Функции эмоциональных переживаний
Эмоции и эмоциональные состояния обеспечивают:
· Переживание и оценку субъективных состояний организма.
· Переживание и оценку необходимости взаимодействий с окружающим миром (деятельности) и всех условий, связанных с такими взаимодействиями.
· Переживание и оценку успешности взаимодействий с окружающим миром (деятельности) и всех факторов, влияющих на достижение успеха (Иванников, 2010; С. 211).
Эмоции наделяют жизнедеятельность и содержание индивидуального образа мира субъекта пристрастностью и избирательностью и обеспечивают (Вилюнас, 1990):
· Ориентировку субъекта в субъективной значимости (личностный смысл) предметов, явлений, событий.
· Функцию оценивания предметов, явлений, событий (пассивная форма пристрастности).
· Функцию побуждения к определенным взаимодействиям с предметным миром (активная форма пристрастности).
Эмоции обеспечиваю избирательность и пристрастность познавательных компонентов психической ориентировки на основе формирования эмоционально-когнитивных синтезов, (Вилюнас, 1976, 1990):
· Аффективно фиксированные ассоциации – совокупность образов и представлений, связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию в сознании самого эмоционального переживания, а также представления о породившей его ситуации.
· Эмоциональные обобщения: наряду с познавательными обобщениями по объективным признакам существуют обобщения вещей по характеру субъективного эмоционального отношения: различные явления могут быть отнесены к одному эмоциональному переживанию: приятное ощущение, мысль, человек; интересные явления, книги, люди.
Эмоции обеспечивают интеграцию всех физиологических процессов, психических функций и поведения в единую функциональную систему с целью достижения определенного результата (Анохин, 1978).
Выделяются также коммуникативные, сигнальные, регулятивные, мотивационные, защитные и другие функции эмоциональных переживаний.
Тема 2
Состав и классификации эмоциональных явлений
1. По характеруэмоционального тона – врожденного органического эмоционально-аффективного переживание общего состояния организма и эмоционально-безусловного реагирования на различные внешние и внутренние раздражители – различают:
· Переживание удовольствия (положительный тон эмоций).
· Переживание неудовольствия (отрицательный тон эмоций).
2. По времени появления в онтогенезе выделяется ряд первичных, «базовых» эмоций:
Первичная эмоция | Субъективно переживаемое состояние |
Интерес – удивление | Любопытство, побуждающее к исследованию новых ситуаций и объектов |
Радость – удовольствие | Переживание успеха при достижении желаемых результатов, исполнении желаний |
Гнев – возбуждение | Переживание повышения внутренней активности, стремления преодолевать препятствия, активно действовать |
Страх – тревога | Переживание опасности и стремления ее избежать |
Отвращение | Переживание склонности избежать контактов с определенными предметными условиями |
Печаль – грусть – скука | Переживание отсутствия успешности, невозможности достижения успеха. |
Базовые эмоции (удовольствие, удивление, страх, гнев, отвращение, печаль) в процессе развития ребенка в онтогенезе приобретают качественное разнообразие. В зависимости от особенностей взаимодействий (общения) с другими людьми и овладения предметными действиями расширяется диапазон субъективно переживаемых эмоций и эмоциональных состояний (модальностей):
· Эмоции ожидания и прогноза: волнение, тревога, страх…
· Эмоции удовлетворения и радости…
· Фрустрационные эмоции: отвращение, разочарование, гнев, страх, уныние, грусть…
· Коммуникативные эмоции: обида, гнев, стыд, вина, презрение, гордость...
· Интеллектуальные эмоции: удивление, интерес, чувство уверенности, догадки…
3. По особенностям побуждения к активным действиям противопоставляют:
· Стенические эмоции – повышают общую активность и целенаправленность поведения.
· Астенические эмоции – снижают активность и целенаправленность поведения.
4. По уровням функциональной организации:
· Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности: «беспредметные» (предметно не отнесенные) переживания состояний собственного организма.
· Уровень предметно отнесенных эмоций и чувств: фиксируют отношение к воспринимаемым предметам, ситуациям, а также к предметно направленным действиям и их результатам.
· Высшие социализированные чувства человека, характеризующиеся обобщенностью и осознаваемостью (Леонтьев А.Н., 2000).
5. По двум основаниям: а) ситуативность – надситуативность эмоциональных явлений; б) эмоции, характеризующие отношения субъекта к объектам – эмоции, характеризующие состояния субъекта (Г.М. Бреслав).
Ситуативные эмоциональные явления | Надситуативные эмоциональные явления | |
Эмоциональные явления, характеризующие, что и как является значимым для субъекта | Ситуативные предметно-отнесенные эмоции. | Высшие чувства, эмоциональные обобщения. |
Эмоциональные явления, характеризующие то, каким образом субъект склонен реагировать на события и явления внешнего мира | Настроения, эмоциональные состояния субъекта. | Эмоциональные черты характера и свойства личности. |
Тема 3