь из того, что принесли к чаю.
36. Я знаю как себя повести, чтобы добиться своего.
37. Я помогаю окружающим в случае необходимости, даже если они меня об этом не просят.
38. Я настаиваю, чтобы люди заботились о себе, например, чтобы тепло одевались в холодную погоду или брали зонт, если ожидается дождь.
39. Я чувствую, что должен добиваться совершенства в том, что я делаю.
40. Я по выражению лица и другим особенностям поведения человека, заранее знаю, что он скажет или сделает.
41. Разозлившись, я раздражаюсь и выхожу из себя.
42. Я прямо высказываю недовольство людям, не выполняющим работу должным образом.
43. Я требую соблюдения обычаев и традиций.
44. Я завершаю за день все, что сегодня предполагалось сделать.
Обработка результатов. Подсчитайте количество «+» по каждой шкале (количество плюсов по шкале равняется количеству баллов по ней):
Родитель Критикующий (Рк): 4, 13, 24, 29, 42, 43;
Родитель Заботящийся (Рз): 11, 21, 27, 33, 37, 38;
Взрослый (В): 1, 5, 18, 20, 26, 34;
Дитя Естественное (Де): 10, 12, 15, 22, 31, 35;
Дитя Адаптированное (Да): 2, 6, 8, 28, 32, 39;
Дитя Бунтующее (Дб): 3, 7, 14, 41;
Маленький Профессор (Мп): 9, 16, 19, 25, 36, 40;
Шкала лжи: 17, 23, 30, 44.
Для наглядности полученных результатов постройте эгограмму, которая строится аналогично гистограмме: одна ось отображает психическую энергию, а другая – для эго-состояния (см. рисунок ниже). Самым интересным на этой гистограмме является соотношение высот отдельных столбцов, а не их абсолютные значения. Ваша личная эгограмма показывает каким образом вы распределяете эту энергию между пятью наиболее наглядно проявляющими себя частями вашей личности. Данная эгограмма говорит нам о структуре личности человека, которому она принадлежит, что большую часть энергии человек тратит, пребывая в Дитя Естественном и Родителе заботящемся. Наименее представлено Дитя Адаптивное. Мы можем с большой долей уверенности сказать, что часто этот человек совершает необдуманные поступки (Де), нарушает общепринятые правила (мало выраженный Да), и потом, легко оправдывает их (Рз).
Эго-состояние Родитель – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле они «внесены» извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик. В эго-состояние Родитель значимые для нас люди «вкладываются» в различном состоянии. Воспитывающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения: жёсткие указания, запреты и т.д.; и проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций. Первое формирует Критикующего Родителя, второе – Заботящегося Родителя.
Критикующий Родитель характеризуется низкой эмпатией, неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя (направляет собственного Адаптированного Ребенка). Критикующий Родитель оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, всё знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. Он обуславливает эффективность деятельности представителей силовых структур. Так, например, одним из принципов функционирования армейских подразделений является соблюдение жёсткой дисциплины и субординации, безоговорочное соблюдение устава и выполнение приказов вышестоящих. Отдавать приказы и наказывать за их невыполнение тоже нужно уметь и обладать для этого определенными личностными особенностями.
Заботящийся Родитель помогает, сочувствует, понимает, утешает, поддерживает, вдохновляет, хвалит защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих («Не надо волноваться»), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого человека быть Ребенком. Эго-состояние «Заботящегося родителя» имеет высокую значимость в сфере медико-социальной и психолого-педагогической деятельности.
Эго-состояниеРебенок характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выраженными, так и сдерживаемыми, переживаемыми внутри. Поэтому мы говорим о двух типах эго-состояния Ребенок – Естественном (Свободном) Ребенке и Адаптированном Ребенке.
Естественный Ребенок – это состояние спонтанное, творческое, игривое и независимое Он эмоционален, любит играть, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы. Для него характерны естественность самовыражения, непосредственность чувств и побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска. Он умеет любить, шутить и радоваться жизни получать удовольствие и отдыхать, но он – может грустить и ненавидеть, может потребовать у вас, чтобы вы покинули скучную лекцию, чтобы вы дали в морду своему глупому начальнику. У него есть способность к творческому мышлению, спонтанность и другие инстинктивные качества, которые мы при воспитании вынуждены в большей или меньшей степени ограничивать или вовсе подавлять. Те, у кого развит Естественный Ребёнок – могут легко расслабляться. Широко раскрытые глаза, и могут прямо смотреть в глаза человеку – так, что тому комфортно. Особая характеристика этой формы Ребенка – интуиция и искусство манипулирования другими людьми. Эго-состояние «Естественного ребенка» является самым творческим эго-состоянием, поэтому определяет достижения человека в таких сферах, как наука и искусство (актёры, режиссёры, писатели, поэты, художники, музыканты и т.д.).