Экстремальная прикладная социальная психология

Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внешних опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. В настоящее время в России практически все сферы находятся в экстремальном состоянии. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических социальных психологов в экстремальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной прикладной социальной психологии как самостоятельной отрасли.

Экстремальные ситуации требуют спецификации социально-психологической диагностики, психотехники воздействия и проведения консультирования, т. е. всех основных направлений профессиональной деятельности практических психологов.

Диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет свою специфику.

В этих условиях из-за цейтнота нельзя создать программу диагностики. Действия практического психолога определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видеосъемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного подхода и т.д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность «обнажается». Надо только все это зафиксировать.

В экстремальных ситуациях работают не психотерапия и тренинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера. Именно они применяются во время боевых действий, в борьбе с преступностью. Допускается здесь и «шоковая терапия».

Большое значение в экстремальных ситуациях имеют и специальная психологическая помощь, и реабилитационная работа, и социальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адаптации, участникам боевых действий, получившим тот или иной синдром, а также специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений в условиях боевых действий, террористических актов, а также в прифронтовой полосе.

Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать человека, помочь; в другом - присечь, например, слухи, панику; в третьем -провести переговоры; в четвертом - развенчать, шокировать противника; в пятом - оказать содействие в адаптации к новой культуре.

Как известно, экстремальные ситуации возникают в силу различных причин.

По источнику происхождения выделяют следующие экстремальные ситуации:

1) природные (лесные пожары, наводнения, землетрясения, сели, ураганы, снежные заносы, цунами, засуха, экологические бедствия);

2) техногенные (аварии, катастрофы);

3) эпидемиологические (эпидемии, вспышки инфекционных заболеваний);

4) социальные (терроризм, захват заложников, социальные конфликты (забастовки), гражданское неповиновение, гражданская война).

Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряженности.

Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение:

1) определенные социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, продолжительность жизни);

2) криминальные последствия;

3) психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, паника, агрессия или надежда на чудо;

4) недоверие к власти, ее представителям;

5) поведенческий аспект, связанный с протестом.

Можно также выделить три уровня развития социальной напряженности: низкий - практически не влияющий на общественную стабильность и безопасность; средний - заметно влияющий на жизнедеятельность общества; высокий - дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей. Опасность предъявляет особые требования к личности практического психолога, его профессиональной деятельности и готовности.

Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, практический социальный психолог должен быть адаптирован к ним, обладать стрессоустойчивостью и социально-психологической компетентностью [30].

В экстремальных ситуациях, возникающих в силу действия природных, техногенных и эпидемиологических факторов, практическим социальным психологам приходится сталкиваться с такими явлениями, как паника, слухи, посттравматический синдром.

Паника - реакция массового страха. В своем развитии она проходит несколько стадий. Практический социальный психолог обязан в случае необходимости дать рекомендации по ее пресечению.

Посттравматический синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания. Например, после землетрясения в Армении 86% обследованных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии заторможенности, с трудом осмысливали происходящее; 36% из тех, кто потерял близких родственников, потеряли память на события первых нескольких дней после землетрясения.

Психологические реакции на экстремальные ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций, от дистрессовых состояний и даже психологических расстройств до состояния мобилизованности.

Психологическую помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи, работающие в МЧС, МО, МВД РФ, здравоохранении. Главными принципами оказания помощи являются: безотлагательность, приближенность к месту событий, ожидаемость восстановления нормального состояния, единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств (алкоголизм, наркотические средства).

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидаемость: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что его источником должно выступать либо одно лицо, либо унифицированная процедура обращения.

Психологическое воздействие направлено на то, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, обеспечить безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

Для снятия посттравматического стресса проводятся психолого-реабилитационные курсы, т.е. оказывается социальная и психологическая помощь. Эти меры могут включать в себя психодиагностику, консультирование, психотерапию, дибрифинги.

Дибрифинг - метод работы с групповой психической травмой (Дж. Митчелл). Цель дибрифинга заключается в сведении к минимуму последствий патогенного источника на группу путем организованного обсуждения происшедшего события.

При этом используют и групповые методики, и санаторно-курортное лечение, и восстановление в специальных центрах [16]. Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье, близким родственникам и т. д.

В последнее время наиболее часто возникают экстремальные ситуации, являющиеся социальными по своему происхождению. Имеются в виду терроризм, в том числе политический, захват заложников, забастовки, гражданские формы протеста и неповиновения, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, очаги гражданской войны.

Важную роль в урегулировании социальных конфликтов, освобождении заложников могут сыграть практические социальные психологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность. Последняя позволяет грамотно проводить переговоры; правильно составить обращение к толпе; использовать специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.

