Ема: «Образ и творческий источник в композиции костюма.

Теоретические аспекты

Цвет как основной элемент эмоционально-образного восприятия. Применение цвета в композиции костюма. Психология восприятия колористики костюма. Бионика, кинестезия, флора, фауна, источник творчества, стилизация, трансформация.

Творческие источники. Девиз. Слоган. Формирование образных систем. Особенности трансформации и кодирования образов.

Графическая работа:

а) «Разработка коллекции женской одежды «от кутюр» под девизом «Маленькое чёрное платье»

б) «Разработка коллекции одежды и аксессуаров в деловом стиле»

в)«Создание молодёжной коллекции одежды»

г) «Разработка коллекции детской одежды (дошкольный возраст: 3-5 лет; младшие школьники 7-11 лет; подростки 15-18 лет)»

Цель работы: научить студентов использовать объекты окружающей среды в качестве источника профессионального творчества; разработка коллекции моделей одежды по творческому источнику, пластического единства и ритмической слаженности всех элементов композиции,выполнение в заданном формате многофигурной композиции, анализ специальной литературы и журналов мод, овладение приемами стилизации, создавая графические образы фигур в различных техниках, находить точное соответствие выбранного источника, теме задания, акцентируя образность подачи и выбор типажей.

Содержание работы:

1.1Формирование основ художественной культуры:

а) выполнение фор-эскизов;

б) овладение системой правил композиционного построения костюма;

в) колористическая грамотность коллекции;

1.2 Изучить способы использования объектов флора и фауны в качестве идейной базы для создания моделей одежды.

1.3 Рассмотреть возможности использования бионических стилизаций в дизайне костюма:

а) исторический костюм;

б) современный костюм.

1.4 Изучить принципы гармонизации

1.5 Выполнить многофигурную композицию в различных художественно-графических техниках. Рекомендуемые художественные материалы: гуашь, акварель, пастель, тушь, цветные карандаши, акрил.

Алгоритм выполнения задания

1. Выбрать тему композиции. Дать название коллекции. Разработать слоган, девиз коллекции

2. Определиться с источниками творчества (в данном задании источником творчества могут быть объекты флоры и фауны, их архитектоника, структура, колористика, фактура и пластика), источников творчества может быть несколько.

3. Зарисовать источники творчества, используя графические материалы (формат А4). Акцент сделать на колористику костюма.

4. Проанализировать модные тенденции. Подобрать аналоги. Разработать планшет идей. (Создать коллаж на тему разрабатываемой коллекции).

5. Выполнить не менее 30 фор-эскизов моделей (формат А4/2), опираясь на источники творчества и учитывая теоретические аспекты композиционного построения: ритм, цвет, фактура, стилизация и т.д.

6. Проанализировать эскизы, отобрать 5-7 моделей наиболее отвечающих разрабатываемой теме, стилистике, заданному ассортименту, композиции

7. Из отобранных эскизов составить модельный ряд, отработать более подробно конструкцию и декор выбранных моделей

8. Выполнить композиционные поиски по размещению 5-7 моделей на формате (на формате А4 показать композиционное расположение моделей относительно друг другу и относительно предполагаемому фону - заднику)

9. Наиболее интересную композицию представить в графическом варианте - 2-3 варианта в различных техниках, используя разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, белила, графитовый карандаш, тушь, перо, гелевая или шариковая ручки и т.п.)

10. На планшетах размером 55 х 75 см. отрисовать коллекции в чистовом варианте (при оформлении необходимо написать на планшете название коллекции или слоган (девиз), фамилию, имя автора). Оформить в паспарту или рамку.

Требования к отчету:

Отчётом о работе являются:

– чистовой вариант коллекции женской одежды направления «от кутюр» под девизом «Маленькое чёрное платье»– задание а;

– чистовой вариант коллекции мужской/женской/ детской одежды и аксессуаров в деловом стиле (фирменный стиль, корпоративный стиль, школьная форма, форма гимназиста, лицеиста и т.п.) – задание б;

– чистовой вариант коллекции молодёжной одежды (стиль по выбору студента) – задание в.

