Роль консультанта. Консультанты адлерианского направления выступают прежде всего в качестве диагностов, учителей и образцов поведения в равноправных отношениях

Консультанты адлерианского направления выступают прежде всего в качестве диагностов, учителей и образцов поведения в равноправных отношениях, которые они устанавливают со своими клиентами. Они пытаются выяснить, почему клиенты склоняются к тому или иному способу мышления и поведения. Консультанты делают вывод, опираясь на накопленную информацию о членах семьи и ранних детских воспоминаниях клиента. Затем консультанты обсуждают с клиентами свои интерпретации, впечатления, мнения и чувства и стараются установить терапевтические отношения. Клиента поощряют к анализу и изменению неправильного образа жизни, развивая его социальную направленность (Adler, 1927, 1931).

Консультанты-адлерианцы часто активнощелятся с клиентами догадками или предположениями и зачастую руководят их действиями, давая подготовительные задания, например действовать «как если бы» клиент был тем, кем ему хотелось бы. Консультанты, придерживающиеся адлерианского подхода, используют множество методов, некоторые из которых заимствованы из других подходов. (Адлер не давал четких указаний о том, как конкретно консультанты должны применять его теорию.) Как правило, консультанты – последователи Адлера мало используют оценочные методы типа психологических тестов, но они обычно используют анкетные автобиографические опросники для сбора данных. Они в целом избегают диагнозов, основанных на DSM-IV, но используют свои собственные термины, например «обескураженность», для описания динамики, с которой сталкиваются при изучении личности.

Цели

Цели консультирования по Адлеру группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни. Это может быть развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни, или помощь клиентам в преодолении чувства неполноценности. Одна из главных задач консультирования по

Адлеру состоит в том, чтобы поддержать клиентов в формировании социального интереса (Adler, 1931). Согласно Адлеру, социальный интерес является внутренним потенциалом «который должен сознательно развиваться и усваиваться» (Watts, 1996, р. 169). Неправильным стилем жизни считается эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных представлениях и связанный с чувством неполноценности. Чувство неполноценности может быть обусловлено врожденными физическими или психическими дефектами, а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью. Необходимо корректировать такие чувства и избавляться от нежелательных форм поведения. Чтобы добиться этого, консультант принимает роль учителя и интерпретатора событий. Консультирование по Адлеру направлено на целостную личность (Kern & Watts, 1993).

Клиент в конечном счете вправе решать, какие интересы предпочесть – социальные или личные, однако специалисты, придерживающиеся адлериаиского подхода к консультированию, настаивают на четырех целях терапевтического процесса (Dreikurs, 1967; Kottman & Wariick, 1990; Mosak, 1995).

1. Установление и поддержание равноправных отношений консультирования.

2. Анализ стиля жизни клиента.

3. Интерпретация стиля жизни клиента, способствующая пониманию его сущности.

4. Переориентация и переобучение клиента, сопровождающиеся изменением поведения.

Методы

Установление отношений консультирования является критическим моментом в достижении целей адлерианского консультирования. Существует ряд методов, которые помогают ускорить этот процесс. Консультанты этой школы пытаются устанавливать теплые, благожелательные, сочувственные, дружественные и равноправные отношения с клиентами. Консультирование считается плодом совместных усилий (Adler, 1956). Консультанты активно выслушивают клиентов и реагируют «примерно таким же способом, как это делают приверженцы личностно-центрированного консультирования» (Gilliland & James, 1998, p. 57). Они пытаются помочь своим клиентам определить конкретные цели и установить, что должно предшествовать достижению этих целей. Консультант также может сосредоточиться на мобилизации возможностей клиента. Время от времени консультант может применить метод конфронтации, чтобы продемонстрировать непоследовательность клиента. Основная цель консультанта состоит в том, чтобы сохранять гибкость процесса взаимодействия и с его помощью стимулировать ответственность клиента (Dinkmeyer, Dinkmeyer & Sperry, 1987).