Переговоры имеют различные цели: урегулирование трудовых конфликтов, освобождение заложников и т.д.

В настоящее время издана обширная литература об этапах, технике проведения переговоров (Н. В. Гришина, М. М. Лебедева и др.), в частности, практика проведения переговоров подробно освещена в книге «Основы социально-психологической теории» под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова (Рязань, 1995. - С. 100, 109, 236 - 240).

Весьма непростую задачу представляет собой обращение к толпе и психологическое воздействие на участников массовых беспорядков.

Психологическое воздействие в целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов.

На первой стадии воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцессе; сдерживание экстремальной ситуации посредством обращений к гражданам, ведения с ними переговоров, организации специальных мероприятий.

Следует иметь в виду, что в основе большинства экстремальных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты. Поэтому практический социальный психолог должен быть готовым к участию в урегулировании социальных конфликтов.

Специалисты в области конфликтов должны опираться на специальную теорию.

В этом контексте особое значение приобретают прогнозирование, картография социальных конфликтов, анализ их причин возникновения, практики разрешения.

При возникновении межнациональных конфликтов с применением оружия можно спровоцировать ситуацию и привести к эскалации конфликтов путем дезинформации, запуска слухов. Поэтому особая ответственность ложится на средства массовой информации в условиях не только чрезвычайного положения, но и социальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос об объективности информации и корректности подачи материала. И здесь особая роль принадлежит практическим психологам. Разумеется, речь не идет об особом режиме работы средств массовой информации, и тем более об их ограничениях.

Экстремальная прикладная социальная психология связана не только с практикой, но и с общением, профессиональной подготовкой специалистов.

Главная цель экстремальной прикладной социальной психологии как учебной дисциплины должна состоять в формировании безопасного поведения личности и групп. При этом можно с успехом опираться на курсы «Безопасность жизнедеятельности» и «Безопасность человека» [2].

В то же время следует осуществлять специальную подготовку специалистов по действиям в экстремальных ситуациях, по формированию у них стрессоустойчивости и других свойств.

Одним из экстремальных факторов в условиях социальной напряженности и конфликтов является проблема адаптации «беженцев» из «горячих точек», переселенцев, эмигрантов и вообще межкультурного взаимодействия.

Процесс приспособления к новой культурной среде довольно часто сопровождается невротическими и психосоматическими расстройствами, девиантными и деликвентными отношениями, «культурным шоком», «культурной утомляемостью», «шоком перехода».

Процесс адаптации к новой культуре включает три основных этапа. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, переходящим в чувство уверенности и удовлетворения (Т. Г. Стефаненко).

Степень конфликтности и продолжительности адаптации к новой культуре зависит от социально-психологических характеристик переселенцев и особенностей своей и чужой культур.

С. Боккер описал четыре варианта адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия: 1) геноцид, т. е. уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция, т. е. постепенное добровольное или принудительное принятие традиций до полной идентификации с другой ментальностью; 3) сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество.

Исходя из этого, выделяются следующие типологии переселенцев:

1) «перебежчики», отбрасывающие собственную культуру;

2) «шовинисты», не признающие чужой культуры;

3) «маргиналы», колеблющиеся между двумя культурами;

4) «посредники», синтезирующие обе культуры.

В настоящее время имеются различные программы, способствующие адаптации к новой культуре. Среди них выделяют просвещение, ориентирование, инструктаж, тренинг и «культурный ассимилятор».

Цель просвещения - приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.

Межкультурный тренинг решает две главные задачи:

- знакомство с межкультурными различиями;

- повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

Цель «культурного ассимилятора» - научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.

«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, а также представлены четыре интерпретации поведения персонажей каждой ситуации.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации т.е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конфликтам. При этом межнациональные конфликты имеют не только социально-психологическую природу, но во многом объясняются экономическими и политическими причинами. Поэтому их разрешение связано с государственным устройством России, обеспечением национальной безопасности всех граждан страны независимо от их культурной и религиозной принадлежности.

Литература

1. Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е.В., Косолапова Ю. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. - М., 1993.-Т. 1,2.

2. Безопасность человека / Под ред. Л.И. Шершнева. - М., 1994.

3. Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи: Концепции и точки зрения: Сб. рабочих материалов. - М., 1996. - Ч. 1.

4. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Политическое консультирование. - М., 1999.

5. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М., 1999.

6. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения // Информационный бюллетень. - № 1. - 1996.

7. Зимичев А.И. Психология политической борьбы. - СПб., 1993.

8. Иванов В.И. Политическая психология. - М., 1990.

9. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М., 1994.

10. Кабанов М.М., Лычко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - М., 1983.

