Тема 1. Общая характеристика чувственного отражения мира при слепоте и слабовидении

· Структура чувственного отражения мира

· Изменение сенсорной организации при слепоте

· Тип восприятия и влияние дефекта зрения на его формирование

Психическое отражение действительности посредством органов чувств называется чувственным. Оно составляет основу чувственного познания мира, ибо знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми качествами и свойствами предметов, явлений, ситуаций и событий.

Чувственное отражение мира реализуется следующими психическими процессами: ощущением, восприятием, представлением.

Ощущение обеспечивает отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на наши органы чувств. Ощущение является начальным моментом сенсомоторной реакции, первой ступенью познания.

В восприятии предмет или явление при их воздействии на органы чувств отражаются в целом, в совокупности их качеств и свойств.

Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений, ситуаций, событий внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств. В процессе представления чувственное отражение окружающего мира совершается и после прекращения действия раздражителей материального мира, т.е. в их отсутствие.

Результатом процессов чувственного отражения мира являются образы: образ ощущения, образ восприятия, образ представления.

Слепота или слабовидение обуславливают особенности чувственного отражения, так как в его сфере располагается первичный дефект – тяжелое нарушение зрительных функций или их полное отсутствие. Особенности чувственного отражения, обусловленные дефектом зрения, проявляют себя в сенсорной организации человека.Под сенсорной организацией в психологии понимается процесс поступления и координации сенсорной информации, т.е. информации, обеспечиваемой ощущениями.

В процессе общественно-исторического развития сформировалась сенсорная организация человека, отражающая его образ жизни и особенности деятельности. Она характеризуется сложившейся системой соотношения анализаторов, в которой ведущую функцию выполняет зрительный. Основу (ядро) сенсорной организации нормально видящего человека составляют зрительно-тактильно-кинестезические связи и оптико-вестибулярная установка.

При этом установка, согласно теории Д.Н.Узнадзе, рассматривается как состояние психологической преднастройки (сознательной или бессознательной) на восприятие определенного предмета, явления, ситуации под специфическим углом зрения или на совершение каких-либо действий в определенной ситуации. Установка характеризуется готовностью, предрасположенностью оптико-вестибулярного аппарата реагировать определенным образом.

Слепота изменяет межанализаторные связи, сложившиеся в процессе общественно-исторического развития человека: происходит перестройка взаимоотношения сохранных анализаторов и образование новых связей между ними. Это выражается в относительном преобладании осязания или слуха над зрением у некоторых частичнозрячих и их абсолютном доминировании у незрячих, что приводит к образованию нового, по сравнению с нормально видящими, ядра сенсорной организации. Под влиянием деятельности у слепых складывается тактильно-кинестезическо-слуховое ядро сенсорной организации, а в оптико-вестибулярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным. Такая межанализаторная перестройка, являющаяся результатом компенсаторного приспособления в условиях зрительной депривации, направлена на достижение адекватного чувственного отражения окружающего мира.

Слепота и слабовидение приводят к тому, что сохранные анализаторные системы приобретают в процессе деятельности, по выражению А.Г.Литвака, «компенсаторную гиперфункцию» [41, c.103]. Это сопровождается в ряде случаев повышением их чувствительности. Причем компенсаторным изменениям подвергается в основном различительная чувствительность, что обнаруживает себя в развитии способности к дифференциации одноименных раздражителей по их интенсивности и пространственному расположению.

Вместе с тем, пороги чувствительности при дефекте зрения также, как и у нормально видящих, не являются постоянными величинами. Они изменяются в зависимости от возраста, под влиянием физического и психического состояния индивида и прочих условий. Кроме того, известные закономерности ощущения сохраняются при слепоте и слабовидении, хотя их проявления имеют некоторые особенности.

Особенности сенсорной организации, обусловленные тяжелым нарушением зрения, проявляют себя и на такой ступени чувственного отражения мира, как восприятие. В процессе восприятия обычно принимает участие несколько анализаторов, ведущая роль одного из них определяется характером деятельности, выполняемой человеком. В зависимости от условий жизни человека, характера его деятельности один из анализаторов становится доминирующим. Это определяет ведущий тип восприятия данного индивида. При нормальном зрении у большинства людей формируется зрительный тип восприятия: они строят интерпретацию воспринимаемого на зрительных образах. И только меньшая часть людей имеет гаптический тип восприятия, предпочитая осязательно-кинестетическую информацию зрительной. «Причем, - как отмечает А.Г.Литвак, - доминирование зрения (возникающее как в филогенезе, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия» [38, с.89].

Доминирующее положение гаптический тип восприятия начинает занимать у тотально слепых и большинства частичнозрячих при наиболее значительном снижении остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже). Этому способствует характер учебно-познавательной и трудовой деятельности, так как овладение навыками восприятия наиболее информативных признаков предметного мира (формы, размера, соотношения частей и целого в объекте), овладение навыками чтения, письма происходит на основе осязательного восприятия.

Такие изменения сенсорной организации не могут «принципиально изменить характер отражения слепыми и слабовидящими объективного мира, полностью нарушить соответствие между образами и оригиналами» [41, с.101]. Об этом свидетельствует адекватность поведения слепых и слабовидящих в самых разнообразных жизненных ситуациях. Но вместе с тем образы чувственного отражения мира при нормальном зрении и его тяжелом нарушении отличаются. Эти отличия состоят не только в том, что из-за невозможности полной замены выпавших или редуцированных зрительных образов образами другой модальности отражается меньшее количество качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют определенные качественные отличия образов слепых и слабовидящих от образов нормально видящих. Они заключаются в снижении целостности, полноты, дифференцированности образов, скорости их возникновения. В связи с этим одна из главных задач образования, реабилитации слепых и слабовидящих – создавать условия к формированию их чувственных образов окружающего мира, по степени адекватности максимально приближающихся к образам нормально видящих.

Вопросы и задания к самопроверке

1. Объясните значение следующих ключевых терминов: ощущение, восприятие, представление, чувственное познание мира, чувственное отражение, образ ощущения (восприятия, представления), сенсорная организация человека, ядро сенсорной организации, зрительно-тактильно-кинестезические связи, установка, оптико-вестибулярная установка, тип восприятия.

2. Какие психические процессы обеспечивают чувственное познание мира?

3. Что в психологии понимается под сенсорной организацией? Дайте характеристику сенсорной организации человека с нормальным зрением.

4. Охарактеризуйте изменения в сенсорной организации человека при утрате зрения. Можно ли считать их проявлением компенсации слепоты?

5. В чем выражается «компенсаторная гиперфункция» сохранных анализаторных систем?

6. Что такое «ведущий тип восприятия»? Как тяжелая утрата зрения может повлиять на формирование ведущего типа восприятия?

7. Опишите возможное влияние дефекта зрения на образы чувственного отражения мира. Можно ли говорить о их полной неадекватности отображаемому?

8. Определите основные задачи тифлопедагога, организующего чувственное отражение окружающей действительности слепыми и слабовидящими детьми.

Литература для аннотирования и конспектирования

1. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985. с. 103-107

Наши рекомендации