Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений, совершенных группой лиц.
Вопросы, исследуемые с помощью судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений, совершенных группой лиц.
Обычно СПЭ для решения подобного рода вопросов назначается, когда необходимо дифференцировать статус в преступной группе, роль каждого обвиняемого в содеянном, исследовать специфику внутригрупповых отношений лиц, входящих в организованную преступную группу (преступное сообщество). Например, при назначении СПЭ в подобных случаях могут быть поставлены следующие вопросы
— Какие для обвиняемого с учетом особенностей его личности являются наиболее предпочтимыми социальные роли, ролевые позиции в межличностных отношениях, в групповых формах поведения, социально-ролевые функции, которые он мог (указываются обстоятельства) выполнять?
Первый опыт исследования подобного рода вопросов в форме письменной консультации специалиста психолога, которую проводил по уголовному делу доктор психологических наук М.М. Коченов, относится к 1970 г
— Мог ли он по своим индивидуально-психологическим, характерологическим особенностям личности быть в числе лидеров группы?
— Какие психологические мотивы могли повлиять на его участие в групповых формах преступного поведения?
При выявлении в поведении или в структуре личности обвиняемого негативных признаков вследствие пребывания его в преступной группе (секте), особенно в случаях, когда у него замечены явно аномальные (патологические) поведенческие реакции, целесообразно проводить, как это рекомендует И.А. Кудрявцев, комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) для решения следующих вопросов
— Какое воздействие оказало пребывание обвиняемого в составе группы (секты) на его психику, сознание, интеллектуальную сферу, индивидуально-психологические особенности личности?
— Не привело ли воздействие группы к каким-либо психическим расстройствам, к формированию или патологическому заострению у него личностных аномалий, оказавших существенное влияние на его поведение в ситуации (указывается содержание ситуации)?
Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних.
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних.
Уже сам по себе перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории (ст 421 УПК), а также содержание ч 3 ст. 20 УК указывают на то, какие вопросы должны быть исследованы в обязательном порядке. Ответы на большинство из них просто невозможно получить без проведения СПЭ либо КСППЭ. Вот некоторые из этих вопросов, которые, как нам представляется, должны быть вынесены на разрешение экспертов.
— Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность несовершеннолетнего обвиняемого, его познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сфера, его сознание? Каков уровень его психического развития?
— Могли ли его индивидуально-психологические особенности (в необходимых случаях они указываются) оказать существенное влияние на совершение им противоправных действий?
— Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя отставание в психическом развитии или иные аномалии психического развития, если имеются, в чем они выражаются, каковы их причины и какое влияние они могли оказать на его поведение в исследуемой ситуации.
— Мог ли он с учетом уровня своего психического развития, отставания в нем в полной мере осознавать в конкретной ситуации фактический характер общественную опасность своих действий и руководить ими.
Если речь идет о расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним обвиняемым, то приведенный выше вопрос следует несколько конкретизировать применительно к данному виду преступного посягательства, тем более, если потерпевшей оказалась также несовершеннолетняя.
— С учетом особенностей психического развития несовершеннолетнего, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, содержания ситуации сексуального посягательства, мог ли он полностью осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и в полной мере руководить ими.
— Учитывая особенности психического развития обвиняемого, индивидуально-психологические особенности его личности, мотивационной сферы, интеллекта, можно ли прийти к выводу о том, что он правильно воспринимал (понимал) поведение потерпевшей, ее мотивы, подлинные намерения в качестве согласия (либо несогласия) на вступление с ним в интимные отношения.
— Не страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния каким-либо психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)'
Ответ на данный вопрос побуждает назначить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу для определения медицинского критерия невменяемости (см. ч. 1 ст. 21 УК), а также выявить наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости (ст. 22 УК).
Если несовершеннолетней оказалась также и потерпевшая, которая подверглась сексуальному посягательству, то в ходе расследования преступления необходимо и в отношении нее провести СПЭ. Такой подход допустим, когда в ходе следствия выявляются признаки «способствующего поведения» потерпевшей, по существу сыгравшего провоцирующую роль В результате этого обе стороны могли неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать смысловое содержание поведения друг друга В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой двусторонней экспертизы с использованием соответствующих методик исследования личности как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская).
Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-психологической экспертизы «имеет существенную особенность способность понимать психическое состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим путем, но и в значительной степени за счет выработанной жизненным опытом интуиции и таких психических явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность и т.п ». Поэтому объектом экспертизы являются не только психические познавательные процессы, но и сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказались потерпевшая и обвиняемый.
В подобных случаях перед СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы
— Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию сопротивления обвиняемому'
Или
— С учетом индивидуально-психологических особенностей возраста потерпевшей, ее умственного развития, психического состояния в момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер, смысловое содержание и значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего поведения и поведения обвиняемого
— Оценивала ли потерпевшая создавшуюся ситуацию (обстановку) как безвыходную
— Могли ли оказывать какое-либо негативное влияние на произвольность поведения потерпевшей те или иные особенности ее личности, психическое состояние
— Способна ли была она руководить своими действиями, выразить свою волю в момент нападения на нее обвиняемого
Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом преступлении, в том числе сексуального характера, и по материалам дела видно, что на него не могла не оказывать влияние группа, т.е. имел место феномен групповой зависимости обвиняемого, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос:
— Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности правонарушителя, какое влияние на него могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?
Перечисляя различные варианты вопросов перед СПЭ относительно индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, нельзя не отметить, что на практике иногда все еще встречаются случаи, когда некоторыми следователями (судами) перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, соответствовал ли (либо не соответствовал) уровень психического (возрастного) развития подростка, его «психологический возраст» паспортному (календарному) возрасту (или возрасту, с которого наступает уголовная ответственность, т.е. к 14, 16 годам). Считается, что вопрос в такой постановке с научной точки зрения некорректен, поскольку «понятие «психологический возраст», эквивалентное «периоду возрастного развития», принципиально не равноценно календарному паспортному возрасту, существенно шире его границ». Более того, в настоящее время в психологической науке нет еще достаточно надежных и четких критериев сопоставления отдельных показателей «психологического возраста»2.