– чистовой вариант коллекции детской одежды (дошкольный возраст: 3-5 лет; младшие школьники 7-11 лет; подростки 15-18 лет – по выбору) – задание г;

– сопровождающий материал (фор-эскизы, не вошедшие в модельный ряд, композиционные поиски, зарисовки источника творчества) коллекций изделий представляется в отдельных папках.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определения понятиям: «колористика костюма», «форма», «конструктивный стиль», «аксессуары», «конструкция», «пропорциональность», «гармонизация», «структура костюма»

2. Дайте определение понятию «целостность».

3. Что такое «цвет»? Какова его роль в дизайне костюма?

4. В чем специфика композиции в костюме?

5. Каково значение ритма в композиции костюма?

6. Какие виды орнаментов Вы знаете?

7. Что такое «стиль?», «фирменный стиль?»

8. В чем заключается специфика свойств формы костюма?

абораторная работа №7

ема: «Мода и стиль».

Теоретические аспекты

Понятия «стиль», «мода», «коллекция», «концепция». Системы моды. Объекты и субъекты моды. Закономерности развития. Стиль. Стилизация. Стайлинг. Художественные стили. Конструктивные стили. Микро-стили. Цвет как основной элемент эмоционально-образного восприятия. Источник творчества, стилизация, трансформация.

Творческие источники. Девиз. Слоган. Формирование образных систем. Особенности трансформации и кодирования образов в творчестве дизайнеров костюма.

Графическая работа:

а) «Разработка коллекции женской одежды в стилистике известного европейского дизайнера ( Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Карл Лагерфельд и многие другие)»;

б) «Разработка коллекции женской одежды в стилистике известного российского дизайнера (Слава Зайцев, Валентин Юдашкин, Татьяна Парфёнова, Дарья Разумихина, Денис Симачёв, Игорь Чапурин и другие)»;

в) «Разработка коллекции женской/мужской одежды на основе художественного стиля и исторического кроя костюма (эпоха по выбору)»

Цель работы: научить студентов использовать объекты окружающей среды в качестве источника профессионального творчества; разработка коллекции моделей одежды по творческому источнику, пластического единства и ритмической слаженности всех элементов композиции,выполнение в заданном формате многофигурной композиции, анализ специальной литературы и журналов мод, овладение приемами стилизации, создавая графические образы фигур в различных техниках, находить точное соответствие выбранного источника, теме задания, акцентируя образность подачи и выбор типажей.

Содержание работы:

1.1Формирование основ художественной культуры:

а) выполнение фор-эскизов;

б) овладение системой правил композиционного построения костюма;

в) колористическая грамотность коллекции;

г) разработка концепции проекта

1.2 Изучить творческий стиль известных дизайнеров и модельеров в качестве идейной базы для создания моделей одежды.

1.4 Изучить систему принципов гармонизации

1.5 Выполнить многофигурную композицию в различных художественно-графических техниках. Рекомендуемые художественные материалы: гуашь, акварель, пастель, тушь, цветные карандаши, акрил.

Алгоритм выполнения задания

1. Выбрать тему композиции. Дать название коллекции. Разработать слоган, девиз коллекции

2. Определиться с источниками творчества (в данном задании источником творчества могут быть объекты флоры и фауны, их архитектоника, структура, колористика, фактура и пластика), источников творчества может быть несколько.

3. Зарисовать источники творчества, используя графические материалы (формат А4). Акцент сделать на колористику костюма.

4. Проанализировать модные тенденции. Подобрать аналоги. Разработать планшет идей. (Создать коллаж на тему разрабатываемой коллекции).

5. Разработать концепцию проектируемой коллекции (1-2 стр. машинописного текста)

6. Выполнить не менее 30 фор-эскизов моделей (формат А4/2), опираясь на источники творчества и учитывая теоретические аспекты композиционного построения: ритм, цвет, фактура, стилизация и т.д.

7. Проанализировать эскизы, отобрать 5-7 моделей наиболее отвечающих разрабатываемой теме, стилистике, заданному ассортименту, композиции

8. Из отобранных эскизов составить модельный ряд, отработать более подробно конструкцию и декор выбранных моделей

9. Выполнить композиционные поиски по размещению 5-7 моделей на формате (на формате А4 показать композиционное расположение моделей относительно друг другу и относительно предполагаемому фону - заднику)

10. Наиболее интересную композицию представить в графическом варианте - 2-3 варианта в различных техниках, используя разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, белила, графитовый карандаш, тушь, перо, гелевая или шариковая ручки и т.п.)

