Мышление, этапы процесса мышления, виды мышления, основные характеристики мыслительных операций; формы мышления
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)
В различных концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:
1/Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
2 Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу "образ". Учение Павлова о сигнальных системах.* Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.
- Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже с приобретением навыков общения человек постепенно переходит на абстрактную(словесную).
Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17 - 18 годам у девушек и к 19 - 20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала "пройти" её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.
- Понятийное мышление
- Интуитивное мышление
- Теоретическое мышление
- Групповое мышление
- Визуальное мышление
- Количественное мышление
- Абстрактное мышление
- Конкретное мышление
- Речевое мышление
- Эмоциональное мышление
- Логическое мышление
- Творческое мышление
- Продуктивное мышление (см.: Вертгеймер, Дункер)
- Алгоритмическое мышление
- Альтернативное мышление
- Практическое мышление
История изучения
В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
Гештальтпсихология в лице Макса Вертгеймера и Карла Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.