Обратимся к проблеме дифференциации половых ролей
В работе Смелзера «Социология» предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих конкурирующих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.
Сторонники теории функционализма Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.
Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.
Таким образом, у человека уже с детства формируются представления о роли женщины и мужчины в семье, на которые он и ориентируется впоследствии.
Представители теории конфликта Парсонс и Бэйлс полагают, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами).
Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом (господство мужчин над женщинами, принявшее форму твердой социальной системы) и экономической структурой.
Сторонник неопсихоаналитической теории Чодорова начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт, что «женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек». В детстве и мальчики, и девочки в большей или меньшей мере отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей мере испытывают трудности, связанные с формированием мужского самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже всей жизни.
7 слайд:
Анализ литературы по данной проблематике позволяет сделать следующие выводы:
Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.
Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе, что может служить причиной многих социальных конфликтов и поводом к активным действиям. Необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.
Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности, что подтверждает приверженность гендерной стереотипизации, а это в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту, при отсутствии чёткого осознания причин его возникновения.
Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, в некоторой мере наносит ущерб психологическому здоровью людей.
Философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской – женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» [1. С. 271]. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.
8 слайд:
Приведем пару фактов, опираясь на статистику.
Статистика:
1) Дискриминация женщин в науке
Два месяца назад «Газета.Ru» рассказывала о результатах исследования ученых из Университета Индианы (США), в котором они проследили за гендерным неравенством в современном мире науки. Проведя междисциплинарный количественный анализ публикаций, ученые под руководством профессора Кассиди Сугимото установили, что среди авторов научных работ доли женщин и мужчин в мире составляют 30 и 70% соответственно, а что касается ведущих авторов научных статей, то на каждую женщину приходится в среднем двое мужчин.
Проблема гендерного неравенства в науке беспокоит и ЮНЕСКО: по данным этой организации, охватывающим 129 стран, на сегодняшний день в мире лишь один из трех научных исследователей является женщиной.
За последнее десятилетие доля женщин-исследователей в мире увеличилась всего на 12%
2) Газета. Ру от 16. 02.2011
Женщины, считают в ООН, мало представлены в выборных органах, в частности, в Госдуме пятого созыва (2007—2011 года) только 13,8% депутатов женщины, а в правящей партии «Единая Россия» их 14%. В Совфеде из 169 сенаторов 8 женщин, что составляет 4,7% его состава. Государственные должности прокуроров и следователей занимают 37% женщин и 63% мужчин.
Из-за гендерных стереотипов, говорится в докладе, женщины имеют меньше возможностей для карьерного роста. Разрыв в оплате труда между российскими мужчинами и женщины, по данным ООН, составляет 35—40%.