11. На планшетах размером 55 х 75 см. отрисовать коллекции в чистовом варианте (при оформлении необходимо написать на планшете название коллекции или слоган (девиз), фамилию, имя автора). Оформить в паспарту или рамку.

Требования к отчету:

Отчётом о работе являются:

– чистовой вариант коллекции женской одежды в стилистике известного европейского дизайнера – задание а;

– чистовой вариант коллекции мужской/женской одежды в стилистике известного российского дизайнера – задание б;

– чистовой вариант коллекции женской/мужской одежды на основе художественного стиля и исторического кроя костюма (эпоха по выбору)»

– сопровождающий материал (фор-эскизы, не вошедшие в модельный ряд, композиционные поиски, зарисовки источника творчества) коллекций изделий представляется в отдельных папках.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определения понятиям: «колористика костюма», «форма», «индивидуальный стиль», «акцент», «конструкция», «пропорциональность», «гармонизация», «структура костюма»

2. Дайте определение понятию «коллекция».

3. Что такое «цвет»? Какова его роль в дизайне костюма?

4. В чем специфика композиции в костюме?

5. Каково значение ритма в композиции костюма?

6. Какие виды орнаментов Вы знаете?

7. Что такое «стиль?», «фирменный стиль?», «стайлинг»?

8. В чем заключается специфика свойств формы костюма?

9. Каковы законы композиции?

10. В чём специфика зрительных иллюзий в композиции костюма?

11. Как в современном дизайне костюма используется кинетизм животного мира?

абораторная работа №8

Тема: «Художественные системы формообразования в дизайне костюма

Теоретические аспекты

Понятия «ассортимент», «коллекция», «линия».

Модель как автономная система. Художественная система «Семейство». Гарнитур. Ансамбль. Комплект. Коллекция.

Промышленные системы. Их формирование и особенности моделирования.

Возникновение и развитие промышленных систем. Требования к промышленным системам. Дизайн, стайлинг и художественное конструирование. Семейства и другие виды промышленных систем.

Графическая работа:

а) «Разработка коллекции моделей нарядной одежды для торжественных случаев, свадьбы»

б) Разработка промышленной коллекции одежды

б) «Разработка коллекции сценических костюмов»

в) «Разработка авторской творческой коллекции»

Цель работы: научить студентов использовать объекты окружающей среды в качестве источника профессионального творчества; разработка коллекции моделей одежды по творческому источнику, пластического единства и ритмической слаженности всех элементов композиции,выполнение в заданном формате многофигурной композиции, анализ специальной литературы и журналов мод, овладение приемами стилизации, создавая графические образы фигур в различных техниках, находить точное соответствие выбранного источника, теме задания, акцентируя образность подачи и выбор типажей.

Содержание работы:

1.1Формирование основ художественной культуры:

а) выполнение фор-эскизов;

б) овладение системой правил композиционного построения костюма;

в) колористическая грамотность коллекции;

г) разработка концепции дизайн-проекта

1.2 Изучить творческий стиль известных дизайнеров и модельеров в качестве идейной базы для создания моделей одежды.

1.4 Изучить систему принципов гармонизации

1.5 Выполнить многофигурную композицию в различных художественно-графических техниках. Рекомендуемые художественные материалы: гуашь, акварель, пастель, тушь, цветные карандаши, акрил.

Алгоритм выполнения задания

1. Выбрать тему композиции. Дать название коллекции. Разработать слоган, девиз коллекции

2. Определиться с источниками творчества (в данном задании источником творчества могут быть объекты флоры и фауны, их архитектоника, структура, колористика, фактура и пластика), источников творчества может быть несколько.

3. Зарисовать источники творчества, используя графические материалы (формат А4). Акцент сделать на колористику костюма.

4. Проанализировать модные тенденции. Подобрать аналоги. Разработать планшет идей. (Создать коллаж на тему разрабатываемой коллекции).

