Общее между внушением и заражением
Лекция 12 Социально-психологические механизмы общения
Под механизмами общения подразумеваются социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга и оказывающие самое непосредственное воздействие на уровень коммуникативной активности, глубину и полноту психологического контакта и взаимопонимания людей, на характер и эффективность их коммуникативного поведения [3].
Рассмотрим такие явления, как психологическое заражение и подражание, внушение, убеждение. Они способны выступать в роли пускового механизма коммуникативного поведения людей в группе, массе и коллективе, влияя на ход, стадии и результаты всего процесса человеческого общения. Механизмы общения реализуют прежде всего силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Механизмы общения включают в себя способы дезинтеграции: групповую дифференциацию, негативизм, деструктивное заражение и др.
Они носят преимущественно неосознаваемый, спонтанный и, как правило, не поддающийся сколько-нибудь полному социальному контролю характер.
Заражение и подражание более древнего происхождения, чем убеждение. Заражение, внушение, подражание, гипноз и мода доминируют в сфере психического бессознательного или мало контролируемого сознанием. Механизм убеждения предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и духовного развития взаимодействующих индивидов.
Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения
1. Может происходить взаимоусиление. Например, по этой причине многие исследователи отождествляют механизмы заражения, подражания и внушения.
2. Могут противоречить друг другу. Такова, в частности, взаимосвязь механизмов заражения, подражания и внушения, с одной стороны, и механизма убеждения, с другой.
3. В одном механизме могут совмещаться совершенно противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития. Например, на разных этапах развития моды может поочередно доминировать то механизм противопоставления и негативизма, то механизм подражания и уподобления.
Психологическое заражение
Истоки: ритуальные танцы, заразительные пляски членов первобытной общины, массовые психозы (спортивный азарт, религиозный экстаз, политический национализм или фашизм).
Заражениевыступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Оно характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.
Природа психического заражения – человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию и сопереживанию этого состояния. Например, заразительны смех, плач (плач одного младенца в родильном отделении, вызывает сочувственный рев всех), конфликт.
Катализатор – сам коммуникативный контакт взаимодействующих.
Секрет эмоционального воздействия при непосредственном контакте в многократном взаимном усилении эмоциональных воздействий общающихся. Сила накала зависит от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора.
Функции заражения
- усиление групповой сплоченности;
- компенсация недостаточной организационной сплоченности группы.
Внушение
В.М. Бехтерев одним из первых исследовал данное явление; описание его встречается в работах Н.К. Михайловского, Г. Тарда, Г. Лебона и др.
Общее между внушением и заражением
это способы групповой интеграции, способы сколачивания общности в одно целое путем создания общего психического состояния. Посредством внушения может осуществляться заражение группы.
Различия:
- внушение исключает психолог. Состояние равновеликого сопереживания идентичных эмоций и представлений объектом и субъектом внушения;
- искусство внушения носит несколько односторонний характер;
- внушение более сложная форма социально-психологического воздействия, исторически более молодая, чем заражение, и связана с развитием вербальной активности человека и его индивидуальности;
- внушение – процесс одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
- внушение осуществляется посредством речевого сообщения;
- акт внушающего воздействия может носить осознанный характер, может происходить как намеренно, так и ненамеренно;
- особенность внушения – адресованность к готовности личности получать распоряжения, инструкцию к действию;
- внушение действует сильнее на лиц впечатлительных (дети, подростки) или неуверенных в себе. Внушение возможно, если источник информации авторитетный, вызывающий доверие.
Внушение применяется как метод активизации групповой деятельности, в медицине (гипноз), если это манипуляция.
Убеждение
Убеждение имеет три различных значения:
а) система взглядов и представлений человека, неотделимых от его жизненного опыта и побуждений к деятельности;
б) процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне;
в) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне.
Убеждение используется, чтобы превратить сообщаемую информацию в систему установок и принципов личности. Оно основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает. Убеждение возможно путем внушения. Эффективность убеждения зависит от степени заинтересованности человека, на которого направлено воздействие, предрасположенности индивида к убеждающему воздействию (заинтересованности в информации).
Для того чтобы убеждение было эффективным, оно должно соответствовать следующим требованиям:
- содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности;
- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;
- при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;
- убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты и примеры;
- при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений в истинности самого факта и в характере общего вывода;
- убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает [2].
Подражание
Подражание – одно из наиболее массовых проявлений социально-психологического общения. “Психологическая зараза является одной из форм подражания, но это подражание непроизвольное”.
Механизмы социально-психологического общения не поддаются полному контролю сознания человека.
Подражание направлено на воспроизведение индивидом внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.
Явление социально-психологического подражания, подмеченное еще А. Смитом и исследованное И.К. Михайловским, нашло отражение в работах Г. Тарда, Д. Болдуина, У. Мак-Даугалла, Г. Зиммеля и др.
Тард выделял следующие виды подражания:
1) логическое и внелогическое;
2) по последовательности и механизму движения – внутреннее и внешнее;
3) по степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай;
4) по социальной природе – подражание внутри класса и подражание одного класса другому и т. д.
Подражание, по Тарду, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений.
Благодаря подражанию и моде происходит распространение нововведений. Немецкий социолог Г. Зиммель (1858–1918) рассматривал последнее как “психологическое наследование”. Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющее избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтений той или иной модели поведения. Зиммель полагал, что подражание – одно из существенных средств взаимопонимания. Подражание низшего класса высшему есть верный признак того, что низший класс еще не созрел для борьбы за свою эмансипацию. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности: идеи, вкусы, наклонности и манеры поведения.
Велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. В онтогенезе и филогенезе человечества подражание играло и сейчас играет, несомненно, прогрессивную роль. Польский логик Т. Котарбиньский сказал: “Нет обучения без подражания”. Н.К. Михайловский различал внешние условия и внутренние факторы, располагающие к подражанию. Внешние условия – пример поведения человека, находящегося в каких-либо необычных обстоятельствах; внутренние условия – скудность, бедность внутреннего мира индивида.
Подражание есть воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения. Люди терпеливые и волевые, способные на большое и длительное напряжение сознания и воли, не склонны, как правило, к подражанию [3].
Вопросы для повторения
1. Что понимается в психологии под механизмами общения?
2. Какие вы знаете механизмы общения?
3. Есть ли какие-либо общие характеристики, присущие всем механизмам общения? Назовите их.
4. В чем проявляются отличия?
5. Каковы особенности воздействия на человека каждого механизма общения?
Рекомендуемая литература
1. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – Л.: Лениздат, 1965.
2. Котарбиньский, Т. Вопросы рациональной организации деятельности / Т. Котарбиньский // Избр. произв. – М., 1963.
3. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин.
– СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.
4. Поршнев, Б.Ф. Контрсуггестия и история / Б.Ф. Поршнев // История и психология / Под ред. Б.Ф. П