После того как отношения установлены, консультант концентрируется на анализе стиля жизни клиента, включая исследование семейной истории, анализ ранних воспоминаний, сновидений и приоритетов. Как отмечалось раньше, состав семьи и атмосфера, в которой растут дети, значительно влияют как на самовосприятие, так и на восприятие других. Не существует детей, рожденных в абсолютно одинаковых условиях, но «порядковый номер» ребенка и семейная атмосфера оказывают огромное воздействие на развитие и поведение. Часто клиент оказывается способен добиться инсайта, обращаясь к детским воспоминаниям, особенно к воспоминаниям о событиях, произошедших до десятилетнего возраста. Адлер (Adler, 1931) утверждал, что человек хранит те личные воспоминания о событиях детства, которые совместимы с его нынешними представлениями о себе самом, о других и мире вообще. Консультанты – последователи Адлера занимаются анализом содержания и изучением определенных деталей ранних воспоминаний (Slavik, 1991; Statton & Wilborn, 1991; Watkins, 1985). Фигуры прошлого трактуются скорее как прототипы, а не как конкретные личности: они могут олицетворять отношение клиента к силе, слабости, мужчинам, женщинам и ко всему остальному. Анализ недавних и прошлых сновидений – это часть анализа стиля жизни. Согласно теории Адлера, сновидения являются репетицией возможных в будущем действий. Особенно важны повторяющиеся сновидения. Анализ приоритетов клиента также полезен в понимании его стиля жизни. Клиент может постоянно придерживаться одного доминирующего стиля жизни, например всегда пытаться угождать другим, если его не вынудят измениться.

Далее консультанты стараются помочь клиентам достичь понимания, главным образом задавая открытые вопросы и интерпретируя ответы. Открытые вопросы дают возможность клиентам исследовать отдельные моменты своей жизни, на которые ранее он не обращал особого внимания. Интерпретация часто принимает форму интуитивных предположений. Способность к сопереживанию особенно важна в этом процессе, консультант должен почувствовать, что переживает клиент, приступая к анализу глубинных причин своего поведения. Б некоторых случаях интерпретация основывается на общем знании консультантом порядка рождения и состава семьи. Для консультирования, основанного на принципе равноправия, характерно, что клиента никогда не принуждают принимать точку зрения консультанта. Чтобы добиться изменения поведения, консультант использует ряд специфических методов.

· Конфронтация. Консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты, исследуя собственную логику, осознают, что могут изменить как ее, так и свое поведение. .

· Задавание ^вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы вам было хорошо?» Клиентам часто задают «вопрос» в течение первичного интервью, но это уместно и в другое время.

· Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека (Dinkmeyег & Losoncy, 1980; Dreikurs & Soltz, 1964). Консультанты поддерживают своих клиентов, сообщая им веру в то, что изменение поведения возможно. Поддержка – ключ к продуктивному выбору жизненного стиля.

· Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть, – например, персонажами своих снов (Gold, 1979). Адлер первоначально позаимствовал идею действия «как будто» от Ганса Вейхингера (Vaihinger, 1911), который написал, что люди создают миры, в которых они живут, исходя из своих предположений о мире.

· «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения. Например, мать, которая всегда действует свысока по отношению к дочери, после изобличения ее в этом может продолжать так действовать и дальше, но уже с другим результатом.

· Владение собой. Клиенты учатся распознавать саморазрушительные действия или мысли. Сначала консультант может помогать в этом процессе, но, в конечном счете клиенты принимают ответственность на себя.

· Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные, достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям. Консультирование заканчивается, когда клиент достигает изменения поведения и начинает осуществлять некоторый контроль над своей жизнью.

· Кнопка пуска. Клиентам дают понять, что они имеют возможность выбрать, на какие стимулы в их жизни обращать внимание. Они учатся вызывать чувства (в которых они испытывают недостаток), концентрируясь на них мысленно. Эта техника подобна «нажатию кнопки», потому что клиенты могут выбирать, какие переживания им запомнить – отрицательные или положительные (Mosak, 1995).

Применяя все эти техники, консультанты не должны смотреть на клиента как на «восковую куклу» – то есть «считать, что клиент "включается" в консультирование и пытается выполнить все требования консультанта. Злость, разочарование, соблазны, мучения и масса других ловушек поджидают излишне доверчивого консультанта в том случае, если клиент настроен против изменения» (Gilliland & James, 1998, p. 63).

Наши рекомендации