11. Как приспособиться к технологическим изменениям // Как добиться успеха / Под ред. В.Е. Хруцкого. - М., 1992.

12. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена, Р. Сибакавы. - М., 1989.

13. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л., 1980.

14. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М., 1995.

15. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга: (Технология организации избирательных кампаний). - М., 1993.

16. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1966. -№ 1(3).

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1992.

18. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. - Л., 1991.

19. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. - М., 1996.

20. Магазаник Н.А. Искусство общения с больным. - М., 1991. 2\.Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) / Пер. с англ. - М., 1993. - Ч. 1,2.

22. Николаев В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987.

23. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М., 1993. - Ч. 1,2.

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М., 1995.

25. Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. - М., 1980.

26. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. - СПб., 1993.

27. Cuнк С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М., 1989.

28. Современная психология. - М., 1999.

29. Сухов А.Н. Институт власти как объект социально-психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Интегративная антропология в решении задач здорового образа жизни». - М., 1995.

30. Сухов А.Н. Социально-психологическая компетентность сотрудников ОВД как условие их эффективной деятельности в экстремальных условиях. Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - Ростов н/Д, 1995.

31. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. -Л., 1984.

32. Телешевскш М.Э. Глазами больного. - Киев, 1985.

33. Урващев Л.П. Психология в работе врача. - Ярославль, 1993.

34. Феофанова О.А. США: реклама и общество. - М., 1974.

35. Харды И. Врач-сестра-больной. - Будапешт, 1981.

36. Что такое современный маркетинг // Как добиться успеха / Под ред. В.Е. Хруцкого. - М„ 1992.

37. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. - М., 1990.

38. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994.

39. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.

40. Яковлева Н.В., Коновалов О.Е., Гусева О.В. О социально-психологической готовности врачей к введению бюджетно-страховой медицины // Здравоохранение Российской Федерации. - 1993. - № 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея о написании отечественной прикладной социальной психологии витала буквально в воздухе. Интересы практики и учебного процесса требовали создания соответствующего учебного пособия.

Необходимо было собрать воедино, в систему все то, что имело отношение к прикладной социальной психологии, причем собрать материалы не в виде очередного альманаха методик, т.е. в одну бесформенную кучу, груду тестов, а с обоснованных в теоретическом отношении позиций.

Если раньше отечественная социальная психология страдала от монополизма, то теперь возникла другая крайность - стихия. Поэтому сегодня необходимы сравнительная социальная психология, «теоретический коридор», по которому должно идти развитие прикладной социальной психологии. Данное учебное пособие представляет собой в определенной степени одну из версий отечественной прикладной социальной психологии.

Так, до конца не выдержан теоретический подход, связанный с необходимостью учета специфики социально-психологических явлений. Видимо, в будущем будет создана «Прикладная социальная психология образования» и т.д. Это первое обстоятельство, вызывающее некоторую неудовлетворенность. Второе касается проблемы специализации в области психодиагностики, консультирования и психотехники воздействия в рамках какой-либо научной школы, ориентации. Упорядочение материала и профессиональной деятельности с этой точки зрения крайне важно в будущем.

Кроме того, по соображениям объема пришлось, по существу, совместить две книги в одну - о прикладной социальной психологии как социальной практике, учебной дисциплине и теории.

Разумеется, это не рядоположенные вещи. Задачи, стоящие перед каждым из аспектов прикладной социальной психологии, совершенно разные.

Первая - практических социальных психологов вооружить знаниями о схеме изучения объектов, готовой надежной методикой и процедурой ее применения.

Вторая - дать знания о социально-психологической диагностике, консультировании и психотехнологиях и сформировать умения по их использованию.

Третья - научно, сервисно обслужить как практику, так и обучение.

Собственно, и литература должна быть соответствующей: научно-регламентирующей, инструктивной, учебно-методической и научной. Но сегодня возможно в силу различных обстоятельств лишь совмещение указанных разновидностей литературы о прикладной социальной психологии. Такой компромиссный подход позволяет ее использовать и на практике, и в учебном процессе, и в научных целях. По мере накопления опыта, подготовки учебных изданий, разработки теории в области прикладной социальной психологии возникнут условия для издания работ, отвечающих всем требованиям мировых стандартов.

Тем не менее в данном учебном пособии освещен круг наиболее важных, узловых вопросов, относящихся к компетенции прикладной социальной психологии. Создан каркас, несущая конструкция данной отрасли психологии. В нем раскрыты возможности изучения конкретных социально-психологических явлений, а не просто методик; установлен баланс между организационным и психотерапевтическим подходом. Намеченный теоретический «коридор» позволяет решать практические вопросы и проблемы обучения основам прикладной социальной психологии более квалифицированно.