5. Разработать концепцию проектируемой коллекции (1-2 стр. машинописного текста)

6. Выполнить не менее 30 фор-эскизов моделей (формат А4/2), опираясь на источники творчества и учитывая теоретические аспекты композиционного построения: ритм, цвет, фактура, стилизация и т.д.

7. Проанализировать эскизы, отобрать 5-7 моделей наиболее отвечающих разрабатываемой теме, стилистике, заданному ассортименту, композиции

8. Из отобранных эскизов составить модельный ряд, отработать более подробно конструкцию и декор выбранных моделей

9. Выполнить композиционные поиски по размещению 5-7 моделей на формате (на формате А4 показать композиционное расположение моделей относительно друг другу и относительно предполагаемому фону - заднику)

10. Наиболее интересную композицию представить в графическом варианте - 2-3 варианта в различных техниках, используя разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, белила, графитовый карандаш, тушь, перо, гелевая или шариковая ручки и т.п.)

11. На планшетах размером 55 х 75 см. отрисовать коллекции в чистовом варианте (при оформлении необходимо написать на планшете название коллекции или слоган (девиз), фамилию, имя автора). Оформить в паспарту или рамку.

Требования к отчету:

Отчётом о работе являются:

– чистовой вариант коллекции нарядной одежды для торжественных случаев, свадьбы» – задание а;

– чистовой вариант промышленной коллекции одежды – задание б;

– чистовой вариант коллекции сценических костюмов – задание в

– чистовой вариант авторской творческой коллекции – задание г.

– сопровождающий материал (фор-эскизы, не вошедшие в модельный ряд, композиционные поиски, зарисовки источника творчества) коллекций изделий представляется в отдельных папках.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определения понятиям: «колористика костюма», «форма», «индивидуальный стиль», «акцент», «конструкция», «пропорциональность», «гармонизация», «структура костюма»

2. Дайте определение понятию «коллекция», «промышленная коллекция», «авторская коллекция»

3. Что такое «цвет»? Какова его роль в дизайне костюма?

4. В чем специфика концепции в костюме?

5. Каково значение фактуры материала в композиции костюма?

6. Какие виды орнаментов Вы знаете?

7. Что такое «стиль?», «фирменный стиль?», «стайлинг»?

8. В чем заключается специфика свойств формы и цвета в дизайне костюма?

9. Каковы законы композиции?

10. В чём специфика зрительных иллюзий в композиции костюма?

11. В чем заключены требования к промышленным коллекциям швейных изделий?

12. Какие виды художественных систем Вы знаете?

13. Дайте развёрнутую характеристику художественной системе «коллекция»

14. Перечислите и охарактеризуйте этапы работы над коллекцией

15. Экология костюма как принцип проектирования одежды.

Заключение

Композиция – (от лат composition – сочинение, составление) система определённых правил, закономерностей и приёмов строения формы в искусстве, предназначенных для достижения единства формы и содержания, таким образом, композиция, есть завершенная целостность, определённая смыслом произведения искусства. Композиция как организующее начало необходимо там, где требуется предание предмету художественной ценности. Владение знаниями и навыками композиционного построения является основополагающим в профессиональной деятельности дизайнера при создании форм предметного мира – бытовых предметов, зданий, и других объектов дизайна и архитектуры, а так же при построении художественной формы костюма. Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне.

В зависимости от строения формы разделяют три вида композиции:

· плоскостная – построение изображения происходит в одной плоскости по двум координатам (ширине и высоте), примеры: графика, живопись и т.д.

· объёмные – это замкнутая трёхмерная форма, выполненная с учётом восприятия с разных точек наблюдения (какая либо осязаемая объёмная форма). Например: скульптура, головной убор, обувь и т.д.

· глубинно-пространственная или объёмно-пространственная – соотношение форм и элементов, рассчитанное на восприятие при движении в глубину пространства, например: интерьер, архитектура, планировка парков и т.д.