Таким образом, можно сказать, что в учебном пособии дан тот достаточный минимум, который позволяет практическим социальным психологам решать реальные проблемы в конкретных сферах, а профессорско-преподавательскому составу осуществлять их подготовку.

Содержание

Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.... 5

Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.. 5

§ 1. Предмет социально-психологической теории. 5

§ 2. Структура социально-психологической теории и ее значение. 8

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 14

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 14

§ 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. 14

§ 2. Характеристика социально-психологических теорий личности. 15

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.. 23

§ 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности. 23

§ 2. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности. 27

§ 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности. 30

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.. 33

§ 1. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности. 33

§ 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала. 35

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ.. 36

Глава 5. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ.. 36

§ 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.. 36

§ 2. Понятие и виды общения. 42

§ 3. Функции и трудности общения. 48

§ 4. Характеристика профессионального общения. 56

Глава 6. ДЕФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЙ.. 61

§ 1. Сущность и виды деформации социальных отношений. 61

§ 2. Деформации общения: криминогенный аспект. 64

Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.. 67

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.. 67

§ 1. Социально-психологический анализ общества. 67

§ 2. Понятие и классификация общностей и социальных институтов. 71

§ 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни. 74

Глава 8. МАЛЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИХ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.. 78

§ 1. Понятие и виды малых неформальных групп. 78

§ 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы.. 79

§ 3. Социально-психологические характеристики сложившейся группы.. 81

Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 84

§ 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи. 84

§ 2. Социально-психологические проблемы семьи. 87

Глава 10. КУЛЬТУРА И КЛИМАТ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 93

§ 1. Понятие и составляющие организационной культуры.. 93

§ 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций. 96

Глава 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЩНОСТЕЙ.. 101

§ 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям.. 101

§ 2. Психология менеджмента. 106

Глава 12. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.. 110

§ 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности. 111

§ 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ. 114

Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ДВИЖЕНИЙ.. 116

§ 1. Признаки больших социальных групп и движений. 117

§ 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений. 119

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ... 124

§ 1. Социально-психологическая сущность толпы.. 124

§ 2. Характеристика различных видов толпы.. 125

Глава 15. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.. 130

§ 1. Культура как социальный институт. 130

§ 2. Образование как социальный институт. 133

Глава 16. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.. 136

§ 1. Социально-психологическое измерение безопасности. 136

§ 2. Безопасная власть. 138

§ 3. Общественная безопасность. 140

Раздел V. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ.. 142

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ.. 142

§ 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности. 142

§ 2. Формы проявления социальной напряженности. 146

Глава 18. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ.. 149

§ 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды.. 149

§ 2. Конфликты в различных общностях. 151

Глава 19. ТЕХНИКА СНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 154

§ 1. Техника снятия социальной напряженности. 154

§ 2. Урегулирование конфликтов. 158

Глава 20. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 163

§ 1. Сущность социально-психологического воздействия. 163

§ 2. Характеристика социально-психологического воздействия. 168

Глава 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ И ПРОПАГАНДЫ... 173

§ 1. Понятие и функции моды.. 174

§ 2. Психология пропаганды.. 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 179

Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 180

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 180

Раздел VI. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.... 182

Глава 22. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 182

§ 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии. 182

§ 2. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития. 188

§ 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии. 195

Раздел VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.. 198

Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.. 198

§ 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики и воздействия. 198

§ 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. 201

Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 206

§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений. 206

§ 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике. 208

§ 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. 212

§ 4. Тестирование социально-психологических явлений. 214

§ 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. 217

Глава 25. ДИАГНОСТИКА КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.. 224

§ 1. Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения. 224

§ 2. Диагностика массовых социально-психологических явлений. 233

Глава 26. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.. 239

§ 1. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга. 239

§ 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования. 252

Раздел VIII. ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.. 263

Глава 27. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.. 263

§ 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи. 263

§ 2. Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп. 265

§ 3. Социально-психологическая диагностика личности. 267

§ 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения. 274

Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.. 286

Глава 28. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.. 286

§ 1. Функции и эффективность социальных организаций. 286

§ 2. Социально-психологическая диагностика социальных организаций. 290

§ 3. Формирование имиджа социальных организаций. 292

§ 4. Социально-психологический тренинг делового общения. 300

§ 5. Организационное консультирование, его сущностные характеристики. 317

§ 6. Базовый алгоритм организационного консультирования. 319

Раздел X. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 330

Глава 29. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.. 330

§ 1. Прикладная социальная психология и политика. 330

§ 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики. 332

§ 3. Прикладная социальная психология в образовании. 337

§ 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении. 340

§ 5. Экстремальная прикладная социальная психология. 344

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 348

Содержание. 349

Наши рекомендации