Костюм как произведение искусства соединяет в себе различные виды композиций. Орнамент ткани это плоскостная композиция, одежда из этой ткани – объёмная композиция. Взаимосвязь отдельных частей костюма: обувь, головной, убор, аксессуары, является примером глубинно-пространственной композиции. Задачи композиционного построения костюма является распределение его элементов таким образом, что бы как можно лучше выявить назначение костюма и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Композиция является одновременно категорией содержания (так как выявляет смысл) и категорией формы (так как гармонизирует форму).

Форма и содержание органически сливаются к костюме как в конечном результате деятельности дизайнера. Соединение всё выразительных средств в единое художественное целое в костюме называется его композицией. Эстетическая роль костюма – выявление красоты и духовного богатства человека, связь образа с внешней средой.

В результате изучения дисциплины «Композиция костюма» студенты должны:

иметь представление: о законах композиции как основополагающих категориях экспериментального творчества, логике композиционного формообразования, художественных системах в сфере дизайна одежды, принципах развития формы на основе исторического костюма, цикличности в развитии форм и периодичности их сменяемости; цветовой гармонии в костюме;

знать: основы изобразительной грамоты и приёмы линейно-объёмного рисунка; основные принципы композиционного построения костюма; свойства композиции, формы и их проявление в материале, свойства конкретных материалов, основы истории костюма и кроя, основополагающие принципы развития и гармонизации объёмной формы в пространстве и законы развития форм в природе, архитектуре, дизайне; образно-пластическую и орнаментально-конструктивную структуру костюма;

тенденции развития модной индустрии, законы зрительных иллюзий, принципы взаимодействия формы и материала в композиции; понимать суть промышленного моделирования; ассортимент одежды различных групп и специального назначения, графические способы передачи фактуры; принципы работы над одной, двух и многофигурной композиции;

– уметь: воплощать творческие замыслы в реальные модели и конструкции современной одежды, обуви, аксессуаров; применять методы проектирования изделий лёгкой промышленности, свойства композиции при создании костюма, использовать пластические свойства материалов для решения художественных задач при выполнении дизайн проектирования, воплощать замысел в реальный художественный образ; создавать современную конструктивную форму поясной и плечевой одежды комплектов, ансамблей по творческому источнику; добиваться стилистического единства за счёт аксессуаров, деталей, цвета, фактуры и т.д.; выбрать оптимальный метод активизации творческой деятельности и проектирования повышения эстетических качеств и улучшенной конструкции одежды, обуви, кожи, меха;

владеть следующими ключевыми компетенциями: методами проектирования изделий лёгкой промышленности и навыками выполнения композиционных решений различными выразительными художественно-графическими средствами; аргументацией и профессиональной терминологией в ходе представления и внедрения дизайн-проектов на изделия лёгкой промышленности.

Литература

1. Горина Г.С.: Моделирование формы одежды.– М.: Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1981.– 184.

2. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры / Ф. Готтенрот. –М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: ООО Издательство «Полигон», 2001. – 478с.

3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного проведения. 2-е изд. – М.: агентство «Издательский сервис», «Издательство Гном и Д», 2000. – 232 с.

4. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, ООО Совьяж Бево, 2005. – 380 с.

5. Композиция костюма Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: издательский центр «академия», 2003– 432с.

6. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары: Уч. для студ. вуз. / Ф.М. Пармон. -.М.: Ле

7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) – М.: м3-Пресс, 2001. – 252 с.

8. Современная энциклопедия Мода и стиль Аванта+. Мода и стиль/ Главный редактор А.В. Володин. – М.: издательство «Аванта+», 2002. – 480 с.: ил.

9. Сорины, сёстры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. –М.: «Издательство Гном и Д», 2001.– 224 с., ил. (Одежда плюс психология).

10. Сорины, сёстры. Язык одежды или Как понять человека по его одёжде. –М.: «Издательство Гном и Д», 2000. –224с.

11. Теория моды: одежда, тело, культура. Международный журнал 2009-2011

12. Журнал Индустрия моды

13. Журнал Ателье

14. Журнал International Textiles

15. Журнал Модный магазин

16. Журнал Мода. Имидж. Престиж.

17. Журнал Техническая эстетика

18. Журнал Упаковка

Интернет-ресурс

Sarafan.ru

fashionware.ru

Наши рекомендации